Понятие и признаки банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 16:37, контрольная работа

Описание

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе изучения гражданского законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать гражданско-правовой институт несостоятельности (банкротства) коммерческих организаций. Для достижения указанной цели автором поставлены следующие задачи:

- уточнить понятие и признаки банкротства коммерческих организаций;

- проанализировать меры по предупреждению банкротства;

- исследовать особенности применения реабилитационных процедур банкротства, таких как наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; мировое соглашение;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

1.Понятие банкротства……………………………………………………..5
2.Признаки банкротства……………………………………………………7
Заключение………………………………………………………………….12

Список литературы…………………………………………………………14

Работа состоит из  1 файл

хозправо.doc

— 67.50 Кб (Скачать документ)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 
 
 

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по  дисциплине «Хозяйственное право»

    не  тему:

    «Понятие  и признаки банкротства» 
 
 
 
 

              Исполнитель:

              Специальность: менеджмент организации

              № зачетной книжки:

              Руководитель:  
               
               
               
               
               

              Пенза 2009.

    СОДЕРЖАНИЕ. 
 
 

    Введение……………………………………………………………………...3

  1. Понятие банкротства……………………………………………………..5
  2. Признаки банкротства……………………………………………………7

    Заключение………………………………………………………………….12

    Список  литературы…………………………………………………………14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

Для любого цивилизованного государства закон, регулирующий процессы банкротства, является одним из основных законов экономических  оборотов. Переход к рыночной экономике, демократизация государственной и  общественной жизни в числе важнейших проблем обеспечения закрепления предусмотренной Конституцией РФ свободы экономической деятельности и единства экономического пространства предусматривают необходимость наиболее полного правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц.

За последние  годы в российском обществе произошли  существенные изменения, затронувшие  почти все его сферы. Проведение радикальной экономической реформы, развитие предпринимательства привели  к основательному обновлению законодательства, регулирующего отношения в сфере экономики. В связи с развитием рыночных отношений в России с каждым годом всё более возрастает роль института банкротства, так как без применения конкурсного права невозможно справедливое распределение средств должника.

Главная задача состоит в том, чтобы превратить банкротство в цивилизованную форму поражения в конкурентной борьбе, своеобразный способ оздоровления экономики путем исключения неплатежеспособного субъекта из гражданского оборота с учетом интересов не только кредиторов, но и должника, исключая при этом криминальные способы получения долга.

Вместе  с тем российское законодательство о банкротстве крайне нестабильно, оно регулярно изменяется. Более  того: за время своего существования  законодательство о банкротстве проявило себя как одно из наиболее динамично обновляющихся правовых институтов в экономической сфере России. Поэтому юридическая наука и практика вынуждены постоянно перестраиваться под новые нормативные предписания. В ходе применения Законов о несостоятельности (банкротстве), систематического анализа судебной практики не только накапливался опыт разрешения дел о банкротстве, но и выявлялись недостатки в правовом регулировании отношений, связанных с несостоятельностью должников. Все это в совокупности привело к принятию в 2002 году очередного нового Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», который требует своего теоретического осмысления и практической апробации.

Указанные обстоятельства обуславливают своевременность  и актуальность настоящего исследования.

Цель  настоящей работы состоит в том, чтобы на основе изучения гражданского законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать гражданско-правовой институт несостоятельности (банкротства) коммерческих организаций. Для достижения указанной цели автором поставлены следующие задачи:

- уточнить  понятие и признаки банкротства  коммерческих организаций; 

- проанализировать  меры по предупреждению банкротства;

- исследовать  особенности применения реабилитационных процедур банкротства, таких как наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; мировое соглашение;

    В ходе исследования были использованы нормативно – правовые акты, а также  специальная и периодическая  литература различных авторов, которые  представлены в списке литературы. Основными источниками по данной теме являются Федеральный закон от 26 октября 2002 года, N 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве), Гражданский кодекс РФ по состоянию на 1 декабря 2002 М. 2002 
 
 
 
 

    Понятие банкротства. 

    Понятие банкротства даётся в статье 65 Гражданского Кодекса России «Несостоятельность (банкротство) юридического лица»:

    1. Юридическое лицо, являющееся коммерческой  организацией, за исключением казенного  предприятия, а также юридическое  лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

    Признание юридического лица банкротом судом  влечет его ликвидацию.

    2. Юридическое лицо, являющееся коммерческой  организацией, а также юридическое  лицо, действующее в форме потребительского  кооператива либо благотворительного  или иного фонда, может совместно  с кредиторами принять решение  об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

    3. Основания признания судом юридического  лица банкротом либо объявления  им о своем банкротстве, а  также порядок ликвидации такого  юридического лица устанавливаются  Законом о несостоятельности  (банкротстве). Требования кредиторов удовлетворяются в очередности, предусмотренной пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса.

