Лица в хозяйственном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание

С принятием законодательства об хозяйственных судах, с созданием системы хозяйственных судов взамен системы государственных арбитражей в Республики Беларусь правосудие в области экономических, хозяйственно-правовых отношений действительно стало осуществляться только хозяйственным судом. Судом, рассматривающим специфические споры, возникающие в области предпринимательской деятельности и управления ею, а также области управления экономикой. В связи с этим представляется интересным рассмотреть правовое положение участников хозяйственного процесса, как субъектов этих правоотношений. В данной работе будут рассмотрены вышеуказанные участники хозяйственного процесса, с точки зрения их правового положения и непосредственного участия в нём.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Судья в хозяйственном процессе………………………………………5
Глава 2. Стороны и их представители в хозяйственном процессе…………….8
Глава 3. Третьи лица в хозяйственном процессе. ……………………………18
Глава 4. Прокурор в хозяйственном процессе. ………………………………21
Глава 5. Иные участники хозяйственного процесса. ………………………..23
Заключение. ……………………………………………………………………...27
Список использованных источников………………………………………….. 29

Работа состоит из  1 файл

курсовая3.docx

— 47.41 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3 
Глава 1. Судья в хозяйственном процессе………………………………………5 
Глава 2. Стороны и их представители в хозяйственном процессе…………….8 
Глава 3. Третьи лица в хозяйственном процессе. ……………………………18 
Глава 4. Прокурор в хозяйственном процессе. ………………………………21 
Глава 5. Иные участники хозяйственного процесса. ………………………..23 
Заключение. ……………………………………………………………………...27 
Список использованных источников………………………………………….. 29 
 

Введение.

С принятием законодательства об хозяйственных судах, с созданием  системы хозяйственных судов  взамен системы государственных  арбитражей в Республики Беларусь правосудие в области экономических, хозяйственно-правовых отношений действительно стало  осуществляться только хозяйственным  судом. Судом, рассматривающим специфические  споры, возникающие в области  предпринимательской деятельности и управления ею, а также области  управления экономикой. В связи с  этим представляется интересным рассмотреть  правовое положение участников хозяйственного процесса, как субъектов этих правоотношений. 

Совокупность правовых норм, регулирующих процессуальное положение  организаций, граждан-предпринимателей и их представителей в процессе рассмотрения дел в хозяйственном суде, представляет собой самостоятельный процессуальный институт - участников хозяйственного процесса. Эти процессуальные правовые нормы в основном сосредоточены  в Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь. По смыслу ХПК РБ под лицами, участвующими в деле, понимаются те участники  процесса, которые непосредственно  заинтересованы в исходе дела, выступающие  в процессе от своего имени, способные  влиять на его ход, так как наделены определенным комплексом процессуальных прав, дающих им такую возможность.

Исходя из правового, статуса  участников хозяйственного процесса их можно разделить на несколько  групп. Первую составляют суды (судьи), непосредственно разрешающие конкретное дело. Вторую группу составляют лица, участвующие в деле: стороны, третьи лица, заявители и иные заинтересованные лица - в делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение и о несостоятельности (банкротстве),прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в хозяйственный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов. В третью группу входят лица, содействующие осуществлению правосудия, нормальному ходу разрешения спора. Они не являются лицами, участвующими в деле. Закон их называет "иными участниками хозяйственного процесса". Это - свидетели, эксперты, переводчики, представители. Обязательными участниками процесса являются хозяйственный суд (судья) и стороны или заявитель. Участие в процессе остальных лиц не всегда обязательно, а состав их зависит от обстоятельств дела. 

В данной работе будут рассмотрены  вышеуказанные участники хозяйственного процесса, с точки зрения их правового  положения и непосредственного  участия в нём. 

В работе была использована юридическая литература специфического плана, касающаяся хозяйственных судов, ХПК РБ, иные законодательные акты.  
 

Глава 1. Судья в хозяйственном процессе

Судьями хозяйственных судов  в Республики Беларусь являются Председатель Высшего Хозяйственного Суда РБ, его  заместители, судьи Высшего Хозяйственного Суда РБ, председатели, заместители  председателя, судьи хозяйственных  судов областей Республики Беларусь и г. Минска. Правовое положение судьи хозяйственных судов закреплено в действующем законодательстве и характеризуется его руководящей ролью в процессе и широким Кругом полномочий, направленных на защиту охраняемых законом прав и интересов предпринимательских структур и других участников хозяйственной деятельности. 

Требования судьи обязательны  для всех организации, предпринимателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления и иных органов, к которым они  обращены. Закон подчеркивает, что  все судьи равны между собой. Судья единолично решает вопрос о  принятии искового заявления. При этом он может его не принять по основаниям, предусмотренным в законе: отказать в принятии или возвратить.

Председательствующий в  заседании судья не только открывает  заседание, определяет порядок его  ведения, но и руководит всем ходом  процесса, обеспечивает выяснение обстоятельств  дела, следит за правильным использованием участниками процесса своих прав и выполнением своих обязанностей. На стадии разрешения спора выявляют недостатки предыдущей стадии, подготовки к рассмотрению дела. Права судьи  предусмотрены в целом ряде статей. Так, ХПК РБ наделяет хозяйственный  суд правом при определенных условиях привлечь в процесс другого ответчика, произвести замену первоначального  истца или ответчика надлежащим истцом или ответчиком, назначить  экспертизу, решить вопрос об обеспечении  иска, предложить лицам, участвующим  в деле, представить дополнительные доказательства и т.д.

Однако следует иметь  в виду, что хозяйственный судья  в своей деятельности руководствуется  только законом и пользуется только теми правами, которыми он наделен законом. Так, хозяйственный суд не обязывает, а предлагает сторонам представить дополнительные доказательства.

Закон предусматривает возможность  отвода судьи по основаниям, предусмотренным  в ст.21 ХПК РБ. Судья не может  участвовать в рассмотрении дела, если он является родственником лиц, участвующих в деле, или их представителей: если он при предыдущем рассмотрении дела участвовал в качестве эксперта, переводчика, прокурора представителя  или свидетеля; если он лично, прямо  или косвенно заинтересован в  исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности.

В состав суда рассматривающего дело, не могут входить лица, состоящие  в родстве между собой. При  наличии этих и других оснований  судья обязан заявить самоотвод. Право заявить отвод принадлежит  лицам, участвующим в деле. Отвод  должен быть мотивирован и заявлен  до начала рассмотрения дела по существу. Отвод в ходе рассмотрения дела допускается  лишь в случаях, когда основания  отвода стали известны лицу, заявившему отвод, после начала рассмотрения дела.

Порядок разрешения заявленного  отвода определен ст.24 ХПК РБ. Решая  вопрос об отводе, хозяйственный суд  должен выслушать мнение лиц, участвующих  в деле, а также заслушать лицо, которому заявлен отвод, если отводимый  желает дать объяснения. Вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолично, разрешается председателем хозяйственного суда или председателем судебной коллегии. Вопрос об отводе судьи при  коллегиальном рассмотрении дела разрешается  составом хозяйственного суда, но при  отсутствии судьи, которому заявлен  отвод. В законе приведен исчерпывающий  перечень оснований для отвода или  самоотвода хозяйственного судьи. Он не подлежит расширительному толкованию. Поэтому правомерно было отказано, например в отводе всего состава хозяйственного суда по мотиву родственных отношений представителя стороны и одного из руководителей этого суда, т.е. отвод всего состава суда законом не предусмотрен, а родственные связи участвовавшего в деле лица или его представителя с судьёй, не участвующим в разбирательстве дела, не может служить основанием для отвода судьи, в том числе и должностного лица хозяйственного суда. Не могут служить основанием для отвода хозяйственного судьи ссылки заявителя на то, что отводимый судья ранее по другому делу отказал заявителю в удовлетворении исковых требований и якобы теперь он с пристрастием будет относиться к решению нового дела или что другой судья ранее разбирал подобное дело и знаком с обстоятельствами рассматриваемого, а отводимому судье будет сложнее разобраться в существе спора и вынести справедливое решение.

Подобные утверждения  не могут служить поводом для  сомнений в беспристрастности судьи.

Отвод судьи допускается  исключительно в случаях, предусмотренных  законом.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Стороны  и их представители в хозяйственном  процессе.

В хозяйственном процессе сторонами являются те из участвующих  в деле лиц, между которыми возник спор из материального правоотношения. ХПК РБ сторонами называет истца  и ответчика.

Истцами являются организации  и граждане, предъявившие иск в своих интересах или в интересах которых предъявлен иск.

Ответчиками являются организации  и граждане, к которым предъявлено  исковое требование.

