Контрольная работа по "Хозяйственному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 03:39, контрольная работа

Описание

Хозяйственное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения имущественного и организационного характера, складывающиеся по поводу осуществления хозяйственной деятельности, а также по поводу государственного регулирования и управления данной деятельностью. Приведенное определение включает в себя несколько понятий. Хозяйственная деятельность - представляет собой производство (изготовление) и реализацию продукции (товаров, работ и услуг). Государственное регулирование хозяйственной деятельности - это воздействие со стороны государства (в лице его органов) на экономические отношения посредством принятия административных, бюджетно-финансовых, организационно-правовых и иных предусмотренных законодательством мер, направленное на повышение эффективности экономики и реализацию внутренних и внешних функций государства.

Содержание

I. Теоретическая часть 3
1. Понятие и сфера действия хозяйственного права 3
2. Правовые основы малого предпринимательства 5
3. Организационно-правовые основы функционирования железнодорожного транспорта 12
II. Задача 17
III. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

окончат чистовое.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

I.  Теоретическая часть                                                                                                                                         3

1.                  Понятие и сфера действия хозяйственного права                                                     3

2.                  Правовые основы малого предпринимательства                                                     5

3.                  Организационно-правовые основы функционирования железнодорожного транспорта                                                                                                                                                                        12

II. Задача                                                                                                                                                                        17

III. Список использованной литературы                                                                                                  19

 


I.Теоретическая часть

1.Понятие и сфера действия хозяйственного права

 

Хозяйственное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения имущественного и организационного характера, складывающиеся по поводу осуществления хозяйственной деятельности, а также по поводу государственного регулирования и управления данной деятельностью. Приведенное определение включает в себя несколько понятий. Хозяйственная деятельность - представляет собой производство (изготовление) и реализацию продукции (товаров, работ и услуг). Государственное регулирование хозяйственной деятельности - это воздействие со стороны государства (в лице его органов) на экономические отношения посредством принятия административных, бюджетно-финансовых, организационно-правовых и иных предусмотренных законодательством мер, направленное на повышение эффективности экономики и реализацию внутренних и внешних функций государства. Государственное управление хозяйственной деятельностью - это реализация государством функции управления хозяйствующими субъектами, чьё имущество находится в государственной (коммунальной) собственности, и субъектами, в уставных фондах которых государство (его административно-территориальные единицы) имеют доли, паи или акции.

Таким образом, предмет правового регулирования хозяйственного права образуют три обособленные группы общественных отношений.

Первую группу составляют отношения, складывающиеся по поводу осуществления хозяйственной деятельности. Субъектами данных отношений являются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Для изготовления продукции любому субъекту хозяйствования необходимо приобретать сырьё, материалы, энергоносители, и с этой целью субъект хозяйствования вступает в договорные отношения с другими субъектами хозяйствования. Данные отношения строятся на основании принципа равенства сторон и в связи с этим именуются "горизонтальными отношениями". Отношения данной группы, как правило, строятся на основании хозяйственных договоров: поставки, контрактации, энергоснабжения, подряда и др.

Вторую группу отношений, регулируемых хозяйственным правом, составляют отношения, складывающиеся по поводу осуществления государственного регулирования хозяйственной деятельностью. Эти отношения складываются между юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), с одной стороны, и государственными органами, в чью компетенцию входят функции регулирования экономики - с другой. Данные отношения строятся на основании принципа неравенства сторон (действующего также в административном праве) и в связи с этим именуются "вертикальными отношениями".

Третью группу общественных отношений, регулируемых нормами хозяйственного права, составляют отношения, складывающиеся по поводу государственного управления хозяйственной деятельностью. Эти отношения складываются между государством в лице соответствующих органов и субъектами хозяйствования, в уставных фондах которых государство имеет доли, паи, акции, или имущество которых находится в собственности государства.

В РФ хозяйственное право как область права не выделено, оно формируется из норм различных отраслей права (гражданского права, трудового права, финансового, административного и иных норм права.

Отграничение хозяйственного права от других отраслей осуществляется по предметному признаку, то есть в сравнении его предмета правого регулирования с предметами, присущими каждой отдельной отрасли права. Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами. Предмет хозяйственного права – это регулируемая совокупность отношений, складывающихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Следовательно, в предмет хозяйственного права входят следующие отношения: профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли; отношения по реализации товаров, их доставке, хранению и другие; хозяйственная деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью; хозяйственно-правовое регулирование предпринимательской деятельности; государственное регулирование деятельности субъектов хозяйствования, осуществляющих хозяйственную деятельность.

 

2. Правовые основы малого предпринимательства

 

Малое предпринимательство (малый бизнес) — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Для малого бизнеса ха­рактерно:

                 юридическая независимость;

                 управление предприятием собственником капитала или партнерами-собственниками с целью получения предпринимательского дохода;

                 небольшие размеры по основным показателям деятельности субъекта хозяйствования: уставный капитал, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода);

                 небольшая численность персонала.

