Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 17:28, курсовая работа
Цель выполнения курсовой работы: рассмотрения вопросов теоретической основы финансового права и источников финансового права.
Задачи выполнения курсовой работы:
- рассмотреть понятие и предмет финансового права;
- рассмотреть систему финансового права;
- рассмотреть связь финансового права с другими отраслями права;
- рассмотреть сферу деятельности финансового права;
- рассмотреть систему источников финансового права;
- рассмотреть нормативный правовой акт – как основной источник финансового права;
- рассмотреть нормативный договор как источник финансового права;
- рассмотреть судебный прецедент как источник финансового права.
Введение ...................................................................................................................... 3
Раздел 1 Теоретические основы финансового права………………………….. 6
1.1 Понятие и предмет финансового права………………....................................... 6
1.2 Система финансового права……………………………………………………. 8
1.3 Связь финансового права с другими отраслями права ….................................. 12
Раздел 2 Источники финансового права …………………………..…………… 14
2.1 Сфера деятельности финансового права………………………........................... 14
2.2 Система источников финансового права………………………………….......... 15
2.3 Нормативный правовой акт – основной источник финансового права……… 17
2.4 Нормативный договор как источник финансового права ……………………. 24
2.5 Судебный прецедент как источник финансового права ……………………… 25
Заключение (выводы и предложения) ................................................................... 27
Список использованной литературы ..................................................................... 29
Предложения ……………………………………………………………………... 30
Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических и физических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Различают следующие формы страхования:
Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляции их в денежные фонды и предоставлении другим субъектам во временное использование на началах возмездное и срочности. Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношения стали более разнообразными по своему содержанию и кругу участников. Согласно законодательству различают две формы кредита:
Финансовое право в зависимости от соотношения регулируемых общественных отношений и юридических норм, его составляющих, состоит из двух частей: общей и особенной.
Общая
часть финансового права
Особенная
часть финансового права
1.3 Связь финансового права с другими отраслями права
Финансовое право нельзя рассматривать обособленно от остальных отраслей права. Оно тесно соприкасается с такими отраслями права как:
Тесно соприкасается финансовое право и с курсом «Экономика финансов» и «Экономическая теория». Однако данный курс рассматривает финансы и финансовую деятельность как экономическую категорию, в то время как финансовое право рассматривает финансы в качестве объекта регулирования посредством финансово-правовых норм в целях аккумуляции, перераспределения и использования государством денежных фондов.
Конституционное право - ведущая отрасль в системе права. Оно закрепляет основы правового положения личности, общественного строя российского государства, его федеративное устройство, систему и принципы организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Как и все отрасли права, финансовое право базируется и развивается на этих основах. Конституционное право содержит также нормы, непосредственно относящиеся к финансовому праву. Конституционное право закрепляет исходные начала как финансового права в целом, так и каждого финансово-правового института.
Поскольку
значительная часть образования, распределения
и использования
Связь
финансового права с
Финансовое
право находится в тесной связи
с гражданским правом, поскольку
в его предмет среди
Финансовое
право связано и с другими
отраслями российского права. Однако
в рассмотренных случаях
Раздел 2 Источники финансового права
2.1 Сфера деятельности финансового права
Вся
деятельность государства по аккумуляции,
перераспределению и
Основной рычаг государства по аккумуляции денежных средств для обеспечения функционирования государственной власти, да и общества в целом - это налоги. Поэтому нормами финансового права регулируется и институт налогов.
Кроме того, нормами финансового права регулируются отношения в области государственного кредита, т.е. отношения государственного внутреннего и внешнего долга. Этими же нормами регулируются и вопросы страхования.
К финансовому праву относятся и нормы, регулирующие банковскую деятельность, и вопросы банковского кредита. И это вполне естественно. Ведь аккумулируется и перераспределяется вся реальная физическая масса денег, функционирующая в государстве как по наличному, так и безналичному расчету, именно через банковскую систему, которую возглавляет Центральный банк Российской Федерации. Через банковскую систему аккумулируются и перераспределяются и все средства государственной казны.
К
нормам финансового права относятся
также нормы, регулирующие денежное
обращение, валютное законодательство
и законодательство о расчетах, движении
ценных бумаг.
2.2 Система источников финансового права
Как мы смогли заметить, финансовое право представляет собой весьма обширную учебную дисциплину, тесно взаимосвязанную со многими другими отраслями права и регулирующую широкий круг общественных финансовых отношений. Тем не менее, финансовое право является самостоятельной отраслью права, что определяется в первую очередь предметом регулирования, особенностями метода регулирования и наличием системы финансового права.
Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.). Под источниками финансового права принято понимать способ внешнего выражения правовых норм.
Итак, источники финансового права Российской Федерации - это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (федеральных и субъектов Федерации) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.
Согласно
разделению компетенции по правовому
регулированию области
Несмотря на обширную сферу регулирования финансового права, как такового специального источника (будь то, например, кодекс), в котором бы мы смогли найти свод правил по финансовому праву - нет. Отсутствие такого источника в финансовом праве обусловило необходимость принятия кодифицированных нормативных актов по отдельным основным подотраслям финансового права - бюджетному и налоговому (Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ).
В
настоящее время расширяется
сфера регулирования финансовых
отношений законодательными актами,
что важно для повышения
2.3 Нормативный правовой акт - основной источник финансового
права
Основным
источником финансового права в
Российской Федерации является нормативный
правовой акт. Он представляет собой
результат правотворчества
К нормативно-правовым актам как источникам финансового права относятся:
1) Конституция Российской Федерации.
Главный источник финансового права - Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований. В Конституции РФ закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям.
Многие ее нормы имеют прямую финансово-правовую направленность:
- ч.1 ст.8 гласит о гарантии единства экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции и экономической деятельности;
- норма ст.57, устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы;
- норма п. «з» ст. 71, закрепляет в ведении Российской Федерации федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития;
- норма ч.3 ст. 75, определяет, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом;
- норма ч.4 ст. 75, устанавливающая, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе;
- ч. 5 ст. 101, учреждающая Счетную палату для контроля за исполнением федерального бюджета;
- ч.3 ст. 104, устанавливающая, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ;
- ст.106, закрепляющая, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета, б) федеральных налогов и сборов;