Внебюджетные фонды РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:46, контрольная работа

Описание

Целью данного реферата является краткое описание сущности внебюджетных фондов, их значимости в системе финансов страны и виды внебюджетных фондов РФ.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть определение внебюджетных фондов и их виды, определяемые законодательством РФ
- выявить основные задачи, поставленные перед каждым фондом.

Содержание

Введение.........................................................................................................3

1. Сущность и назначение внебюджетных фондов РФ.............................4-6

2. Деятельности внебюджетных фондов РФ...............................................6
2.1. Пенсионный фонд..................................................................................6-7

2.2. Фонд обязательного медицинского страхования................................7-8

2.3. Фонд социального страхования............................................................9-10

Заключение....................................................................................................11

Список литературы.......................................................................................12

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 52.50 Кб (Скачать документ)

Внебюджетные фонды РФ.

Содержание...............................................................................2 

Введение.........................................................................................................3 
 
1. Сущность и назначение внебюджетных фондов РФ.............................4-6 
 
2. Деятельности внебюджетных фондов РФ...............................................6

2.1. Пенсионный фонд..................................................................................6-7 
 
2.2. Фонд обязательного медицинского страхования................................7-8 
 
2.3. Фонд социального страхования............................................................9-10 
 
Заключение....................................................................................................11 
 
Список литературы.......................................................................................12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 
В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются общественные фонды потребления. 
 
Общественные фонды потребления используются для финансирования учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения.  
 
Объем средств, выделяемых на социальную защиту населения, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых формируются мероприятия по защите население, служит национальных доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды. 
 
Анализ направлений и результатов деятельности внебюджетных фондов является актуальной задачей. Ее значение в настоящее время существенно в связи с постоянным дефицитом бюджета страны и необходимостью целенаправленного решения социальных проблем, финансируемых за счет этих фондов. 
 
Целью данного реферата является краткое описание сущности внебюджетных фондов, их значимости в системе финансов страны и виды внебюджетных фондов РФ.

Для этого необходимо решить следующие задачи: 
- рассмотреть определение внебюджетных фондов и их виды, определяемые законодательством РФ 
- выявить основные задачи, поставленные перед каждым фондом.
 
 
 
 
 

1. Сущность и значение внебюджетных фондов РФ 
Реформирование системы государственных финансов в 90-е годы XX столетия в России связано с появлением системы внебюджетных фондов. Создание их было продиктовано необходимостью безотлагательного решения отдельных жизненно важных для общества задач как социального, так и экономического характера. В частности речь шла о создании устойчивой системы государственного пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования, развитие сети автомобильных дорог и содержания дорожного хозяйства, решения экологических проблем и т.д. 
 
Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных специальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения), для финансирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления. 
 
Внебюджетные фонды являются важным звеном в системе публичных финансов во всех развитых странах мира. В современных условиях внебюджетные фонды представляют собой механизм перераспределения национального дохода, а иногда и части совокупного общественного продукта, с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера. 
 
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета. Большинство фондов создаются в процессе перераспределения национального дохода с помощью специальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств из бюджета.  
 
Таким образом, внебюджетные фонды – это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного или регионального назначения. [4, с. 283-284] 
 
В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов внебюджетные фонды подразделяют на централизованные и децентрализованные. 
 
Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач. [3, с 262]  
 
Централизованные (государственные) внебюджетные фонды – государственные фонды денежных средств, образуемые вне средств бюджетов, управляемые органами государственной власти РФ. Средства государственных внебюджетных фондов предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения детей и других случаях социального обеспечения, охраны здоровья и получения бесплатной медицинской помощи.  
 
В состав государственных внебюджетных фондов входят: 
 
- Пенсионный фонд РФ; 
- Фонд социального страхования; 
- Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.  
Согласно Бюджетному Кодексу РФ в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. 
 
Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются: 
1)  Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; 
2)  Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации; 
3)  Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. 
 
Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования. 
 
Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. 
 
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов.  
 
Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления фондами и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

2. Анализ деятельности внебюджетных фондов РФ 
2.1. Пенсионный фонд РФ 
Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели. 
 
Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов. 
 
В 1997 в системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня. 
В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.  
 
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной.  
 
С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал.  
Важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР. 
 
Одно из дальнейших направлений работы ПФР - повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к тому, чтобы любое взаимодействие с гражданами было результативным и комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активно используется сеть Интернет для предоставления услуг или справочной информации.

2.2. Фонд обязательного медицинского страхования. 
С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. 
Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.  
Кроме того, Фонд финансирует санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную кампанию.  
 
В 2000 году Фонд социального страхования начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим на производстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенного Федеральным законом РФ от 24 июля 1998 года 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»  
С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.  
 
В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета. 
Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации. 
Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования.  
В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.   
Расходование средств производилось в основном на финансирование мероприятий по социальному страхованию и составило 75,5%. Второе место по величине расходов занимает финансирование выплаты пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию – 8,2%.  
Наименьшую долю в расходах Фонда социального страхования составило финансирование выплаты пособий по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий 0,24%. 

2.3. Фонд социального  страхования 
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. 
 
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.  
 
В качестве субъектов медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение. 
 
В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования. 
 
Основными задачами Федерального фонда ОМС являются: 
 
-  финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации; 
 
-  обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования; 
 
-  аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования. 

Источниками доходов  территориального фонда являются: 
страховые взносы в виде отчислений от социальных взносов; 
страховые платежи на неработающее население из бюджетов субъектов РФ; 
доходы от использования временно свободных финансовых средств фонда; 
нормированные страховые запасы финансовых средств территориального фонда; 
финансовые средства, взыскиваемые со страхователей, медицинских учреждений, и других лиц в виде штрафных санкций. 
 
Главными статьями доходов ТФОМС являются страховые взносы работодателей и страховые платежи на неработающее население. В совокупности оно составляет до 90% доходов территориальных внебюджетных фондов. Соотношение между этими элементами доходов зависит от доли неработающего населения и финансовых возможностей бюджетов субъектов РФ. Если в Москве это соотношение было близким к единице, то в ряде регионов доля средств, поступающих из бюджетов, не превышают 30% страховых взносов работодателей. При этом в таких регионах доля неработающего населения наиболее высока.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Внебюджетные фонды РФ