Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 14:24, контрольная работа
Ранее отмечалось, что правовое регулирование осуществляется либо через установление субъективных прав и обязанностей сторон в конкретном правоотношении, либо через установление правосубъектности (применительно к гражданским правоотношениям - правоспособности), т. е. возможности вступить в конкретное правоотношение и за счет этого реализовать свои права.
Правовое регулирование предпринимательской деятельности вне правоотношения осуществляется прежде всего за счет установления в правовых нормах общего дозволения - права на осуществление предпринимательской деятельности.
Теоретический вопрос: Основные требования, предъявляемые для осуществления хозяйственной деятельности……………………………….3
Практические задания:
Как осуществляется оформление права собственности
иностранного юридического лица на приобретении
бездокументарных ценных бумаг?.......................................................16
Разрешает ли российское законодательство отнести опцион к
категории ценных бумаг?......................................................................17
В каких случаях открытое акционерное общество должно
обнародовать в печатном органе информацию об увеличении
своего установленного капитала и выпуске дополнительных
акций в связи с переоценкой основных фондов?................................19
Библиографический список……………………………………………….20
2. Как
научная дисциплина, т. е. совокупность
знаний, полученных с соблюдением
соответствующих методик,
3. Как
учебная дисциплина, т. е. обобщенные
и систематизированные
4. Как
регулятор поведения в
5. Как
комплексная отрасль права, т.
е. совокупность правовых норм,
регулирующих на основе
Здесь следует отметить, что помимо разделения права на частное и публичное существует деление права на профилирующие (фундаментальные, основные) и комплексные отрасли. Причем зачастую эти отрасли резко противопоставляются друг другу. И это связано с трудностью объяснения природы комплексных отраслей, поскольку при этом затрагивается ряд проблем , которые сами не нашли еще должного отражения в правовой теории. В частности, к ним следует отнести вопросы соотношения права и законодательства, определения понятия “отрасль права”, выработки критериев деления права на отрасли и некоторые другие.
Естественно, по данным вопросам возможны различные подходы. Однако, единственное, против чего следует категорически возразить - это против придания этим вопросам излишней полемичности и значимости. По данному поводу можно привести два высказывания.
Первое: “Наличие подразделений права не представляет само по себе абсолютной ценности. Вопрос о подразделениях права является относительным по двум причинам.
Во-первых, подразделения права различны в разных правовых системах (семьях). Это обусловлено тем, что они довольно тесно связаны с присущими каждому из политических обществ образом мышления и методами рассуждения, а также с характеристиками каждой из правовой систем. В частности, если романо-германское право подразделяется на частное и публичное, то общее право покоится на основе разделения на собственно общее право и право справедливости.
Однако и в рамках одной и той же правовой системы (семьи) подразделения права различны. Это объясняется сложностью или даже невозможностью членения социальных связей. В результате многие юридические связи оказываются сложными связями, касающимися многих правовых вопросов. Вследствие этого юридическое образование должно быть изначально всеохватывающим. Например, в рамках романо-германской правовой системы (семьи) разделение права на основные категории, специализированные ветви или частные темы отвечает в большей степени педагогическим и практическим потребностям, призванным облегчить обучение и профессиональную специализацию, чем основным техническим потребностям”.
Второе: “Вопрос о наличии или отсутствии признаков отрасли представляется чрезвычайно важным, но все же вторичным с позиций социально-экономического назначения права, его эффективности, поскольку этот вопрос является по своей природе технико-юридическим и его решение необходимо скорее самим юристам, а не обществу в целом”.
Дело в том, что нормы права можно обособлять по любому признаку в научных либо учебных целях (например, приватизационное право, валютное право, фондовое право, служебное право). Это построения, конструируемые путем внешней систематизации, в отношении которых можно использовать термин “сферы правового регулирования”.
Правовой режим предпринимательского (хозяйственного) права как особая целостная система регулятивного воздействия направлен на обеспечение сочетания интересов предпринимателей, действующих своей волей и в своем интересе, и интересов общества и государства. Соответственно предпринимательское (хозяйственное) право дает возможность рассматривать любые вопросы как с точки зрения и частноправового, так и публично-правового регулирования.
Это, в свою очередь, позволяет, с одной стороны, обеспечить в определенной области соблюдение такого общего принципа права как его единство, т. е. непротиворечивости и целостности. Данный принцип предопределяет положения ст. ст.15, 74-76 Конституции РФ[2].
