Понятие и формы монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 11:25, реферат

Описание

Монопольная роль государства реализовывалась через рассредоточение по определенным ступеням иерархической лестницы властно-распорядительных функций. В советский период она проявилась в виде монополии административно-командной системы, ее органов и штатного аппарата на средства производства и результаты труда производителя, организацию труда и производства, управление им.

Содержание

1.ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
3.НЕДОБРОСОВЕСТВЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

понятие и виды монополистической деятельности, ответств.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)

           Федеральное агентство по образованию

СТАРООСКОЛЬСКИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

      «Национальный исследовательский технологический  университет

      «Московский институт стали и сплавов» 
       
       
       
       
       
       

по дисциплине: «Хозяйственное право»

на тему: «Понятие и формы монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Белянина А.А.

      Группа: Эм-08-зс 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Старый  Оскол

2010год

СОДЕРЖАНИЕ

4.Список  литературы

1.Понятие  и формы монополистической деятельности

    Монополия как экономическое явление представляет собой обусловленный собственностью и властью тип экономических отношений между ее субъектами, которые реализуют собственный интерес и влияют на общественное производство или его отдельные сферы. Ее сущность состоит в обладании субъектом (группой) собственностью на факторы производства и исключительными правами, обеспечивающими господствующее положение в определенной сфере (сферах) деятельности, контроль над рынком и диктат своих условий, регулирование цен и объемов производства, присвоение монопольной прибыли и ограничение конкуренции.

    Монопольная власть обусловлена экономическими и внеэкономическими причинами. Она достигается не только благодаря  особому (монопольному) положению хозяйствующего субъекта (производителя, продавца), но и может быть искусственно предоставлена государством, местными органами власти.

    В основе советского монополизма лежит  деформация так называемой общенародной собственности. Формальным собственником  являлось общество в целом, а фактическим -административный аппарат. Национализация крупных и мелких промышленных предприятий, развитие крупных коллективных хозяйств в аграрном секторе привели к тому, что во всех сферах народного хозяйства установилась государственная монополия.

    Политическая  надстройка закрепляла юридическими и идеологическими формами государственно-экономическую монополию, охватившую основные производственные процессы. В ее рамках сформировались отношения, процессы, связи, взаимозависимости отраслей и предприятий, органов управления, возникли новые пропорции, иерархии. Материальное производство и непроизводственная сфера, экономика и политика, накопление и потребление, обмен и распределение, науки практика, образ жизни и мышление - вес это испытывало воздействие единой государственно-экономической монополии.

    Монопольная роль государства реализовывалась  через рассредоточение по определенным ступеням иерархической лестницы властно-распорядительных функций. В советский период она  проявилась в виде монополии административно-командной  системы, ее органов и штатного аппарата на средства производства и результаты труда производителя, организацию труда и производства, управление им.

    Государственный сверхмонополизм характеризовался тем, что в центре принимались  решения, связанные с функционированием общественной системы в целом. Государство распоряжалось ресурсами, внутренней и внешней торговли, определяло плановые задания - “контрольные цифры”, устанавливало “государственные заказы”, каждой хозяйственной единице диктовало характер и объемы производства, посредством лимитов и материально-технического снабжения определяло адресаты, объемы и источники ресурсов, направления и количество реализуемой продукции.

    С помощью централизованного  планирования государство монополизировало рынок, взяв на себя функции определения потребительной стоимости каждою товара. Рынок подменялся субъективным решением группы лиц. Такая организация хозяйствования порождала командно-бюрократические методы управления Монополия государственной собственности, которая определяла и определяет характер распоряжения се объектами, присвоения созданного на госпредприятиях продукта и монопольной прибыли, явилась главной причиной отсутствия конкуренции.

    Централизованная  система создавала идеальную  среду для воспроизводства монополизма  собственности, монополизма управления и технологического монополизма предприятии (объединений). Это был своеобразный трехступенчатый монолит, в основании которого находился доминирующий в экономике государственный сектор. Его составляющими выступали ведомственные гиганты, контролировавшие различные сферы производства, а также предприятия и организации, монополизировавшие выпуск отдельных товаров и услуг.