Общую правовую основу бизнеса в России составляют Конституция РФ, кодексы, федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты министерств и ведомств (постановления, распоряжения, инструктивные письма, инструкции, приказы, разъяснения, указания и т. п.), акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Действующая в настоящее время Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., закрепляет фундаментальные основы социально-экономического устройства общества. В ней признается существование многообразия форм собственности (государственной, муниципальной, частной, иных форм), их равная защита со стороны государства. Нормальное существование разнообразных форм собственности предполагает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Конституция РФ закрепляет и гарантирует гражданские права и свободы, в том числе право на частную собственность, имущество, свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) регулирует правовое положение участников гражданского оборота, отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, основания возникновения права собственности и других вещных прав, договорные и иные обязательства, имущественные и неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданский кодекс определяет основания возникновения и особенности организации предприятий, их основные организационно-правовые формы.

Нормативной базой для создания и ликвидации малого предпринимательства являются два основных закона РФ:

1. Федеральный закон РФ от 08.08. 2001 г. № 129 – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Данным Федеральным законом предусмотрен единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы экономической активности. Регистрация осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Информация обо всех юридических лицах отражается в Едином государственном реестре юридических лиц, устанавливается порядок ведения реестра, порядок и сроки государственной регистрации, приводятся перечни документов, необходимых для регистрации. Сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков. Устанавливается порядок предоставления сведений из реестра.

2.Федеральный закон от 26.10.2002г №127 – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) предприятия» (с изменениями и дополнениями). Со дня вступления в силу Федерального закона признается утратившим силу Федеральный закон от 8 января 1998 года N6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Федеральный закон содержит ряд существенных изменений в области законодательного регулирования процедур банкротства, касающихся:

- обеспечения прав и законных интересов кредиторов;

- защиты прав добросовестных собственников (учредителей, участников) организации - должника;

- изменения статуса и процедуры регулирования деятельности арбитражного управляющего;

- установления необходимых особенностей банкротства для отдельных категорий должников.

Расширен круг юридических лиц, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами). Увеличиваются размеры денежных требований к должникам, при наличии которых может быть возбуждено дело о банкротстве (к должнику - юридическому лицу в совокупности - не менее ста тысяч руб., к должнику-гражданину - не менее десяти тысяч руб.). Усовершенствована процедура заключения мирового соглашения: установлена возможность расторжения мирового соглашения, в случае, если оно предусматривает худшие условия для кредиторов по сравнению с установленными законом, детализирован порядок и последствия обжалования мирового соглашения, а также его расторжения.

Усовершенствован порядок продажи имущества должника. Предусмотрена обязательность проведения открытых торгов по продаже имущества должника, при этом начальная цена продажи выставляемого на торги имущества должника определяется независимым оценщиком.

Законом вводится новая реорганизационная процедура - финансовое оздоровление, что должно позволить при определенных условиях сохранить учредителям (участникам) должника контроль за предприятием даже в условиях возбужденного дела о банкротстве.

Предусмотрена возможность возврата из конкурсного производства во внешнее управление при наличии реальной возможности восстановления платежеспособности, проведение дополнительной эмиссии акций в ходе внешнего управления при условии согласия собственника должника. Предусмотрены особенности банкротства отдельных категорий должников: организаций оборонной промышленности, градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций и субъектов естественных монополий.

Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства невозможно. Поэтому в Указе Президента РФ от 04.04.96 N 491 "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации" такая поддержка названа важнейшей задачей государственной политики, направленной на создание благоприятных условий для развития инициативы граждан Российской Федерации в этой области.

Меры государственной поддержки малого предпринимательства можно классифицировать следующим образом: это поддержка малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях.

В основе мер государственной поддержки на любом из уровней лежат:

- во-первых, соответствующий (федеральный, региональный, местный) нормативный акт органов представительной власти, который устанавливает основы такой поддержки.

- во-вторых, соответствующая (федеральная, региональная, местная) программа поддержки малого предпринимательства.

Основные направления государственной поддержки,  обозначенные в Законе, это:

1. Льготное кредитование. По этому вопросу следует обращаться в фонды поддержки малого предпринимательства. Существует специализированный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который оказывает финансовую поддержку высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями на льготных условиях, а также иную поддержку по своей специализации.

2. Льготное страхование. За разъяснением условий льготного страхования следует также обращаться в фонды поддержки малого предпринимательства.

3. Преимущественное право на получение заказов по производству продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. За информацией можно обращаться в органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

4. Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства. Реализация мер поддержки в данной области возложена на федеральные и региональные органы исполнительной власти.

6. Производственно-технологическая поддержка субъектов малого предпринимательства. За разъяснением условий содействия в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями следует обращаться в федеральные и региональные органы исполнительной власти, а также в органы местного самоуправления.

7. Поддержка субъектов малого предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Кроме того, субъектам малого предпринимательства оказывается содействие в информационной сфере, может быть предусмотрен упрощенный порядок их регистрации, лицензирования и сертификации.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), принятый в целях реализации государственной политики по формированию конкурентной среды в экономике России, обеспечению занятости и развитию самозанятости населения, определил категории субъектов малого и среднего предпринимательства и установил основные формы их поддержки. Закон вступил в силу с 1 января 2008 года за исключением некоторых норм,  а Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" с 1 января 2008 утратил силу.

Информация о работе Контрольная работа по "Хозяйственному праву"