Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:01, реферат
1. Особенности становления феодальной системы хозяйства.
2. Феодальное поместье XII-XIII вв.
3. Характеристика оброчной системы XIV-XV вв.
4. Экономика Германии в XVI-XVIII вв. «Второе издание» крепостничества на востоке Германии; консервация цеховой системы.
23
Феодальное хозяйство Германии
1. Особенности становления феодальной системы хозяйства.
2. Феодальное поместье XII-XIII вв.
3. Характеристика оброчной системы XIV-XV вв.
4. Экономика Германии в XVI-XVIII вв. «Второе издание» крепостничества на востоке Германии; консервация цеховой системы.
Особенности становления феодальной системы хозяйства
Развитие феодальных отношений в Германии происходило неравномерно и в целом медленнее, чем в романизированных странах. Это было обусловлено климатическими условиями, рельефом местности, низким уровнем развития производительных сил, наличием большого количества свободных земель, высокой степенью устойчивости и приспособляемости общины – марки[1], переросшей, к началу феодальной эпохи из родоплеменной в сельскую, территориальную, и другими факторами.
Сказалось и то, что здесь не было рабства, рабовладельческой формации, за исключением лишь западной части страны, которая на рубеже нашей эры попала под власть римлян. Поэтому для Германии характерен не синтезный путь развития феодализма, сочетающий античные и варварские элементы, а переход к феодальному способу производства непосредственно от разложения первобытнообщинного строя. Закрепощение свободных общинников было более затруднительным, чем превращение бывших рабов в крепостных, что наблюдалось в романизированнах странах.
Введение Германскими завоевателями на этих территориях общинного строя не только замедлило закрепощение, но в некоторой мере и смягчило трудности этого процесса.
Как писал К. Маркс: « Новая община, в которой пахотная земля является частной собственностью земледельцев, в то время как леса, пастбища, пустоши и пр. остаются еще общей собственностью, была введена германцами во всех покоренных странах. Благодаря характерным особенностям, позаимствованным у ее прототипа, она на протяжении всего средневековья была единственным очагом свободы и народной жизни»[2].
Равновесие римских и германских начал в Галлии обеспечило утверждение феодальных отношений в VIII—IХ вв. В Италия, где отмечалось явное преобладание римских начал, феодализм утвердился в Х в., а в Британии, Германии, Скандинавии, где римские начала были либо чрезвычайно слабы, либо отсутствовали вообще, феодальный строй утвердился лишь в ХI—ХIIIвв.
К концу I в. н. э. у германских племен продолжала сохраняться коллективная собственность на землю, но она находилась в пользовании отдельных «больших семей», состоявших обычно из трех поколений родственников. Периодически производились переделы пахотной земли, но приусадебная земля, на которой стоял дом общинника, видимо, уже являлась его собственностью. Зародышевыми элементами будущего феодального строя, которые впоследствии развивались и крепли на протяжении нескольких веков, являлись также дружинный строй германских племен, наличие свободных, вольноотпущенников и рабов, постепенное формирование патронатных отношений. Правда, раб здесь напоминал скорее крепостного или слугу.
В последующие века процесс дифференциации родоплеменной общины углубляется. На базе значительных племенных групп возникают более или менее крупные народы: у устьев Рейна — фризы, по нижнему Рейну — франки, по среднему и верхнему Рейну — аллеманы, между средним Дунаем и Северным морем, на востоке от Рейна — бавары, лангобарды, саксы и др. В итоге на основе племенных княжеств возникли герцогства: Швабия, Бавария, Франкония, Саксония, Лотарингия, Фризия. Углубление расслоения связано и с завоевательными походами в пределы Поздней Римской империи, где избираемые на время похода германские короли и герцоги получали земли римских собственников, а также с распространением христианства.
Заключительным этапом превращения родоплеменной общины в соседскую, территориальную, определившим неизбежность установления нового, феодального строя, было возникновение аллода. Это означало, что пахотная земля, бывшая ранее собственностью общины—марки, стала наследственным, хотя и не безусловным владением отдельных семей, которую они могли свободно отчуждать путем купли-продажи и другими способами.
Примером послужила не только римская частная собственность на землю, но и прежде всего собственный германский опыт. Так, в тесных долинах Бергского округа, на узких возвышенностях между болотами в Вестфалии, в большинстве альпийских долин рельеф местности изначально обусловил практику передачи земель в наследственное пользование. С возникновением права передачи усадьбы третьим лицам и в других районах Германии разворачивается борьба за превращение пахотных земель в свободно отчуждаемую индивидуально-семейную собственность, что выразилось в отказе от переделов пахотных земель
Аллод свободного бавара как доля в общине-марке уже являлся товаром: земля могла покупаться и дариться. Запрещалось лишь принуждение к продаже и дарению, но этот запрет оставался только на бумаге. Доказать принуждение к дарению или продаже было весьма непросто.