Термином "истец" охватывается и заявитель, возбудивший процесс  о признании недействительными  актов органов государственного управления и иных органов, когда  такие акты не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя. Этим подчёркивается исковой  характер подобного спора. В то же время заявление об установлении фактов имеющих юридическое значение, не вытекает из спора о материальном праве. В таких случаях заявитель  при отсутствии спора с другим лицом или лицами просит хозяйственный  суд установить факт, имеющий юридическое  значение.

Например, факт принадлежности ему на праве собственности конкретного  имущества и т.п. В этом случае заявителю не противостоит никто, никто  другой не претендует на его права. Поэтому такой заявитель не является истцом, а дела эти рассматриваются  в особом производстве.

В любом хозяйственном  споре имеются, как минимум, две  стороны: истец и ответчик. В большинстве  случаев сторонами хозяйственного процесса выступают организации, являющиеся юридическим лицами. Понятие юридического лица в гражданском праве связано  с понятием его правоспособности. Правоспособность юридического лица возникает  в момент его создания, то есть с  момента государственной регистрации  и прекращается в момент завершения его ликвидации и исключения из государственного реестра.

Правоспособность юридического лица не зависит ни от формы собственности, ни от организационно-правовой формы. Таким образом, статус юридического лица позволяет организации выступать в хозяйственном суде, как в качестве истца, так и в качестве ответчика.

Сторонами хозяйственного процесса могут быть граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке. 

В соответствии с Законом  Республики Беларусь: "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" граждане имеют право обратиться в хозяйственный  суд с заявлением о признании предприятия банкротом.

Правда, это возможно лишь в том случае, когда физическое лицо, гражданин является кредитором, то есть имеет имущественные требования к должнику, предприятию, о признании  несостоятельности которого поставлен  вопрос, поскольку вопрос о несостоятельности (банкротстве) предприятия разрешается  только хозяйственным судом, то в  хозяйственный суд может обратится и гражданин. Однако, ожидать широкой практики обращения граждан с указанными заявлениями в хозяйственный суд не следует.

Сторонами хозяйственного процесса могут быть также иностранные  организации, организации с иностранными инвестициями, иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Хозяйственный процессуальный кодекс РБ предусматривает возможность  участия в определенных случаях  и таких участников хозяйственного процесса, как государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, которые предъявляют иск  в защиту государственных и общественных интересов (п.4 ст.38 ХПК РБ).

Орган, предъявивший исковое  заявление в защиту государства  и общества, является процессуальным лицом, несет обязанности и пользуется правами истца, кроме права на заключение мирового соглашения.

Истцом в материально-правовом смысле является то лицо, в защиту интересов  которого предъявлен иск. Поэтому отказ  этого органа от иска не лишает права  истца требовать рассмотрения дела по существу. В то же время, отказ  истца от иска, который был предъявлен в его интересах влечет оставление иска без рассмотрения. Законодатель предоставляет непосредственному истцу право на защиту или отказ от таковой. Вообще следует заметить, что названные органы выступают в защиту интересов государства или общества, которые они же, эти органы, и представляют.

 Так, налоговые органы, антимонопольные органы выступая  в хозяйственном суде в качестве  истца, защищают интересы государства,  которое само не. может быть участником, истцом по хозяйственному делу. Эти органы не могут предъявлять иски в защиту других лиц. Они защищают только интересы государства и общества. 

В деле одновременно может  участвовать несколько истцов или  ответчиков. Каждый из истцов или ответчиков выступает в процессе самостоятельно. Соучастники могут поручить ведение  дела одному из соучастников. Стороны  в хозяйственном процессе при  разбирательстве дел пользуются равными процессуальными правами.

Права и обязанности лиц, участвующих в деле, а следовательно и сторон, перечислены ст.39 ХПК РБ. Сторонам, помимо общих прав, принадлежат ещё и отдельные исключительные права. Так, истец вправе до принятия решения хозяйственным судом изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска (ч.1 ст.43 ХПК РБ).

Под основанием иска понимаются юридические факты на которых истец основывает свои требования к ответчику. К основаниям иска относятся обстоятельства, на которые ссылается истец. Кроме фактических различают и правовые основания иска. В законе подчёркивается, что в исковом заявлении должно содержаться указание на законодательство, на основании которого предъявляется иск. Это правовая норма или их совокупность и является правовым основанием иска. Эти правовые основания иска в процессе судебного разбирательства истец бесспорно может менять. Фактические же основания являются базой для содержания искового требования. Именно "фактические основания" составляют предмет иска, представляющий собой и предмет судебного разбирательства.

Информация о работе Лица в хозяйственном процессе