Понятие, принципы ценообразования, источники его правового регулирования в Республике Беларусь. Проведите сравнительный анализ видов цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:51, контрольная работа

Описание

Исходя из того, что разумность участников хозяйственного оборота предполагается (ст. 2 ГК), такой обмен должен быть эквивалентным, т.е. равным по стоимости. Для соизмерения обмениваемых товаров, работ, услуг по их стоимости последнюю нужно выразить в общем для них эквиваленте. Функцию всеобщего эквивалента в экономике выполняют деньги. Стоимость товаров, работ, услуг, выраженная в деньгах, есть их цена (тариф). Цена - существенное условие хозяйственного договора. От цены иска зависит размер государственной пошлины.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по ХП.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)


1.       Понятие, принципы ценообразования, источники его правового регулирования в Республике Беларусь. Проведите сравнительный анализ видов цен (тарифов).

 

Хозяйственная деятельность ведется с целью получения прибыли. В связи с этим ее субъект, поставивший товар, выполнивший работу, оказавший услугу должен получить встречное предоставление.

Исходя из того, что разумность участников хозяйственного оборота предполагается (ст. 2 ГК), такой обмен должен быть эквивалентным, т.е. равным по стоимости. Для соизмерения обмениваемых товаров, работ, услуг по их стоимости последнюю нужно выразить в общем для них эквиваленте. Функцию всеобщего эквивалента в экономике выполняют деньги. Стоимость товаров, работ, услуг, выраженная в деньгах, есть их цена (тариф). Цена - существенное условие хозяйственного договора. От цены иска зависит размер государственной пошлины.

В предусмотренных законодательством случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законодательством, либо в установленном законодательством порядке.

В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

              Государственную политику в области ценообразования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь определяет Президент Республики Беларусь.

              Основным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование ценообразования, является Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь.

              Областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы в пределах административно-территориальных единиц обеспечивают реализацию государственной политики в области ценообразования и осуществляют регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и контроль за применением установленного порядка ценообразования, а также иные полномочия, возложенные на них законодательными актами Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 N 255-З "О ценообразовании" (далее - Закон "О ценообразовании"):

цена - денежное выражение стоимости единицы товара;

тариф - денежное выражение стоимости единицы работы, услуги.

Цена (тариф) представляет собой себестоимость, увеличенную на коэффициент рентабельности и налоги. Законодательством установлен перечень затрат, включаемых в себестоимость. Другие затраты покрываются только из прибыли. Способ указания цены: цифрой в абсолютном выражении; определение порядка калькуляции в смете.

              Проведём сравнительный анализ видов цен (тарифов), которые в зависимости от условий формирования делятся на следующие виды:

свободная цена (тариф)

 

цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. В Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных законодательством, применяются свободные цены (тарифы);

регулируемая цена (тариф)

 

 

 

 

регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:

 

цена (тариф), устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину;

товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;

отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

фиксированная цена (тариф)

регулируемая цена (тариф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине;

предельная цена (тариф)

регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами.

учётная цена

 

 

цена отпускаемого (экспортируемого) товара, используемая для отражения в бухгалтерском учете при осуществлении товарообменных операций и устанавливаемая в белорусских рублях.

отпускная цена (тариф)

цена, устанавливаемая на произведенный товар (как товар собственного производства, так и полученный в результате выполнения договора подряда из материала заказчика, в том числе переработки сырья (материалов) на давальческих условиях) либо на импортированный товар при его оптовой продаже.

розничная цена (тариф)

цена, устанавливаемая на товары, предназначенные для продажи из розничной торговли физическим лицам для личного, семейного, домашнего или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью, а также в случаях, разрешенных законодательством, - юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.

индикативная цена

отвечает ценам, сложившимся на мировом рынке товара.

 

биржевая цена

1) цена, устанавливающаяся в результате биржевых торгов; 2) цена, определяемая путем добавления к биржевой котировке надбавки или вычитания скидки в зависимости от качества товара, удаленности от места поставки, других условий, предусмотренных биржевыми правилами, отклонений от биржевого стандарта.

аукционная цена

наивысшая цена, предложенная за товар на аукционном торге.

 

 

Указом Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 N 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" (далее - Указ N 285) утвержден перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы), надбавки (скидки) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом. Например, Министерство образования Республики Беларусь регулирует цены (тарифы), надбавки (скидки) на платное обучение в учреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования; облисполкомы и Минский горисполком - на услуги по приватизации жилищного фонда, плату за проживание в общежитиях. Регулируемые цены устанавливаются на ресурсы, оказывающие определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, а также на продукцию и услуги, которые имеют существенное социальное значение.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.06.1999 N 943 утвержден перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом.

              Ценообразование - процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и другими субъектами ценообразования.

Составляющие ценообразования:

- установление цен юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

- государственное регулирование цен.

Установление цен юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключается в:

- формировании (определении) цен;

- применении оптовых надбавок;

- применении регулируемых цен.