Баварское общество достигло значительной дифференциации. Наряду с весьма зажиточными общинниками, владевшими десятками рабов и приближавшимися по своему статусу к мелким вотчинникам, здесь имелись бедняки и «худшие люди». Свободные бавары утрачивали свободу в результате насильственных похищений с целью продажи в рабство, а такие на основе закладничества личности должника, когда он не мог выплатить высокие виры и штрафы.
Расположенная на юге Германии Бавария уже в VI в. признала верховенство Меровингов. Правда, политически власть Меровингов была в значительной степени номинальной, но баварская знать быстро оценила выгоды христианства как идеологической системы складывающегося феодального общества. К началу VIII в. христианство окончательно утвердилось по всей территории Баварии. При Карле Великом процесс закрепощения крестьян Баварии ускорился. Продажа, дарение, дробление крестьянского надела—гуфы, королевские пожалования земель светским и духовным феодалам на основе бенефициев, ставших впоследствии (ХI в.) наследственными ленами, неизбежно вели к возникновению крупной земельной собственности и утверждению экономической и личной зависимости вчерашних свободных общинников от светских и духовных феодалов.
После 32-летней войны Карл Великий в 804 г. одержал победу над саксонцами. «Саксонская Правда», записанная на рубеже IХ в., но отражающая и более ранние черты саксонского общества, также свидетельствует, что прежнее имущественное равенство давно уже перестало существовать, хотя процесс дифференциации протекал здесь медленнее, чем в Баварии. Документ сообщает о наличии знати (нобили или зделинги), свободных (фрилинги) и полусвободных (лацци или литы). В VIII в. часть фрилингов вступила под патронат знати; участились факты дарения имущества нобялям. Литы находились в зависимости от господина и могли добиться свободы за выкуп. Вместе с тем литы еще не полностью утратили свободу, они правоспособны и дееспособны и даже могли владеть рабами. Таким образом, феодальные отношения у саксов находились еще в зачаточном состоянии, но развитие социальной дифференциации и увеличение числа дарений, чаще, видимо, вынужденных, свидетельствуют о появлении аллода.
В непокорной Саксонии огнем и кровью внедрялось христианство. Карл Великий произвел массовые высылки саксов в глубь Галлии и полностью выселил нордальбингов. Саксонская была уравнена в правах и положении с франкскими феодалами. Впрочем, сепаратизм саксонских феодалов упорно держался в течение столетий. Насильно крещенные саксы стали объектом феодальной эксплуатации со стороны государства, своих и франкских феодальных сеньоров.
В 843 г. сыновья Людовика Благочестивого на основе Верденского договора поделили земли Священной Римской империи, созданной в 800 г. их дедом Карлом Великим. Земли за Рейном, частично — по Рейну и его правым притокам, Баварию получил Людовик Немецкий. Это Восточнофранкское государство и стало называться «страной тевтонов». В 962 г. Оттон I из саксонской династии восстановил Римскую империю. Впоследствии это событие стали называть «Восстановлением Священной Римской империи». С тех пор государь немецкий будет одновременно и государем итальянским, нередко отдавая непосредственно немецкие дела на откуп светским князьям и королям и на основе инвеституры, (ограниченной в 1122 г. светской инвеститурой), т.е. наделением избранного духовного лица землей, — духовным князьям. Стремление немецких королей (императоров) к мировому господству в сочетания с выборностью их курфюрстами (духовными и светскими князьями-избирателями), подтвержденной впоследствии Золотой буллой (1356), на столетия закрепило раздробленность и многовластие в Германии. Если отсутствие немецкого государства до поры сдерживало процесс феодализации, а возникновение — ускоряло его, то последующая политическая раздробленность определила различия в положения крестьянства Западной и Восточной Германии, прикрывала ужесточение крепостничества.
IХ в. был периодом интенсивного закрепощения земледельцев — общинников южных районов Германия. В это время к востоку от Рейна сохранялось еще сравнительно большое число свободных собственников своей земли, хотя полностью свободных сел оставалось не много. В Х—ХIвв. зажиточные земледельцы, способные служить в конном войске, пополняют ряды рыцарства. Разница между этими «неблагородными» и «благородными» рыцарями исчезает в ХI в. Обедневшие земледельцы попадали в поземельную и личную зависимость, становясь крепостными — хериге. Существовали и настоящие холопы (лейбайгене), которые находились в полной власти феодала и входили в состав его дворни. Наконец, в ХI в. появилось обобщенное понятие «крестьянин», означавшее, что грань между невоюющими земледельцами и не работающими на земле воинами в целом определялась. Свободных крестьян становилось все меньше.
