Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:13, контрольная работа
Прекращении субъекта предпринимательской деятельности является таким же закономерным и органичным процессом, как и создание.
Прекращения субъектов хозяйствования регулируется значительным количеством нормативных актов, к которым прежде всего относятся ГК Украины, ГК Украины, законы Украины от 15 мая 2003 г. № 755-ГУ "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей", от 19 сентября 1991 г. № 1576-XII "О хозяйственных обществах", от 14 мая 1992 г. № 2343-XII "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" (в редакции Закона от 30 июня 1999 г.) и другие нормативные акты, в том числе ведомственные.
1.Порядок прекращения субъектов хозяйствования.
Прекращении субъекта предпринимательской
деятельности является таким же закономерным
и органичным процессом, как и создание.
Прекращения субъектов хозяйствования
регулируется значительным количеством
нормативных актов, к которым прежде всего
относятся ГК Украины, ГК Украины, законы
Украины от 15 мая 2003 г. № 755-ГУ "О государственной
регистрации юридических лиц и физических
лиц - предпринимателей", от 19 сентября
1991 г. № 1576-XII "О хозяйственных обществах",
от 14 мая 1992 г. № 2343-XII "О восстановлении
платежеспособности должника или признании
его банкротом" (в редакции Закона от
30 июня 1999 г.) и другие нормативные акты,
в том числе ведомственные.
Понятие прекращения деятельности субъекта
хозяйствования отсутствует в законодательстве
Украины. Однако в доктринальном смысле
прекращением считаются юридические условия,
при которых субъекты хозяйствования
теряют право осуществлять хозяйственную
деятельность и, соответственно, теряют
предпринимательскую правосубъектность
с момента внесения соответствующей записи
в Реестр субъектов предпринимательской
деятельности. С принятием новых ХК и ГК
Украины законодатель прежде расширил
понятие субъекта хозяйствования. Так,
согласно ст. 55 ГК Украины субъектами хозяйствования
признаны: 1) хозяйственные организации
- юридические лица, созданные в соответствии
с ГК Украины, государственные, коммунальные
и другие предприятия, созданные в соответствии
с настоящим Кодексом, а также другие юридические
лица, которые осуществляют хозяйственную
деятельность и зарегистрированные в
установленном законом порядке; 2) граждане
Украины, иностранцы и лица без гражданства,
которые осуществляют хозяйственную деятельность
и зарегистрированные в соответствии
с законом как предприниматели; 3) филиалы,
представительства, другие обособленные
подразделения хозяйственных организаций
(структурные единицы), образованные ими
для осуществления хозяйственной деятельности.
Таким образом, под прекращением субъектов
хозяйствования следует понимать прекращение
не только юридических, но и физических
лиц - субъектов предпринимательской деятельности.
Согласно ст. 59 ГК Украины и ст. 104 ГК Украины
прекращение субъекта хозяйствования
осуществляется в результате реорганизации,
передачи всего своего имущества, прав
и обязанностей другим юридическим лицам
(слияние, присоединение, разделение, преобразование)
или путем ликвидации.
Существенная разница между ликвидацией
и реорганизацией заключается в том, что
в первом случае имеет место окончательное
прекращение любой деятельности какого-то
предприятия, во втором - прекращение его
функционирования в конкретной организационно-правовой
форме с заменой на новую. В обоих случаях
"прекращения субъекта хозяйствования"
субъект, прекращается, больше не будет
существовать. В связи с ликвидацией субъекта
прекратится и его деятельность, в связи
же с реорганизацией она продлится, но
уже не в прежней (существовавшей до реорганизации),
а в новой организационно-правовой форме
предприятия.
То есть можно сказать, что главное отличие
двух способов прекращения субъектов
хозяйствования (ликвидации и реорганизации)
заключается в юридических последствиях
факта прекращения их существования, в
наличии илиотсутствииправопреемства.
