Виды финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:40, реферат

Описание

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка.
Наряду с государственным и ведомственным контролем появилась новая организационная форма финансового контроля – аудиторство.

Содержание

Введение
Финансовый контроль
Виды финансового контроля
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Виды финансового контроля.docx

— 36.77 Кб (Скачать документ)

Московский  Государственный Университет Экономики,

Статистики  и Информатики

МЭСИ 

Реферат

По дисциплине: Финансовое право

На тему: Виды финансового контроля 
 
 
 
 

Выполнила студентка 

Группы  ДНФ -402

Конобеева Наталья

Проверил: Тюрин И.В. 

Москва

2011

 

Содержание

Введение

    1. Финансовый контроль
    2. Виды финансового контроля

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных  рычагов. Один из наиболее важных рычагов  управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном  этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально  новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности  и нового для страны финансового  рынка.

Наряду с государственным  и ведомственным контролем появилась  новая организационная форма  финансового контроля – аудиторство.

Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются Конституцией Российской Федерации. В настоящее  время, когда Россия переживает период становления рыночных отношений  и связанных с этим преобразований всех государственных институтов, происходит процесс разграничения полномочий между федеральной властью и  субъектами Федерации. Очень остро  стоит вопрос о необходимости  определения задач и функций  различных контрольных органов  исполнительной и представительной власти.

 

Глава I. Понятие и сущность финансового контроля

    1. Сущность финансового контроля

      Финансовый контроль – составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

     Финансовый  контроль – это контроль за законностью  действий в области образования  и использования денежных средств  государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

     Финансовый  контроль включает в себя: контроль за исполнением федерального бюджета; бюджетов субъектов Российской Федерации; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего  долга; государственных резервов.

     Объект  финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения  опосредствуется денежными отношениями.

     Конкретные  формы и методы финансового контроля позволяют обеспечить интересы и  права как государства и его  учреждений, так и всех других экономических  субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

     Государственный финансовый контроль предназначен для  реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью  государственных предприятий и  учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной  сферы экономики затрагивает  лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения  учета и отчетности.

     Финансовый  контроль за деятельностью предприятий  включает также контроль со стороны  кредитных учреждений, акционеров и  внутренний контроль.

     Финансовый  контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих  финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются  нормы, предусматривающие его специфику  в отдельных финансовых правовых институтах.

     Основное  содержание финансового контроля в  отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в:

а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и 

органами местного самоуправления, организациями и  гражданами;

б) проверке правильности использования государственными и

муниципальными  предприятиями, учреждениями, организациями,

находящихся в  их хозяйственном ведении или  оперативном управлении

денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств  и других

средств);

в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов

и хранения денежных средств предприятиями, организациями,

учреждениями;

г) выявлении  внутренних резервов производства;

д) устранении и  предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

В случае их выявления  в установленном порядке принимаются  меры

воздействия к  организациям, должностным лицам  и гражданам,

обеспечивается  возмещение материального ущерба государству,

организациям, гражданам. 

    1. Виды  финансового контроля

    Финансовый  контроль подразделяется на несколько  видов по разным основаниям.

      В зависимости от времени проведения  он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

      Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

      Текущий (оперативный) финансовый контроль – это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций ( в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и.т.д.).

      Последующий финансовый контроль – это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций ( после исполнения доходной и расходной частей бюджета и.т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

      Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

    1. в силу требований законодательства;
    2. по решению компетентных государственных органов.

           Инициативный финансовый контроль проводится по решению хозяйствующих субъектов.

      Возможны и другие основания  классификации финансового контроля, в частности, в зависимости  от органов (субъектов), осуществляющих  его. В этом случае выделяется  финансовый контроль:

    а) представительных органов  государственной  власти и местного самоуправления;

    б) президента;

    в) исполнительных органов  власти общей компетенции;

    г) ведомственный и  внутрихозяйственный;

    д) общественный;

    е) аудиторский.

      Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний  или внутрисистемный контроль.

      Представляется необходимым в  условиях развития местного самоуправления  выделить в качестве самостоятельного  вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными  и исполнительными органами местного  самоуправления.

      Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации», которым установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внешнего и внутреннего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Минфин РФ  (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу), Федеральная таможенная служба РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

      Государственный контроль производят  также органы представительной (законодательной)  и исполнительной власти субъектов  РФ.

      Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль. Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации. Контрольно-ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений министерства, состоящих на федеральном бюджете, не реже одного раза в два года. Внеплановые ревизии происходят по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подразделению руководителей, решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать 40 дней. Продление этого срока допускается с разрешения руководителя, назначившего ревизию.

Информация о работе Виды финансового контроля