Субъектами ценообразования в Республике Беларусь могут выступать:

- юридические лица и предприниматели;

- республиканские органы государственного управления;

- областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.

Основными принципами ценообразования являются:

- определение основ государственной политики в области ценообразования;

- сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);

- разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);

- установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;

- государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).

 

Правовые основы ценообразования определены Законом "О ценообразовании", Законом "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", Законом Республики Беларусь от 16.12.2002 N 162-З "О естественных монополиях" (далее - Закон "О естественных монополиях"), Указом N 285, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2005 N 799 "О Концепции ценообразования в Республике Беларусь", постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.09.2008 N 183 "Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов" (далее - постановление N 183), нормативными правовыми актами других министерств, местных исполнительных и распорядительных органов.

В сфере ценообразования имеется ряд проблем:

достаточно высоким остается уровень инфляции;

высокий уровень субсидирования жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта;

наличие меж- и внутриотраслевых "перекосов" в ценах на отдельные товары и услуги;

недостаточный контроль за уровнем и динамикой изменения себестоимости товаров (работ, услуг), отсутствие механизма, стимулирующего ее снижение;

недостаточно эффективное и тесное соотношение ценообразования с налогово-бюджетной политикой, высокий уровень налоговой нагрузки;

большое количество принимаемых республиканскими органами государственного управления нормативных правовых актов, имеющих ограниченный срок действия;

несоответствие отдельных положений антимонопольного законодательства международным стандартам.

С учетом новых тенденций и существующих проблем возникла необходимость уточнить подходы и механизмы регулирования ценообразования в контексте внутриэкономических и внешнеэкономических изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.       Раскройте понятие, признаки ценных бумаг. Источники правового регулирования. Классификация видов ценных бумаг. Составьте таблицу, в которой изложите понятие и характерные черты ценных бумаг, перечисленных в ст. 144 Гражданского кодекса Республики Беларусь (обосновать, сделать ссылки на применяемые нормативные правовые акты).

 

Пункт 1 статьи 143 ГК содержит определение ценной бумаги как документа, удостоверяющего с соблюдением установленной формы и (или) обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. В соответствии со ст. 361 ГК лицо, передающее право по ценной бумаге, несет ответственность за недействительность соответствующего требования, но не за его неисполнение.

Ценная бумага характеризуется следующими признаками:

это документ или официальная запись, выполненная на бумажном либо электронном носителе, которые имеют строго определенную форму и обязательные реквизиты, то есть строго формализованный объект. Отсутствие обязательных реквизитов ценной бумаги или несоответствие ценной бумаги установленной для нее форме влечет ее ничтожность (п. 2 ст. 145 ГК);

ценная бумага удостоверяет субъективные гражданские права. Виды прав, которые удостоверяются ценными бумагами, обязательные реквизиты ценных бумаг, требования к форме ценной бумаги и другие необходимые требования определяются законодательством или в установленном им порядке (п. 1 ст. 145 ГК);

данный документ неразрывно связан с воплощенным в нем правом, реализовать или передать которое другому лицу можно путем использования этого документа. В случаях, предусмотренных законодательством или в установленном им порядке, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютерном) (п. 2 ст. 143 ГК).

Ценная бумага является ценной не сама по себе, а потому что закрепляет определенные права: право на получение суммы денег, право на получение товара и т.д. Статья 143 ГК определяет, что ценная бумага удостоверяет имущественные права. Однако ст. 3 Закона "О ценных бумагах и фондовых биржах", характеризуя эмиссионные ценные бумаги, устанавливает, что они закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав. Например, акция наряду с имущественными правами (право на дивиденд, на ликвидационную квоту) предоставляет право на участие в управлении акционерным обществом, право на получение информации о деятельности общества и др. Таким образом, ценная бумага может удостоверять как имущественные права, так и одновременно имущественные и связанные с ними неимущественные права.

Имущественные права, предоставляемые ценными бумагами, могут быть обязательственными и вещными. Вещные права закреплены в товаросопроводительных ценных бумагах, таких как складские свидетельства, коносаменты. При этом названные ценные бумаги всегда воплощают в себе наряду с вещными правами также и обязательственные права. Виды имущественных прав, которые могут удостоверяться ценными бумагами, определяются законодательством либо в установленном им порядке (п. 1 ст. 145 ГК). Ценная бумага является односторонним обязательством, поскольку осуществить закрепленные в ней права может только ее владелец.

Для реализации выраженного в ценной бумаге права либо его передачи необходимо ее предъявление, то есть соответствующее использование данного документа. Предъявление бумаги требуется для легитимации кредитора в качестве субъекта выраженного в ней права, в отношении которого обязанному лицу надлежит исполнить обязательство. Наиболее простая процедура осуществления выраженного в ценной бумаге права присуща предъявительской бумаге, где достаточно только предъявления документа.

Информация о работе Понятие, принципы ценообразования, источники его правового регулирования в Республике Беларусь. Проведите сравнительный анализ видов цен