Таким образом, под реорганизацией понимают
прекращение юридического лица с переходом
всех прав и обязанностей к правопреемнику
в порядке общего правопреемства. Во правопреемником
понимают юридическое лицо (юридические
лица), в которой (которых) переходят все
права и обязанности реорганизованного
юридического лица. Статья 59 ГК Украины
и ст. 104 ГК Украины определяют четыре пути
прекращения субъекта хозяйствования:
слияние, присоединение, разделение и
преобразование.
Под ликвидацией понимается такой способ
прекращения субъекта хозяйствования,
при котором на будущее невозможна любая
деятельность и их существование и который
связан с ликвидацией его дел и имущества,
отсутствиемправопреемника.
ГК Украины (ст. 59) определяет, что отмена
государственной регистрации субъекта
хозяйствования является основанием для
исключения его из государственного реестра
путем внесения в государственный реестр
записи о прекращении деятельности предприятия.
Именно после внесения указанной записи
предприятие считается ликвидированным
и таким, который прекратил свою хозяйственную
деятельность. Указанная запись вносится
только после утверждения ликвидационного
баланса владельцем предприятия или органом,
который назначил ликвидационную комиссию.
Реестр субъектов предпринимательской
деятельности определяется как автоматизированная
система сбора, накопления и обработки
данных о юридических и физических лиц,
зарегистрированных в установленном законодательством
Украины порядке как субъекты предпринимательской
деятельности, который ведется в соответствии
с Законом Украины "О государственной
регистрации юридических лиц и физических
лиц - предпринимателей ".
Прежде всего следует заметить, что в нормах
новых ГК и ХК Украины употребляется термин
"отмене государственной регистрации
субъекта хозяйствования", хотя Закон
Украины "О государственной регистрации
юридических лиц и физических лиц - предпринимателей",
которым установлен порядок государственной
регистрации субъектов хозяйствования
и соответственно ее отмены, содержит
такое понятие, как "государственная
регистрация прекращения юридического
лица" и "государственная регистрация
прекращения предпринимательской деятельности
физического лица".
Государственная регистрация прекращения
юридического лица лишает последнего
статуса юридического лица и является
основанием для исключения из Единого
государственного реестра предприятий
и организаций Украины. Единый государственный
реестр предприятий и организаций Украины
ведется на основе нормативных, учредительных
(для включения в Государственный реестр)
и ликвидационных (для исключения из Государственного
реестра) документов, а относительно субъектов
предпринимательской деятельности - на
основании копии регистрационной карточки
с отметкой о государственной регистрации
в органах государственной регистрации
по местонахождению субъекта в соответствии
с Положением о Едином государственном
реестре предприятий и организаций Украины,
утв. постановлением Кабинета Министров
Украины от 22 января 1996 г. № 118.
Новеллой нового Закона Украины "О государственной
регистрации юридических лиц и физических
лиц - предпринимателей" является то,
что он дает определение понятия государственной
регистрации юридических лиц и физических
лиц - предпринимателей как засвидетельствование
факта создания или прекращения юридического
лица, засвидетельствование факта приобретения
или лишения статуса предпринимателя
физическим лицом, а также совершение
других регистрационных действий, предусмотренных
настоящим Законом, путем внесения соответствующих
записей в Единый государственный реестр.
Основания, по которым происходит прекращение
юридических лиц и предпринимательской
деятельности физического лица-предпринимателя
определены в ч. 15 ст. 58 и ч. 1 ст. 59 ГК Украины.
В названных статьях законодатель выделяет
два основания: первая - прекращение в
добровольном порядке и вторая - прекращение
в принудительном порядке.
Подробнее и четкое определение оснований
для государственной регистрации прекращения
деятельности субъектов хозяйствования
дает Закон Украины "О государственной
регистрации юридических лиц и физических
лиц - предпринимателей". Им четко разделено
основания прекращения юридического лица
и прекращения предпринимательской деятельности
физического лица-предпринимателя.