Экономическая раздробленность страны определила различия в положении крестьянства 3аладно и Восточной Германия.
Обычные повинности крестьян как на западе, так и на востоке страны - оброки, т.е. рента продуктами. Крестьяне отдавали во двор господина крупный и мелкий скот, птицу, дичь, сало, сыр, молоко, зерно, рыбу, солод, пиво, овощи, мед, воск, дрова, лен, нередко ремесленные изделия — шпоры, бочки, косы, топоры и секиры, мебель, подковы, обувь, шубы и т.д. Другой повинностью была барщина, весьма разнообразная — полевая (урочная или повременная), работа на барских землях, рубка и валка леса, корчевание, выжигание угля, пережог извести, перевозочные и подводные повинности, строительные работы, обслуживание господского двора — от приготовления пищи, уборки помещений до обязанности кормить грудью детей феодала.
Чрезвычайно тяжкой повинностью являлась десятина, которую нередко собирали не только духовные, но и светские феодалы. Наряду с этим взимался смертный побор — передача господину части имущества умершего крестьянина (обычно скота). Этот побор, именуемый третиной, нередко распространялся и на «свободных» крестьян. В северо-западной Германии крепостные крестьяне платили не применявшуюся на востоке поголовную подать и смертный побор не только скотом, но и одеждой. В южных и юго-западных районах барщина лишь редко заменялась денежной рентой.
В период становления феодализма в Германии господствовало натуральное хозяйство. Урожаи были невысокими. Во времена Каролингов появились водяные мельницы, на которых мололи пшеницу, благодаря чему заметно повысилась грузоподъемность телег и повозок, ветряные мельницы, ставшие вскоре обязательной принадлежностью сельского ландшафта. Изредка применявшаяся трехпольная система в ХII—ХIII вв. станет господствующей. И хотя производительные силы оставались низкими, основанными и на рутинной технике, формирующийся феодализм обеспечил более высокую производительность труда, чем рабовладельческий строй, о чем наглядно свидетельствуют отделение ремесла от сельского хозяйства и начавшийся процесс дополнения военных, административных и культовых функций городов функций ремесленного товарного производства и торговли.
Таким образом, особенность феодальной экономики Германии заключается:
1. более позднее, чем в Англии и Франции, становление феодальной системы хозяйства;
2. Германия, в состав которой входили французские, славянские, итальянские регионы, не являлась национальным комплексом;
3. отдельные части страны были оторваны экономически друг от друга;
4. в Германии так и не сложилось единое государство;
5. движение немецких феодалов на Восток и захват земель западных славян, живущих по реке Лаба (Эльба), дало значительное приращение посевных площадей.
Феодальное поместье XII-XIII вв.
К концу ХI — началу ХII вв. немецкая деревня стала в целом феодальной. Население разделилось на свободных и феодально зависимых или крепостных крестьян. Свободные, в свою очередь, делились на две ограниченные сословные группы: на свободных «благородного» происхождения господ и на свободных, но «неблагородных лиц шеффенского сословия».
К первой сословной группе относились духовные и светские князья, графы, рыцари, т.е. крупные феодальные земельные собственники. Вторую сословную группу составляли свободные землевладельцы — шеффены, чиншевики[3], ландзассы (поселенцы), свободные от всяких крестьянских повинностей или платившие так называемый свободный чинш[4] и судебный налог и именуемые лицами шеффенского сословия, так как были подсудны шеффенскому суду, а также обязывались и допускались к исполнению функций присяжных заседателей.
Сложившаяся в предыдущий период феодальная иерархия к началу ХIII в. получила официальное закрепление в «порядке щитов». Всего было установлено семь военных щитов, указывавших ранг (место), к которому относилось данное лицо в системе феодальной иерархии. Обладатели первых шести щитов пользовались ленным правом и имели право владеть леном.
Возглавлял феодальную лестницу король (император), считавшийся сюзереном, обладателем верховных державных прав, «судьей над земельной собственностью и леном, и над жизнью каждого». Прямыми вассалами короля являлись князья — «непосредственные чины империи», имевшие своих вассалов. Королю принадлежал щит первого ранга. Щит второго ранга принадлежал духовным князьям — епископам, аббатам и аббатиссам, третьего — светским князьям, если они становились вассалами епископов, четвертого — графам, пятого — рыцарям, шестого — субвассалам рыцарей. В пятый ранг «Саксонское зерцало» включало «лиц, могущих быть шеффенами». Седьмой щит принадлежал «свободным людям, рожденным в браке», и ленного права не давал. Щит снижался на одну ступень, если феодал, как это часто бывало со светскими князьями, становился вассалом равного себе по чину лица.