    Существование института несостоятельности (банкротства) обусловлено несколькими причинами. Необходимо оградить экономический  оборот и его участников от последствий неэффективной работы тех из них, кто проявил неспособность надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства, если эта неспособность приобретает стойкий характер. С одной стороны, возникает необходимость устранения из оборота такого его участника. С другой стороны, желательно попытаться сохранить его как производителя товаров, работ или услуг и работодателя. При этом в обоих случаях, поскольку юридические лица отвечают всем своим имуществом, следует предотвратить обращение всего или большей части этого имущества на удовлетворение требований одного или нескольких наиболее расторопных кредиторов и лишение остальных кредиторов возможности получить хотя бы частичное удовлетворение. Наряду с этим нужно защитить интересы самого несостоятельного должника, и решение вопроса о его сохранении или ликвидации подчинить установленным законом процедурам.

    Объявление  предприятия банкротом – институт, завершающий систему мер, организующих и обеспечивающих конкурентную борьбу субъектов рыночного хозяйства, ведущих хозяйственную деятельность на свой риск и под свою ответственность, т.е. на началах предпринимательства. Вынужденное прекращение ведущего такую деятельность субъекта и есть реализация, с одной стороны, максимально возможного риска, а с другой – наивысшей степени его ответственности, поскольку он рискует и отвечает самим своим существованием. Поэтому согласно п. 1 ст. 65 и п. 4 ст. 61 институт несостоятельности (банкротства) и применяется к перечисленным в них организациям, ведущим предпринимательскую деятельность. В связи с последующим изданием Закона о некоммерческих организациях указанный перечень следовало бы дополнить двумя новыми, предусмотренными этим Законом организационно – правовыми формами, предназначенными для некоммерческих организаций, активно участвующих в предпринимательской деятельности, - некоммерческим партнерством и автономной некоммерческой организацией.

    Хотя  Закон о банкротстве говорит  о несостоятельности (банкротстве) предприятий, его действие распространяется на все юридические лица, к которым этот институт должен применяться в силу правил ГК.

    Вопрос  о несостоятельности (банкротстве), как правило, рассматривается арбитражным  судом.  
 
 

    Признаки  банкротства. 

    Основанием  для обращения в суд является, согласно Закону о банкротстве, неспособность юридического лица уплатить свои долги, включая налоговые или иные платежи государству и местным органам, вследствие превышения обязательств должника над его активом или неудовлетворительной структуры его баланса. Внешним признаком такой неспособности является приостановление должником текущих платежей – неоплата требований в течение трех месяцев с момента наступления срока. При наличии указанных признаков в суд вправе обратиться любой из кредиторов или прокурор. Это может сделать и сам должник, причем и при отсутствии указанных признаков – в предвидении грозящей ему опасности.

    К числу наиболее вероятных причин, обуславливающих неплатежеспособность предприятий, относятся следующие:

    ·производство продукции, пользующейся ограниченным спросом вследствие ее морального устаревания или перепроизводства;

    · производство продукции низкого  качества;

    · высокие цены реализуемой продукции, в связи с чем задерживается  ее сбыт;

    · низкий уровень использования ее мощностей;

    · значительная дебиторская задолженность за товары отгруженные, не оплаченные в срок.

    Банкротами  могут быть объявлены:

    · юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятии);

    ·  некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда;

    ·граждане, в том числе зарегистрированные индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, отсутствующие должники.

    Юридическое лицо считается созданным с момента  его государственной регистрации. С этого момента организация приобретает права и обязанности, и, следовательно, только организация, зарегистрированная в установленном порядке, может быть объявлена банкротом. В других случаях можно применять полномочия закона о несостоятельности к должникам-гражданам.

    Нельзя  признать организацию банкротом  в случаях, когда она ликвидирована  и запись об этом внесена в Единый государственный реестр. В таких  случаях арбитражный суд прекращает производство по делу о ее несостоятельности.

    Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» в качестве приложения N 1 утвердило Систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий. Эта система содержит три коэффициента: 1) коэффициент текущей ликвидности, 2) коэффициент обеспеченности собственными средствами и 3) коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, а также способы определения этих коэффициентов и, соответственно, решения вопроса о структуре баланса. Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность юридического лица оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств, в частности краткосрочных кредитов и другой подобной задолженности. Коэффициент обеспеченности собственными средствами, необходимыми для финансовой устойчивости данной организации, учитывает и фактическую стоимость основных средств и прочих активов. Коэффициент восстановления или утраты платежеспособности характеризует наличие у организации реальной возможности восстановить свою платежеспособность в течение определенного периода либо отсутствие такой возможности.

    По  результатам рассмотрения представленных материалов арбитражный суд в  соответствии с Федеральным Законом  о банкротстве либо принимает  решение о признании юридического лица – должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства, либо в случае выявившейся платежеспособности должника отклоняет соответствующее требование истцов (заявителей) и отказывает в иске, либо – если угроза банкротства может быть устранена проведением так называемых реорганизационных процедур и поступили соответствующие ходатайства об их проведении – выносит определение о приостановлении производства по делу и назначении одной из двух предусмотренных Законом о банкротстве реорганизационных процедур: внешнего управления имуществом должника или санации. Соединения двух этих процедур закон не предусматривает (хотя в некоторых случаях это могло бы оказаться целесообразным) .

    Формулировка  Закона о банкротстве «внешнее управление имуществом должника» неточно отражает действительное положение вещей и содержание полномочий арбитражного управляющего.

Информация о работе Понятие и признаки банкротства