Прекращения юридического лица в добровольном
порядке осуществляется:
- Решению собственника или уполномоченного
им органа, решению других лиц - учредителей
субъекта хозяйствования или их правопреемников
без указания мотивов принятия соответствующего
решения по собственному заявлению;
- Достижение юридическим лицом целей
и цели, закрепленных в учредительных
документах и ради которой она была
создана;
- Окончание определенного срока, на который
была рассчитана деятельность юридического
лица (ч. 15 ст. 58, ч. 1 ст. 59 ГК Украины, ст.
33 Закона Украины "О государственной
регистрации юридических лиц и физических
лиц-предпринимателей").
В принудительном порядке прекращения
юридических лиц осуществляется по решению
суда (хозяйственного суда) в случае:
- Признание недействительной записи о
проведении государственной регистрации
из-за нарушения закона, допущенные при
создании юридического лица, которые нельзя
устранить;
- Осуществление деятельности, противоречащей
учредительным документам или, запрещенной
законом;
- Несоответствия минимального размера
уставного фонда юридического лица требованиям
закона
- Наличия в Едином государственном реестре
записи об отсутствии юридического лица
по указанному местонахождению;
- Признание недействительными или противоречащими
законодательству учредительных документов;
- Признание субъекта предпринимательской
деятельности банкротом (в случаях, предусмотренных
действующим законодательством);
- Непредставление в течение года органам
государственной налоговой службы налоговых
деклараций, документов финансовой отчетности
в соответствии с законом (ст. 58 ГК Украины,
ст. 38 Закона Украины "О государственной
регистрации юридических лиц и физических
лиц - предпринимателей").
В отношении физических лиц - субъектов
предпринимательской деятельности прекращения
предпринимательской деятельности осуществляется
в случае:
- Принятие физическим лицом-предпринимателем
решения о прекращении предпринимательской
деятельности;
- Смерти физического лица, которое было
зарегистрировано как предприниматель;
- Вынесения судебного решения об объявлении
физического лица умершим или признания
безвестно отсутствующим;
- Вынесения судебного решения о признании
физического лица, являющегося предпринимателем,
недееспособным или об ограничении его
гражданской дееспособности;
- Постановления судебного решения о прекращении
предпринимательской деятельности физического
лица-предпринимателя по следующим основаниям:
1) признания физического лица-предпринимателя
банкротом;
2) производство физическим лицом предпринимательской
деятельности, запрещенной законом;
3) непредставление в течение года органам
государственной налоговой службы налоговых
деклараций, документов финансовой отчетности
в соответствии с законом (ст. 46 Закона
Украины "О государственной регистрации
юридических лиц и физических лиц - предпринимателей").
Таким образом, можно сделать вывод, что
прекращение предприятия может осуществляться
в добровольном и принудительном порядке
согласно решению собственника или уполномоченных
им лиц, учредителей субъекта хозяйствования
или их правопреемников, а в случаях, предусмотренных
законодательством, - по решению суда.
Относительно субъектов хозяйствования
различных организационно-правовых форм
"уполномоченными лицами" на принятие
решений об их прекращении будут, например,
для государственных предприятий - министерства,
ведомства, для казенных предприятий -
Кабинет Министров Украины. (Кстати, для
названных видов субъектов хозяйствования
эти же органы компетентны принимать решения
об их прекращении и в качестве учредителей).
Для субъектов коллективной формы собственности
это будет общее собрание в хозяйственных
обществах, кооперативах, коллективных
предприятиях. Для частного предприятия
- физическое лицо как собственник имущества
и она же учредитель.
Иск в хозяйственный суд о прекращении
хозяйственных обществ и государственной
регистрации прекращения их деятельности
может быть подано органами, осуществляющими
контроль за деятельностью обществ в случае
систематического или грубого нарушения
норм действующего законодательства в
соответствии со ст. 91 ГК Украины и ст.
19 Закона Украины "О хозяйственных обществах".
