Конституционный Суд Суды общей юрисдикции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 23:18, контрольная работа

Описание

Судебная система – это совокупность судов, органов судебной власти, действующих на территории государства и построенных в соответствии с выполняемыми задачами и полномочиями.
Суды, образующие судебную систему, связаны между собой установленными законом отношениями по осуществлению правосудия. Среди судов можно выделить высший суд, обеспечивающий единство судебной практики, единообразное понимание и применение судами законов. Суды, входящие в судебную систему, имеют единые задачи, принципы организации и деятельности.

Содержание

ОБщая характеристика действующей судебной системы
Конституционный Суд Суды общей юрисдикции
Хозяйственные суды

Работа состоит из  1 файл

СУРС по судоустройству.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление

  1. ОБщая характеристика действующей судебной системы
  2. Конституционный Суд Суды общей юрисдикции
  3. Хозяйственные суды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Общая характеристика действующей  судебной системы

Правовой основой  действующей национальной судебной системы являются Конституция, Кодекс о судоустройстве и статусе судей и другие нормативные правовые акты, регламентирующие организацию судебной системы.

Судебная система – это совокупность судов, органов судебной власти, действующих на территории государства и построенных в соответствии с выполняемыми задачами и полномочиями.

Суды, образующие судебную систему, связаны между  собой установленными законом отношениями  по осуществлению правосудия. Среди  судов можно выделить высший суд, обеспечивающий единство судебной практики, единообразное понимание и применение судами законов. Суды, входящие в судебную систему, имеют единые задачи, принципы организации и деятельности.

Судебная система  состоит из отдельных ступеней, нижестоящих  и вышестоящих судов, которые образуют звенья судебной системы. Под звеном судебной системы понимается суд (или суды), занимающий определенное положение в судебной системе и наделенный предусмотренной законом компетенцией. Суды, имеющие одинаковые полномочия, относятся к одному звену судебной системы, хотя они могут носить и разные наименования.

Все звенья судебной системы находятся между собой  в функциональной связи по осуществлению  правосудия, т.е. разрешению правовых споров (конфликтов). Они связаны между  собой отношениями инстанционности, которые определяются стадиями движения юридических дел в судах, иначе говоря, стадиями судебного процесса или судопроизводства.

Судебная инстанция - суд, который осуществляет правосудие в предусмотренной законом процессуальной форме по конкретному делу. Судебные инстанции занимаются определенным видом судебной деятельности, выполняют соответствующую судебную функцию.

Звено судебной системы выполняет одну или несколько  судебных функций, т.е. может действовать  в качестве нескольких судебных инстанций (например, областные суды, Верховный Суд). В таком качестве выступают вышестоящие суды, а первичное звено осуществляет одну судебную функцию. Следовательно, звено судебной системы - понятие судоустройственное, а судебная инстанция – процессуальное.

Действующее национальное законодательство в системе общих судов определяет суды первой, кассационной и  надзорной инстанции, судебная инстанция по пересмотру дел по вновь открывшимся обстоятельствам, а в хозяйственных - и апелляционной инстанции.

Кодекс о  судоустройстве и статусе судей предусматривает создание в судопроизводстве общих судов рассмотрение уголовных и гражданских дел в апелляционном порядке.

Суд первой инстанции рассматривает и разрешает юридические споры по существу путем непосредственного исследования всех обстоятельств и доказательств по делу. По результатам такого рассмотрения суд выносит итоговое решение, которое вступает в законную силу, как правило, по истечении десяти суток с момента оглашения.

Суд кассационной инстанции - это суд, проверяющий по имеющимся в деле материалам законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений суда первой инстанции (в рамках правосудия по хозяйственным делам суд кассационной инстанции осуществляет проверку вступивших в законную силу судебных решений). Судами кассационной инстанции являются вышестоящие по отношению к судам первой инстанции суды.

Апелляционная инстанция – это деятельность суда по проверке законности и обоснованности вынесенного судом первой инстанции решения, не вступившего в законную силу. В отличие от кассационной инстанции апелляционная инстанция фактически повторно, путем непосредственного исследования всех обстоятельств и доказательств по делу, проверяет законность ранее принятого решения.

Суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой, кассационной и апелляционной инстанций. Проверка осуществляется по имеющимся в деле материалам. Судами надзорной инстанции, как правило, являются вышестоящие по отношению к другим  инстанциям суды.

Возобновление дел по вновь открывшимся  обстоятельствам - разновидность деятельности суда по осуществлению правосудия, в рамках которого вступившее в законную силу ранее вынесенное по делу решение суда отменяется. После этого производство в суде по этому делу возобновляется с учетом вновь открывшихся обстоятельств.

Судебная система  строится на принципах территориальности  и специализации (ст. 109 Конституции  Республики Беларусь).

Принцип территориальности  означает, что судебная система выстраивается применительно административно-территориального деления государства.

Принцип специализации - предусматривает возможность образования  специализированных судов (структурных  подразделений судов) для разрешения определенных видов юридических  конфликтов.

В Республике Беларусь действуют общие и специализированные или, как их еще называют, суды общей и специальной юрисдикции или подсудности. Этот вид судов связан с характером рассматриваемых ими юридических дел: о преступлениях, по искам, вытекающим из гражданско-правовых отношений, хозяйственных споров между субъектами хозяйствования, о нарушениях налогового, таможенного законодательства, об административных правонарушениях и т.п.

