Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 13:38, реферат
Целью данной работы является рассмотрения судебной практики по делам о ликвидации субъектов хозяйствования и выявления особенностей рассмотрения дел с участием налоговых органов о ликвидации субъектов хозяйствования.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- определить общие положения относительно понятия и оснований ликвидации субъектов хозяйствования с учетом основ правового регулирования их хозяйственной деятельности по законодательству Республики Беларусь;
- установить порядок ликвидации субъектов хозяйствования по решению суда с участием налоговых органов;
- рассмотреть некоторые вопросы рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации субъектов хозяйствования.
Введение………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Общие положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования…………………………………………………………..5
Глава 2. Порядок ликвидации субъектов хозяйствования по решению суда…………………………….……………………….……....8
Глава 3. Некоторые вопросы рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации субъектов хозяйствования………...…14
Заключение………………………………………………………………………….17
Список использованных источников…………………………………………….19
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Гродненский Государственный Университет имени Янки Купалы»
Юридический факультет
Кафедра конституционного права
ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ СУДАМИ ДЕЛ С УЧАСТИЕМ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ О ЛИКВИДАЦИИ (ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Реферат
Студентки 4 курса дневной формы обучения
Симаковой Виктории Павловны
Гродно, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общие положения о ликвидации
(прекращении деятельности) субъектов
хозяйствования…………………………………………
Глава 2. Порядок ликвидации
субъектов хозяйствования по решению
суда…………………………….……………………….…………
Глава 3. Некоторые вопросы рассмотрения
хозяйственными судами дел о ликвидации
субъектов хозяйствования………...…………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………….19
Введение
Многообразие форм собственности и типов субъектов хозяйствования, их подвижность и гибкость придают современной экономике способность к самопреобразованию. Например, юридическое лицо, как субъект хозяйствования, является сегодня одним из элементов правовой и экономической системы государства, которое объединяет зачастую значительные материальные средства. Коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели играют наиболее важную роль в объединении и использовании капитала и иных видов материальных ресурсов. Именно поэтому они в соответствии с законодательством подлежат государственной регистрации, обладают гражданской правосубъектностью, самостоятельно от своего имени выступают в гражданском обороте и т.д. В этой же связи порядок ликвидации также подлежит правовой регламентации.
В Беларуси ежегодно регистрируется множество новых предприятий различных форм собственности и гражданско-правового статуса.
Однако, как показывает судебная практика, имеет место и обратный процесс – ликвидации организаций (прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей).
В сложившихся
экономических условиях в
Вместе с тем, существует необходимость выработки единообразного подхода к установлению сроков ликвидации, перечня документов, подтверждающих отсутствие имущества ликвидируемого должника, изменения законодательства в части возмещения расходов по госпошлине, понесенных по делам о ликвидации.
Целью данной работы
является рассмотрения
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- определить общие положения относительно понятия и оснований ликвидации субъектов хозяйствования с учетом основ правового регулирования их хозяйственной деятельности по законодательству Республики Беларусь;
- установить порядок ликвидации субъектов хозяйствования по решению суда с участием налоговых органов;
- рассмотреть некоторые вопросы рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации субъектов хозяйствования.
Глава 1. Общие положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования
Основания для ликвидации субъектов хозяйствования по решению суда предусмотрены Гражданским кодексом РБ (далее – ГК РБ) и Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 1 (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 27.06.2011 № 5) (далее – Положение).
Данным Положением регулируются отношения, связанные с ликвидацией (прекращением деятельности):
- хозяйственных товариществ и обществ;
- унитарных предприятий;
- производственных кооперативов (в том числе сельскохозяйственных производственных кооперативов);
- государственных объединений;
- крестьянских (фермерских) хозяйств;
- ассоциаций (союзов) – объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций;
- объединений коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей;
- потребительских кооперативов;
- садоводческих товариществ;
- торгово-промышленных палат, учреждений;
- товариществ собственников (далее – юридические лица).
- индивидуальных предпринимателей.
Нормы Положения не применяются при ликвидации республиканских государственно-общественных объединений, фондов, религиозных организаций, а также политических партий и других общественных объединений, их союзов (ассоциаций), союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений).
Положением предусмотрены основания, по которым осуществляется ликвидация субъектов хозяйствования.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению:
а) собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);
б) хозяйственного суда;
в) регистрирующего органа.
Так, по решению
собственника имущества либо
органа юридического лица, уполномоченного
уставом, юридическое лицо
В случае, если юридическое лицо, решение о ликвидации которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), включено в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, такое юридическое лицо не может быть ликвидировано до проведения и завершения плановой проверки.
По решению хозяйственного суда юридическое лицо может быть ликвидировано в следующих случаях:
- непринятия решения о ликвидации в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;
- осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, а также признания судом государственной регистрации юридического лица недействительной;
- экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица;
- уменьшения стоимости чистых активов открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых с учетом пункта 2 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом, утвердившим настоящее Положение, соответствующим законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством;
- в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
И по решению регистрирующего органа юридическое лицо может быть ликвидировано в случае:
- неосуществления предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;
- внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.
Ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется только по решению собственника имущества (учредителей, участников) или органа этой организации, уполномоченного на то ее уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), либо в судебном порядке.
Деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена по соответствующим основаниям, предусмотренным настоящим Положением для ликвидации юридических лиц, а также в случае аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
Глава 2. Порядок ликвидации субъектов хозяйствования по решению суда
Как говорилось ранее, по решению хозяйственного суда юридическое лицо может быть ликвидировано в следующих случаях:
- непринятия решения о
ликвидации в связи с
- осуществления деятельности
без надлежащего специального
разрешения (лицензии), либо запрещенной
законодательными актами, либо с
иными неоднократными или
- экономической
- уменьшения стоимости
чистых активов открытых
- в иных случаях,
При обнаружении оснований для ликвидации юридического лица, перечисленных выше, органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в хозяйственный суд с иском о ликвидации такого юридического лица, если иное не установлено Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом, утвердившим Положение, и другими законодательными актами.
Основанием для ликвидации субъекта хозяйствования в судебном порядке по представлению налогового органа является факт наличия убытков по итогам второго и последующих финансовых годов и ненаправление предприятием в течение 3 месяцев по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах возникновения убытков, а также факт наличия задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд.
При рассмотрении
заявлений о ликвидации суды
оценивают не только наличие
либо отсутствие основания,