Такими, систематически нарушающих законодательство,
признаются хозяйственные общества, ранее
дважды допускали нарушения законодательства
и сделали его снова, независимо от того,
привлекались ли они к ответственности
за предыдущие нарушения. Как исключение,
с учетом конкретных обстоятельств, связанных
с характером совершенного нарушения
законодательства, причин его осуществления,
длительности во времени и последствий,
систематическим может быть признано
и повторное нарушение законодательства.
Грубым может считаться однократное нарушение
законодательства, свидетельствует о
явном и умышленное пренебрежение его
требованиями со стороны общества (например,
производства без специального разрешения
(лицензии) хозяйственной деятельности,
относительно которой действующим законодательством
установлены ограничения) и / или повлекло
последствия в виде значительного ущерба,
причиненного государству, юридическим
или физическим лицам.
Особый статус предоставлен налоговым
органам, в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 11
Закона Украины от 4 декабря 1990 г. № 509-XII
"О государственной налоговой службе
в Украине" (в редакции Закона от 24 декабря
1993 г.) имеют полномочия обращаться в предусмотренных
законом случаях в суд или хозяйственный
суд с заявлением (исковым заявлением)
об отмене государственной регистрации
субъекта хозяйствования; во всех других
случаях соответствующий иск подается
органом регистрации.
Президиум Высшего арбитражного суда
в разъяснении от 12 сентября 1996 г. № 02-5/334
"О некоторых вопросах практики решения
споров, связанных с созданием, реорганизацией
и ликвидацией предприятий" определяет,
что, принимая решение о ликвидации предприятия,
о признании недействительными учредительных
документов (решение о создании предприятия),
а также об отмене государственной регистрации
субъекта хозяйствования, хозяйственный
суд обязывает собственника или орган,
уполномоченный создавать предприятие,
осуществить ликвидацию в установленном
порядке, если иное не предусмотрено законодательством.
2. Понятие и особенности досудебного урегулирование хозяйственных споров.
По общему правилу, участники хозяйственных отношений, которые нарушили права или законные интересы других субъектов, обязаны восстановить их, не ожидая предъявления им претензии или обращение в суд. Однако, к сожалению, данное правило не всегда выполняется субъектами хозяйствования, вследствие чего возникает необходимость предъявления к нарушителю претензии или обращение в суд за защитой своих прав и охраняемых законом интересов.Совокупность мероприятий, подлежащих осуществлению предприятиями и организациями, права которых нарушены, для непосредственного решения споров, возникших с предприятиями и организациями, которые нарушили имущественные права и интересы, до обращения с иском в суд, в хозяйственном праве получили название «досудебное урегулирование хозяйственных споров ».Досудебное урегулирование хозяйственных споров имеет как положительные, так и отрицательные черты. Положительные черты заключаются в следующем:
- Во-первых, досудебное урегулирование призвано обеспечить как можно более быстрое восстановление нарушенных прав субъектов хозяйствования;
- Во-вторых, оно способствует выявлению и устранению причин и условий возникновения хозяйственных правонарушений;
- В-третьих, досудебное урегулирование способствует организации и повышению уровня заключения и исполнения хозяйственных договоров.
Однако, досудебное урегулирование хозяйственных споров имеет и негативные последствия. В частности, предъявления претензии предприятию-правонарушителю служит своеобразным предупреждением его о возможном обращении в суд и привлечения к ответственности. Получив такое предупреждение, часть правонарушителей скрывает имущество, денежные средства, пытаясь избежать ответственности, а то и вообще прекращает свою хозяйственную деятельность.
Основные положения досудебного урегулирования господарськихспорив регламентированы нормами РоздилуIIГосподарського процессуального кодекса Украины (далее-ХПК Украины), которые определяют, что стороны применяют меры досудебного урегулирования хозяйственного спора по договоренности между собой.
Согласно части 3 статьи 5
ХПК Украины порядок
Согласно части 5 статьи 5 ХПК Украины порядок досудебного урегулирования хозяйственных споров не распространяется на следующие споры:
1) о признании договоров недействительными;
2) о признании недействительными
актов государственных и
3) о взыскании задолженности по опротестованным векселями;
4) о взыскании штрафов Национальным банком Украины с банков и других финансово-кредитных учреждений;
5) об обращении взыскания на заложенное имущество.