Общие суды рассматривают  гражданские и уголовные дела, специализированные суды - дела, требующие узкой специализации, узкопрофильных знаний и опыта (военного законодательства).

В Республике Беларусь могут создаваться и другие специализированные суды, так же требующие узкопрофильных знаний административного, налогового, таможенного, хозяйственного и т.д. законодательства, ювенальной юстиции (правонарушения несовершеннолетних), но до настоящего времени такие суды не созданы.

Построенная на принципах территориальности и  специализации единая судебная система  Республики Беларусь по своей природе является децентрализованной.

В рамках ее функционируют  три самостоятельные судебные подсистемы: общие суды, хозяйственные суды и  Конституционный Суд.

Подсистема  судов общей компетенции трехзвенная. Высшим звеном является Верховный Суд. К среднему звену относятся областные, Минский городской и Белорусский военный суды.

Базовое звено  составляют районные (городские) и межгарнизонные военные суды. В системе общих  судов, на базовом уровне, могут создаваться  специализированные суды: по делам  несовершеннолетних, семейные, административные и др. Подобные суды не учреждены.

Подсистема  хозяйственных судов двухзвенная. Ее возглавляет Высший Хозяйственный  Суд. Второе (низшее) звено представлено хозяйственными судами областей и хозяйственным  судом г. Минска. На уровне районного (городского) деления создание хозяйственных судов нет.

В системе хозяйственных  судов, на базовом уровне, могут создаваться  специализированные хозяйственные  суды: по банкротству, земельные, налоговые  и др. В настоящее время они  еще не учреждены.

В Республике Беларусь действуют Международный арбитражный (третейский) суд при Белорусской  торгово-промышленной палате и Экономический  суд СНГ, не входящие в судебную систему, но рассматривающие соответствующие  споры.

 

 

ГЛАВА 2. конституционный суд

Конституционный Суд занимает особое место в системе органов судебной власти и в государственном механизме в целом. Этот конституционный орган - одного уровня с высшими органами законодательной и исполнительной власти, стоит на первом месте среди субъектов судебной власти.

Компетенция, организация  и порядок деятельности Конституционного Суда определены Конституцией (ст. 116), Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (ст.ст.19-27) и другими  актами.

Его назначение - обеспечение верховенства и прямого действия 
Конституции на территории Республики Беларусь, утверждение конституционной законности в правоприменительной и правотворческой деятельности.

Основной функцией суда является осуществление контроля за конституционностью нормативных  актов в государстве. К такого рода деятельности Конституционный Суд приступает при поступлении к нему соответствующих предложений от Президента, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Совета Министров.

Вторая функция суда — дача по предложению Президента заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Состав суда формируется в количестве 12 судей: шесть судей назначаются Президентом  Республики Беларусь; шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики.

Председатель  Конституционного Суда назначается  Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания из числа  судей Конституционного Суда сроком на пять лег. Заместитель председателя суда избирается Конституционным Судом из состава судей по предложению председателя Конституционного Суда сроком на пять лет.

Конституционный Суд правомочен принимать решения  и приступает к работе, когда в  его состав назначено (избрано) не менее восьми судей.

Заседания суда проводятся, как правило, гласно, в  торжественной обстановке с соблюдением  всех требований судебного этикета. Итоговое решение принимается в  закрытом совещании при условии, что за него проголосовало большинство  от полного состава судей. Если голоса судей разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.

Решения Конституционного Суда подлежат обязательному исполнению на всей территории республики.

Конституционный суд рассматривает:

  1. по предложениям Президента, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров дела и дает заключение о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных и иных обязательств Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь.
  2. О соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение законов, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам.
  3. О соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.
  4. О соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

Конституционный суд не вправе принимать к своему производству жалобы граждан на нормативные акты, нарушающие их конституционные права и свободы, не вправе давать официальные толкования конституции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Суды общей юрисдикции

Раздел 1. Районный (городской) и специализированный суд

К судам общей  юрисдикции действующее законодательство относит районные (городские), районные в городах суды. Это основное звено в системе судов обшей юрисдикции.

Районный (городской) и специализированный суды образуются, реорганизуются и ликвидируются  Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Районный (городской) суд образуется в районе, городе областного подчинения, не имеющем  районного деления, районе в городе.

Допускается образование  одного районного (городского) суда на район и город.

Специализированный  суд (по делам несовершеннолетних, административные и др.) может образовываться в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, районе в г.Минске и областных центрах.

Районный (городской, районный в городе) суд:

  • рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела и дела об административных правонарушениях;
  • рассматривает в пределах своей компетенции жалобы (протесты) на постановления по делам об административных правонарушениях;
  • рассматривает материалы об исполнении судебных постановлений;
  • изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Специализированный  суд:

  • рассматривает дела, отнесенные законодательными актами к его компетенции;
  • изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Количество  судей для каждого районного (городского, районного в городе), специализированного суда устанавливается Президентом. В состав суда входят председатель, судьи и народные заседатели. При наличии пяти и более судей вводится должность заместителя председателя суда, а при наличии десяти и более судей - второго заместителя председателя суда.

Информация о работе Конституционный Суд Суды общей юрисдикции