Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:51, контрольная работа
Исходя из того, что разумность участников хозяйственного оборота предполагается (ст. 2 ГК), такой обмен должен быть эквивалентным, т.е. равным по стоимости. Для соизмерения обмениваемых товаров, работ, услуг по их стоимости последнюю нужно выразить в общем для них эквиваленте. Функцию всеобщего эквивалента в экономике выполняют деньги. Стоимость товаров, работ, услуг, выраженная в деньгах, есть их цена (тариф). Цена - существенное условие хозяйственного договора. От цены иска зависит размер государственной пошлины.
1. Понятие, принципы ценообразования, источники его правового регулирования в Республике Беларусь. Проведите сравнительный анализ видов цен (тарифов).
Хозяйственная деятельность ведется с целью получения прибыли. В связи с этим ее субъект, поставивший товар, выполнивший работу, оказавший услугу должен получить встречное предоставление.
Исходя из того, что разумность участников хозяйственного оборота предполагается (ст. 2 ГК), такой обмен должен быть эквивалентным, т.е. равным по стоимости. Для соизмерения обмениваемых товаров, работ, услуг по их стоимости последнюю нужно выразить в общем для них эквиваленте. Функцию всеобщего эквивалента в экономике выполняют деньги. Стоимость товаров, работ, услуг, выраженная в деньгах, есть их цена (тариф). Цена - существенное условие хозяйственного договора. От цены иска зависит размер государственной пошлины.
В предусмотренных законодательством случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законодательством, либо в установленном законодательством порядке.
В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
Государственную политику в области ценообразования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь определяет Президент Республики Беларусь.
Основным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование ценообразования, является Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь.
Областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы в пределах административно-
В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 N 255-З "О ценообразовании" (далее - Закон "О ценообразовании"):
цена - денежное выражение стоимости единицы товара;
тариф - денежное выражение стоимости единицы работы, услуги.
Цена (тариф) представляет собой себестоимость, увеличенную на коэффициент рентабельности и налоги. Законодательством установлен перечень затрат, включаемых в себестоимость. Другие затраты покрываются только из прибыли. Способ указания цены: цифрой в абсолютном выражении; определение порядка калькуляции в смете.
Проведём сравнительный анализ видов цен (тарифов), которые в зависимости от условий формирования делятся на следующие виды:
свободная цена (тариф)
| цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. В Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных законодательством, применяются свободные цены (тарифы); |
регулируемая цена (тариф)
регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:
| цена (тариф), устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину; |
товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр; | |
отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь. | |
фиксированная цена (тариф) | регулируемая цена (тариф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине; |
предельная цена (тариф) | регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами. |
учётная цена
| цена отпускаемого (экспортируемого) товара, используемая для отражения в бухгалтерском учете при осуществлении товарообменных операций и устанавливаемая в белорусских рублях. |
отпускная цена (тариф) | цена, устанавливаемая на произведенный товар (как товар собственного производства, так и полученный в результате выполнения договора подряда из материала заказчика, в том числе переработки сырья (материалов) на давальческих условиях) либо на импортированный товар при его оптовой продаже. |
розничная цена (тариф) | цена, устанавливаемая на товары, предназначенные для продажи из розничной торговли физическим лицам для личного, семейного, домашнего или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью, а также в случаях, разрешенных законодательством, - юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям. |
индикативная цена | отвечает ценам, сложившимся на мировом рынке товара.
|
биржевая цена | 1) цена, устанавливающаяся в результате биржевых торгов; 2) цена, определяемая путем добавления к биржевой котировке надбавки или вычитания скидки в зависимости от качества товара, удаленности от места поставки, других условий, предусмотренных биржевыми правилами, отклонений от биржевого стандарта. |
аукционная цена | наивысшая цена, предложенная за товар на аукционном торге. |
Указом Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 N 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" (далее - Указ N 285) утвержден перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы), надбавки (скидки) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом. Например, Министерство образования Республики Беларусь регулирует цены (тарифы), надбавки (скидки) на платное обучение в учреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования; облисполкомы и Минский горисполком - на услуги по приватизации жилищного фонда, плату за проживание в общежитиях. Регулируемые цены устанавливаются на ресурсы, оказывающие определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, а также на продукцию и услуги, которые имеют существенное социальное значение.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.06.1999 N 943 утвержден перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом.
Ценообразование - процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и другими субъектами ценообразования.
Составляющие ценообразования:
- установление цен юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
- государственное регулирование цен.
Установление цен юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключается в:
- формировании (определении) цен;
- применении оптовых надбавок;
- применении регулируемых цен.
Субъектами ценообразования в Республике Беларусь могут выступать:
- юридические лица и предприниматели;
- республиканские органы государственного управления;
- областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.