С другой стороны, указанная особенность позволяет решить ряд задач, стоящих перед предпринимательским (хозяйственным) правом на современном этапе. В частности, это следующие задачи:
1. Существование
предпринимательского (хозяйственного)
права предопределено
Недостаточное внимание к этому вопросу привело к тому, что на сегодняшний день существует достаточно серьезная несогласованность между нормами частного и публичного права. Эта одна из основных причин несовершенства действующего законодательства.
Например, в Гражданском кодексе РФ установлена субсидиарная ответственность государства по долгам казенных предприятий и учреждений (п.5 ст.115 и п.2 ст.120), а также в случае банкротства государственных предприятий (п.3 ст.56). В то же время Бюджетный кодекс РФ, устанавливая иммунитет бюджетов, осуществления таких выплат не допускает (см., например, ст.239, п.1 ст.286, п.1 ст.287). Иными словами, в данном случае полностью превалирует публичный интерес.
Обеспечение разумного сочетания частных и публичных интересов - задача, которую может решить только предпринимательское (хозяйственное) право. При этом необходимо помнить, что право как институционный нормативный регулятор может не только охранять определенные интересы и устанавливать пределы их осуществления, но и формировать их.
2. Гражданское
право не в состоянии
Недостаточность теоретических разработок на этот счет порождает серьезные коллизии между нормами различных законов.
Всем
памятны проблемы с очередностью
платежей, когда возник вопрос, что
применять нормы Закона РФ “Об
основах налоговой системы в
РФ” или Гражданского кодекса
РФ; проблемы с возможностью изменения
банками в одностороннем
Кроме того, не может быть признано достаточным и использование только гражданско-правового понятия “юридического лица”, поскольку есть настоятельная потребность выделения такого понятия как “юридическое лицо публичного права”, которое помимо участия в имущественном обороте выполняет и административные функции (под это понятие, в частности, подпадает Центральный банк РФ, не относящийся к числу государственных органов, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, в структуру которого входят иные юридические лица).
Тем самым существование и развитие предпринимательского (хозяйственного) права - это следствие процессов, происходящих в самом праве. Упорядочение этих процессов также является одной из задач предпринимательского (хозяйственного) права. В противном случае будет множится количество законов, регулирующих отдельно порядок осуществления конкретных видов предпринимательской деятельности, порядок использования конкретных видов имущества, порядок разведения отдельных видов животных и т. д.
3. Сложившаяся
на сегодняшний день ситуация,
связанная с правовым
Достаточно вспомнить целый ряд так называемых “экономических указов” Президента РФ (1994 - 1996 г.г.), которыми под предлогом повышения сборов налогов, укрепления платежной дисциплины и т. д. по сути изменялись нормы гражданского права. Наиболее яркими примером этих указов является Указ от 18 июня 1996 г. №1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения”. Причем самое удивительное, что арбитражные суды применяли и продолжают применять этот указ как акт публично-правового характера, ограничивающий гражданские права. Добиться отмены некоторых норм из данного указа удалось только под угрозой признания их неконституционными Конституционным Судом РФ (примером являются нормы, содержащиеся в п.10). Ряд норм формально действуют до сих пор. А ведь правовое регулирование указами Президента РФ на основании ст.90 Конституции РФ может лишь на определенное время заменять регулирование посредством федеральных законов, но не должно ему противоречить.
Однако основное значение здесь имеет наметившееся в последнее время изменение в принципах построения действующей системы права. В частности, в одном из решений Конституционного Суда РФ была выражена его правовая позиция, заключающаяся в том, что ст.76 Конституции РФ не определяет и не позволяет определять иерархии актов внутри одного их вида. Из этого следует, что, поскольку Гражданский кодекс РФ не является федеральным конституционным законом, при возникновении коллизий между его нормами и нормами иных федеральных законов как частноправового, так и публично-правового характера приоритет должен отдаваться нормам федеральных законов, принятых позднее либо носящих специальных характер. Пункт 2 ст.3 Гражданского кодекса РФ в части закрепления приоритета его норм применению не подлежит как противоречащий Конституции РФ[2].
Это свидетельствует о том, что, если не
упорядочить публично-правовое воздействие
на частноправовые отношения, гражданское
право утратит свою стабильность, а соответственно
и основополагающее значение. Тем самым
существование предпринимательского
(хозяйственного) права - это гарантия
нормального развития гражданского права,
поскольку через упорядочение публично-правового
воздействия оно защищает частноправовое
регулирование. Эту защиту также можно
отнести к задачам предпринимательского
(хозяйственного) права.
Практическое
задание № 1
Статья 149. Бездокументарные ценные бумаги [4]:
Информация о работе Контрольная работа по "Хозяйственному праву"