Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:01, реферат
Цель работы: изучение нормативных актов общего и специального регулирования хозяйственной деятельности.
Задачи работы:
Рассмотреть сущность хозяйственной деятельности и необходимость её регулирования
Рассмотреть нормативные акты общего регулирования хозяйственной деятельности и их особенности.
Рассмотреть нормативные акты специального регулирования хозяйственной деятельности и их особенности.
Введение 3
Глава 1. ХозяйственнОЕ ПРАВО И ХОЗЯЙСТВЕННая деятель-ность 5
1.1. Понятие и признаки хозяйственного права 5
1.2. Понятие и признаки хозяйственной деятельности 6
Глава 2. Нормативные акты общего и специального регулирования хозяйственной деятельнос-ти и их особенности 8
2.1. Подразделение нормативных актов законодательства на общие и специальные 8
2.2. Анализ системы нормативных актов регулирования хозяйственной дея-тельности 10
Заключение 17
Список использованной литературы 19
Вопрос о месте Гражданского Кодекса РФ в системе предпринимательского законодательства сложен. Дело в том, что Гражданский кодекс РФ охватывает своим регулированием и предпринимательские и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд, прежде всего граждан. Гражданский кодекс РФ в том виде, в котором он существует ныне, следует, по-видимому, рассматривать как комплексный нормативный акт. Некоторые его статьи регулируют не только частноправовые отношения, но и отношения публичного характера (например, нормы о конкуренции и национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.). Вместе с тем в ряде случаев ГК РФ определяются внутрихозяйственные и внутрифирменные отношения, что также выходит за границы гражданско-правовой материи.
Данный акт содержит множество норм, регулирующих предпринимательство, начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и кончая предпринимательскими договорами - все это представлено в ГК РФ11. Обращает на себя внимание тот факт, что в некоторых случаях статьи Кодекса содержат принципиально различные нормы для предпринимателей и для лиц, такой деятельностью не занимающихся (например, ст. 401 устанавливает разные основания ответственности, ст. 322 - различные нормы о солидарных обязательствах и др.)12.
Помимо кодексов, ведущую роль в системе регулирования хозяйственной деятельности играют федеральные законы. И.В. Ершова разработала группировку законов13, выбрав в качестве критерия сферу предпринимательства, которая тем или иным актом регулируется:
- от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
- от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»,
- от 8 сентября 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»
- от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»,
- от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах».
- Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности»,
- федеральные законы от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»,
- от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе»,
- от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»,
- от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности» и др.;
- Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности»,
- Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» и др.;
5. Законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например:
- федеральные законы от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»,
- от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»,
- от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и др.
Подзаконные акты также играют большую роль в деле регулирования предпринимательской деятельности. Среди них мы должны в первую очередь назвать указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»). Издаваемые Президентом РФ акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам14. Это требование ст. 90 Конституции РФ определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гарантией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституционности этих актов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст. 125 Конституции РФ)15.
Указы как средство регулирования предпринимательских отношений призваны восполнить пробелы в решении законом тех или иных вопросов. Такую роль на протяжении нескольких лет решал, например, Указ Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и др.
Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к числу источников предпринимательского права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитие и во исполнение законов и указов. Например, в соответствии с Законом об оценочной деятельности Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519 утверждены стандарты оценки.
Во исполнение Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» принято Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен». Однако этот принцип не всегда выдерживается. Так, долгое время основным источником правового регулирования лицензирования выступало Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Большой массив актов по регулированию хозяйственной деятельности – это нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам и др. В некоторых областях предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета и отчетности, статистической отчетности, наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.
Режим коммерческой тайны в организации устанавливается локальным нормативным актом. Локальным актом является приказ об учетной политике предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета.
Изучение правового
Подразделение нормативных актов законодательства на общие и специальные осуществляется в зависимости от их назначения. Общие нормативные акты предназначены для всех субъектов частного права, в том числе и для предпринимателей, и закрепляют общие правила поведения без учета тех или иных особенностей предпринимательской деятельности. Специальные нормативные акты отражают особенности правового регулирования в сфере предпринимательства.
В хозяйственном законодательстве правовой статус большинства предпринимательских организаций определяется отдельными специальными законами. В то же время предпринимательство в целом облекается в максимально стабильные нормативно-правовые формы - законы.
Главный общий нормативный акт, регулирующий хозяйственную деятельность – это конституция Российской федерации. Далее в иерархической структуре нормативных актов регулирования хозяйственной деятельности следуют Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ и др., причем Гражданский кодекс РФ следует рассматривать как комплексный нормативный акт.
Помимо кодексов, ведущую роль в
системе регулирования
Подзаконные акты (указы президента РФ, постановления правительства РФ, также играют большую роль в деле регулирования предпринимательской деятельности. Большой массив актов по регулированию хозяйственной деятельности – это нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией, здесь наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам и др. В некоторых областях предпринимательства наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.
В практике регулирования
хозяйственных отношений
1 Ершова И.В. Предпринимательское право [Текст]: учебник. Изд. 5-е, пер. и доп. М., 2009. С.4
2 Балашов А.И. Хозяйственное (предпринимательское) право. Учебное пособие. СПб., 2009. С.8
Там же. С.12
Информация о работе Нормативные акты общего и специального регулирования