Основными принципами ценообразования являются:
- определение основ государственной политики в области ценообразования;
- сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);
- разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);
- установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;
- государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).
Правовые основы ценообразования определены Законом "О ценообразовании", Законом "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", Законом Республики Беларусь от 16.12.2002 N 162-З "О естественных монополиях" (далее - Закон "О естественных монополиях"), Указом N 285, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2005 N 799 "О Концепции ценообразования в Республике Беларусь", постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.09.2008 N 183 "Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов" (далее - постановление N 183), нормативными правовыми актами других министерств, местных исполнительных и распорядительных органов.
В сфере ценообразования имеется ряд проблем:
достаточно высоким остается уровень инфляции;
высокий уровень субсидирования жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта;
наличие меж- и внутриотраслевых "перекосов" в ценах на отдельные товары и услуги;
недостаточный контроль за уровнем и динамикой изменения себестоимости товаров (работ, услуг), отсутствие механизма, стимулирующего ее снижение;
недостаточно эффективное и тесное соотношение ценообразования с налогово-бюджетной политикой, высокий уровень налоговой нагрузки;
большое количество принимаемых республиканскими органами государственного управления нормативных правовых актов, имеющих ограниченный срок действия;
несоответствие отдельных положений антимонопольного законодательства международным стандартам.
С учетом новых тенденций и существующих проблем возникла необходимость уточнить подходы и механизмы регулирования ценообразования в контексте внутриэкономических и внешнеэкономических изменений.
2. Раскройте понятие, признаки ценных бумаг. Источники правового регулирования. Классификация видов ценных бумаг. Составьте таблицу, в которой изложите понятие и характерные черты ценных бумаг, перечисленных в ст. 144 Гражданского кодекса Республики Беларусь (обосновать, сделать ссылки на применяемые нормативные правовые акты).
Пункт 1 статьи 143 ГК содержит определение ценной бумаги как документа, удостоверяющего с соблюдением установленной формы и (или) обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. В соответствии со ст. 361 ГК лицо, передающее право по ценной бумаге, несет ответственность за недействительность соответствующего требования, но не за его неисполнение.
Ценная бумага характеризуется следующими признаками:
это документ или официальная запись, выполненная на бумажном либо электронном носителе, которые имеют строго определенную форму и обязательные реквизиты, то есть строго формализованный объект. Отсутствие обязательных реквизитов ценной бумаги или несоответствие ценной бумаги установленной для нее форме влечет ее ничтожность (п. 2 ст. 145 ГК);
ценная бумага удостоверяет субъективные гражданские права. Виды прав, которые удостоверяются ценными бумагами, обязательные реквизиты ценных бумаг, требования к форме ценной бумаги и другие необходимые требования определяются законодательством или в установленном им порядке (п. 1 ст. 145 ГК);
данный документ неразрывно связан с воплощенным в нем правом, реализовать или передать которое другому лицу можно путем использования этого документа. В случаях, предусмотренных законодательством или в установленном им порядке, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютерном) (п. 2 ст. 143 ГК).
Ценная бумага является ценной не сама по себе, а потому что закрепляет определенные права: право на получение суммы денег, право на получение товара и т.д. Статья 143 ГК определяет, что ценная бумага удостоверяет имущественные права. Однако ст. 3 Закона "О ценных бумагах и фондовых биржах", характеризуя эмиссионные ценные бумаги, устанавливает, что они закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав. Например, акция наряду с имущественными правами (право на дивиденд, на ликвидационную квоту) предоставляет право на участие в управлении акционерным обществом, право на получение информации о деятельности общества и др. Таким образом, ценная бумага может удостоверять как имущественные права, так и одновременно имущественные и связанные с ними неимущественные права.
Имущественные права, предоставляемые ценными бумагами, могут быть обязательственными и вещными. Вещные права закреплены в товаросопроводительных ценных бумагах, таких как складские свидетельства, коносаменты. При этом названные ценные бумаги всегда воплощают в себе наряду с вещными правами также и обязательственные права. Виды имущественных прав, которые могут удостоверяться ценными бумагами, определяются законодательством либо в установленном им порядке (п. 1 ст. 145 ГК). Ценная бумага является односторонним обязательством, поскольку осуществить закрепленные в ней права может только ее владелец.
Для реализации выраженного в ценной бумаге права либо его передачи необходимо ее предъявление, то есть соответствующее использование данного документа. Предъявление бумаги требуется для легитимации кредитора в качестве субъекта выраженного в ней права, в отношении которого обязанному лицу надлежит исполнить обязательство. Наиболее простая процедура осуществления выраженного в ценной бумаге права присуща предъявительской бумаге, где достаточно только предъявления документа.