    В командной экономике преобладал искусственный монополизм. Он пронизывал все его разновидности, имевшие  место в советский период и сохранившиеся до сих пор, проявлялся в монополии государственной собственности и центральных органов власти и управления, министерств и ведомств, в совокупности явлений, обусловленных искусственным созданием экономически привилегированного положения отдельных субъектов (государства, ведомства, предприятия), навязывающих своим контрагентам и обществу в целом собственные интересы, игнорируя их реальные потребности. Монополизация стала закономерностью командном системы хозяйствования, особой формой бюрократизма, способом реализации монопольной власти отдельных хозяйствующих субьектов или их групп.

    При отсутствии демократии и ограниченных товарно-денежных отношениях госмонополизм  представлял собой универсальный  способ обеспечения управления воспроизводством в масштабе республики и каждой его подсистемы. Предприятие, даже являясь единственным производителем определенной продукции либо доминируя в производстве пли на рынке, не обладало реальной самостоятельностью и. тем более, монопольной властью, хотя формально считалось монополистом. Особенность такой монополии заключалась в том. что. будучи искусственно созданной, она не выступала детерминантой своей деятельности, не могла реализовать монопольного положения ни в области ценовой политики, ни в выборе рынков сбыта, ни в способах извлечения и присвоения прибыли.

    Выделяют  низшие и высшие формы монополии. Низшие формы— временные союзы и соглашения, возникающие с целью достижения конкретного проекта. Высшими формами монополий являются картель, синдикат, трест, концерн.

    В экономической теории выделяют четыре вида монополии: естественную, организационную, технологическую и экономическую. Естественная монополия— складывается ситуация, когда единственная фирма обслуживает весь рынок вследствие минимизации издержек производства и высокой эффективности такой рыночной структуры (водо-, энерго-, газоснабжение). Иногда естественная монополия обусловлена ограниченностью (уникальностью) определенных факторов и условий производства, в частности природных ресурсов. Государство предоставляет естественным монополиям исключительные привилегии по обслуживанию населения данного региона, однако сохраняет за собой право контролировать их деятельность.

    Организационная монополия— объединение однородных по профилю деятельности предприятий и организаций (отраслевые министерства, концерны, ассоциации, корпорации).

    Технологическая монополия (техническая, производственная) — разновидность естественной монополии. В этом случае предприятие (объединение) контролирует производство и реализацию определенной продукции. Специфика технологии производства такой продукции обусловливает крупные размеры предприятия.

    Экономическая монополия —  возникает либо в силу договора между различными хозяйствующими субъектами, либо в результате конкуренции по поводу соглашений о квотах, ценах, рынках сбыта.

    На  практике существуют и другие виды монополий, например закрытая (защищенная юридическими нормами, ограничивающими конкуренцию) и открытая (при которой одна из фирм становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции).

    Предпринимательская монополия— рынок, при котором одна ил и несколько фирм контролируют основную долю производства в отрасли.

    Двусторонняя  монополия — представляет собой рыночную ситуацию, в которой единственному продавцу (монополисту) противостоит единственный покупатель (монопсонист).

    Государственная монополия— рынок, когда государство является единственным продавцом какой-либо продукции на территории страны.

    Есть  несколько причин существования монополий.

    Первая  причина: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.

    Вторая  причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в -области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.

    Третья  причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак. 
 

2. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

 

    За  уклонение от исполнения или несвоевременное  исполнение законных решений (предписаний) антимонопольного органа по решению суда с виновных хозяйствующих субъектов взыскивается штраф в размере до 10 процентов дохода за год, предшествующий совершению правонарушения.

    Государственные органы, хозяйствующие субъекты, их должностные лица в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение настоящего Закона и иных актов законодательства.

    Обжалование решений (предписаний, заключений) антимонопольного органа осуществляется в судебном и (или) ином порядке, установленном законодательством.

    Полное  или частичное обжалование в судебном порядке решений (предписаний) антимонопольного органа, а также решений суда о наложении административных взысканий приостанавливает их исполнение в обжалуемой части до момента окончательного вступления в силу судебного решения.

    Вывод: Реализация положений антимонопольного законодательства осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах. Выполнение основной части функций по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, принятию иных мер по обеспечению исполнения антимонопольного законодательства, осуществляется уполномоченным республиканским органом государственного управления. Антимонопольный орган, создается, реорганизуются и упраздняются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства. 

3.НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ  КОНКУРЕНЦИЯ.

Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях  обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

     Основными методами являются:

         - экономический (промышленный шпионаж)

         - подделка продукции конкурентов

         - подкуп и шантаж

Информация о работе Понятие и формы монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции