Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:14, реферат
Проблема права собственности, ее форм и видов права собственности в настоящее время весьма актуальна и должна занимать особое место в российском гражданском праве. Актуальность данной темы определена большим числом возникающих споров об установлении права собственности, которые практически невозможно разрешить в досудебном порядке.
Введение 3
1. Понятие права собственности 5
1.1 Определение права собственности 5
1.2 Правовое содержание собственности 7
2. Виды права собственности 10
2.1 Частная собственность 10
2.2 Государственная собственность 15
2.3 Муниципальная собственность 16
2.4 Право общей собственности 18
Заключение 23
Список использованных источников 24
Круг объектов, которые граждане могут иметь в собственности, очерчен оборотоспособностью имущества. В отношении его оборотоспособности действует общий принцип – разрешено все, что не запрещено законом и не ограничено им. То есть в собственности гражданина может быть сколько угодно имущества (квартиры, автомобили и т.д.), если оно не изъято из гражданского оборота.
Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. (п.2 ст.129 ГК РФ)
Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.(абз.2 п.2 ст.129 ГК РФ)
Итак, гражданин может иметь в собственности не только предметы потребления, в том числе различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия как имущественные комплексы, а также иметь в собственности оборудование, транспортные средства и другие средства производства. При этом имущество может быть как движимым (ценные бумаги, предметы домашнего обихода, автомашины и прочее), так и недвижимым (жилой дом, квартира и прочее).
Содержание права собственности граждан составляют триада правомочий (владения, пользования и распоряжения). Гражданин осуществляет их своей властью, по своему усмотрению, но в пределах, установленных законом, и в установленном законом порядке (существует ряд ограничений, связанных с целевым использованием имущества).
При осуществлении права собственности с нарушениями законодательства применяются различные санкции, включая меры ответственности (например, изъятие по решению суда квартиры, земельного участка для продажи с публичных торгов).
Субъектом права собственности выступает гражданин, но в разных правовых качествах. В одних случаях – наемный работник. В других – индивидуальный предприниматель, в-третьих – предприниматель, выступающий в маске юридического лица, и т.д. Все это сказывается на положении гражданина как субъекта права собственности. Гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью, лишь, будучи зарегистрированным в установленном законом порядке, поэтому все случаи, когда гражданин вводит свое имущество в гражданский оборот, следует разбить на 2 группы. К первой следует отнести те, когда выступления гражданина в качестве собственника регистрации не требует, ко второй те, когда такая регистрация необходима.
В первом случае регистрация не требуется, если гражданин выступает в качестве наемного работника, а также лица, которые занимаются экономической деятельностью, не направленной систематически на извлечение прибыли. При этом в собственности гражданина может находиться имущество, подлежащее специальной регистрации (например, недвижимость). Он может также совершать подлежащие регистрации сделки (например, приватизировать занимаемое им жилое помещение). В указанных случаях собственником соответствующего имущества продолжает оставаться сам гражданин и никакого субъекта права не происходит.
В другом случае, регистрация требуется, когда гражданин, выступая в гражданском обороте в качестве собственника, занимается предпринимательской деятельностью. Этот случай в свою очередь сводятся к трем: когда гражданин занимается предпринимательской деятельностью, основанной на собственном труде; когда гражданин занимается предпринимательской деятельностью с привлечением наемного труда, но без образования юридического лица; и когда гражданин занимается предпринимательской деятельностью с привлечением наемного труда на базе образования юридического лица.
В первых двух случаях, удвоение субъекта права не происходит. Регистрация направлена на то, чтобы установить контроль законности предпринимательской деятельности и обеспечением поступление в казну налогов. В случай, когда гражданин занимается предпринимательством, создав самостоятельно или с другими лицами юридическое лицо, которому выделил свое имущество, собственником становится само юридическое лицо, а гражданин имеет в отношении него обязательственные права. Здесь как раз и происходит удвоение субъекта права, причем в этом может быть заинтересован и сам гражданин, который, по общему правилу, не отвечает по обязательствам учрежденного им юридического лица и в случае финансового краха рискует потерять лишь то имущество, которое он в это юридическое лицо вложил.
Что касается содержания права собственности, гражданин, в силу ст.18 ГК РФ, может иметь имущество на праве собственности. Чтобы это право возникло, необходимо наступление юридического факта. Иными словами, необходимо, чтобы гражданин купил какое-то имущество, принял его в дар, унаследовал и т.д. При определении границ права собственности граждан, а следовательно и границ его осуществления, надлежит исходить из присущих гражданскому праву принципа дозволительной направленности гражданско-правового регулирования и принципа диспозитивности. Действие первого принципа означает, что гражданину при осуществлении принадлежащих ему прав, в том числе и права собственности, дозволено все, что не запрещено законом. Действие принципа диспозитивности означает, что гражданин по своему усмотрению осуществляет право собственности или не осуществляет его, сам избирает цели осуществления права и средства их достижения.
Право собственности юридических лиц.
Статья 213 ГК относит к числу права собственности юридических лиц коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником. Круг юридических лиц довольно широк: хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, а также другие организации предусмотренные федеральными законами.
Коммерческие и некоммерческие организации – это юридические лица, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственниками, которые являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов, взносов их учредителями, участниками, пайщиками, а также имущества, которое приобретено этими лицами в результате их деятельности, а также по другими основаниям (например, в порядке дара или наследования).
Именно юридическое лицо является единым и единственным собственником, принадлежащего ему имущества. Учредители (участники, члены) юридического лица на его имущество либо имеют обязательственные права, если речь идёт о хозяйственных обществах и товариществах, производственных и потребительских кооперативах, либо вообще не имеют имущественных прав, если речь идёт об общественных и религиозных организациях, ассоциациях и союзах.
Юридические лица, вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. При этом некоммерческие организации, наделенные специальной правоспособностью, в большей степени ограничены в осуществлении правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, нежели коммерчески организации, имеющие общую правоспособность.
Объектом права собственности юридического лица может быть любое имущество – как движимое, так и недвижимое (за исключением имущества, которое в соответствии с законом отнесено к федеральной и иной государственной или муниципальной собственности). Это могут быть: предприятия, земельные участки, здания, жилищный фонд, оборудования, денежные средства и прочее. При этом круг объектов такого имущества различен для коммерческих и некоммерческих организаций. Круг объектов права собственности некоммерческих организаций уже, чем коммерческих. В него входит лишь имущество, которое необходимо им для выполнения их уставных целей.
В отношении имущества, которое согласно закону может находиться в собственности юридического лица, Гражданским кодексом РФ установлено правило о недопустимости стоимостного и количественного ограничения объектов права собственности юридических лиц.
Собственность юридических лиц подразделяется на фонды. Все юридические лица имеют уставный фонд, или уставный капитал, который состоит из вносов учредителей и пайщиков (акционеров). Юридические лица имеют производственные основной, оборотный и страховой фонды и т.д.
Основаниями приобретения и прекращения права собственности юридических лиц являются общие основания, предусмотренные в главах 14 и 15 ГК РФ: гражданско-правовые сделки, объединение имущества, создание его в процессе производственной деятельности и т.п. Вместе с тем законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения права собственности юридических лиц. Так, источниками формирования имущества благотворительной организации могут быть благотворительные пожертвования, поступления из государственного и местного бюджетов, труд добровольцев и другие юридические факты, не относящиеся к общим основаниям приобретения права собственности.
В соответствии со ст.214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Особенностью института государственной собственности является то, что как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности охватывает не только нормы гражданского права, но и нормы других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые отношения: государственного, административного, финансового, земельного и пр., т. е. представляет собой комплексный правовой институт.
Изучая ст. 214 ГК РФ, необходимо обратить внимание на множественность субъектов государственной собственности, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты республики, края, области и т. д. (в отношении имущества, составляющего собственность субъекта Российской Федерации). В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК закон определяет порядок отнесения государственного имущества к собственности Федерации, и её субъектов. Субъектом права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (которые в свою очередь выступают в имущественном обороте от имени определенного государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные конкретные правомочия публичного собственника).
Законодательство предусматривает ведение Реестра федеральной собственности и Реестра собственности субъектов РФ.
По содержанию право государственной собственности не отличается от содержания права собственности вообще. Вместе с тем ему присущи специфика, заключающаяся в том, что Российская Федерация и нередко субъект РФ в законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как собственника.
Статья 8 Конституции РФ признает муниципальную собственность как одну из форм собственности в Российской Федерации. Российское законодательство не считает муниципальную собственность разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма собственности.
Преимущество муниципальной формы собственности перед государственной заключается в том, что владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом осуществляет население непосредственно или органами местного самоуправления в соответствии с волей и в интересах, а также с историческими и местными традициями населения.
Субъектами муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом, которые регистрируются в едином Федеральном реестре муниципальных образований. Множественность субъектов права муниципальной собственности не исключает единства ее фонда в пределах субъекта, которому она принадлежит, как бы в том или ином конкретном случае ни осуществлялось управление ею.
Можно разделить муниципальную собственности на виды: собственность городских и сельский поселений и собственность других муниципальных образований.
В состав объектов муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество.
В соответствии с ч.2 ст.125 ГК РФ и п.2 ст.51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют органы местного самоуправления (выборный представительный орган, выборный глава местного самоуправления, иные выборные должностные лица), а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
Муниципальное имущество подобно государственному, делится на две части (п. 3 ст. 215 ГК РФ): имущество, закрепленное за муниципальными образованиям и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления и муниципальная казна соответствующего муниципального образования, которая состоит из средств местного бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями. Закон определяет виды имущества, находящегося в муниципальной собственности, т.е. изъятого из оборота (муниципальные учреждения образования, культуры, спорта). Специфика муниципальной собственности состоит в том, что все её объекты носят целевой характер, т.е. предназначены для решения вопросов местного значения, удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-бытовых и иных потребностей населения соответствующей территории.