При применении досудебного порядка урегулирования споров следует также помнить, что в соответствии с Решением Конституционного Суда Украины от 09.07.2002 г. по делу по конституционному обращению ООО "Торговый Дом" Кампус Коттон клаб "относительно официального толкования положения ч. 2 ст. 124 Конституции Украина (дело о досудебном урегулировании споров) возможность судебной защиты не может быть поставлена законом, другими нормативно-правовыми актами в зависимости от использования субъектом правоотношений других средств правовой защиты, в том числе досудебного урегулирования спора.Обязательное досудебное урегулирование споров, которое исключает возможность принятия искового заявления к рассмотрению и осуществление по ним правосудия, нарушает право человека на судебную защиту. Возможность использования субъектами правоотношений досудебного урегулирования споров может быть дополнительным средством правовой защиты, государство предоставляет участникам определенных правоотношений, не противоречит принципу осуществления правосудия исключительно судом. Исходя из необходимости повышения уровня правовой защиты государство может стимулировать решение правовых споров в рамках досудебных процедур, однако их использование является правом, а не обязанностью лица, требующего такой защиты.
Право на судебную защиту не лишает субъектов правоотношений возможности досудебного урегулирования споров. Это предписано гражданско-правовому договору, когда субъекты правоотношений добровольно выбирают способ защиты их прав. Досудебное урегулирование спора может иметь место также за волеизъявлением каждого из участников правоотношений и при отсутствии в договоре оговорки относительно такого урегулирования спора.
Рассмотрим понятие убытков в хозяйственной деятельности.
Обеспечивая защиту прав и
законных интересов субъектов
Возмещение убытков является способом восстановления имущественного состояния субъекта хозяйственного права за счет другого субъекта-правопоруш-ника, т.е. этот способ имеет прежде компенсационную функцию.
Под убытками понимают расходы, произведенные кредитором стороной, утрата или повреждение его имущества, а также не полученные ею доходы, которые управнена сторона получила бы в случае надлежащего выполнения обязательства или соблюдение правил осуществление хозяйственной деятельности второй стороной (ч. 2 ст. 224 ГК Украина.)
Возмещение убытков является
видом ответственности, хозяйственной
санкцией (ч. 2 ст. 217 ГК Украины) за нарушение
как хозяйственно-правовых обязательств
(договорная ответственность), так и
за нарушение установленных
Что касается договорной ответственности, то убытки возмещаются, когда один из контрагентов не выполняет обязательства по договору или выполняет его с нарушением условий договора (ненадлежащее выполнение). При этом невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора должно быть противопоставлено надлежащему выполнению договора со стороны другого контрагента. Внедоговорная ответственность наступает в случае, когда между правонарушителем и потерпевшим лицом (лицами) не существовало договорных обязательств, однако, вследствие определенных действий или бездействия, нарушаются права и законные интересы других субъектов хозяйствования, например, при нарушении норм антимонопольного законодательства, правил выпуска и обращения ценных бумаг, прав интеллектуальной собственности и т.п..
Следует отметить, что возмещение убытков, кроме материальной компенсации морального вреда, является общей (универсальной) мерой ответственности и применяется в любом случае независимо от того, указаны ли это в договоре или законодательстве, которое регулирует определенный вид обязательств. Однако законодатель ограничивает размер убытков и ставит их в зависимость от размера штрафных санкций, если они подлежат взысканию. Согласно ст. 232 Хозяйственного кодекса Украины, если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлены штрафные санкции, то убытки возмещаются в части, непокрытой этими санкциями.
Из этого общего правила законом или договором могут быть предусмотрены определенные исключения, а именно: когда допускается взыскание только неустойки (исключительная неустойка), когда убытки взыскиваются в полной сумме сверх неустойки (штрафная), когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки (альтернативная неустойка).
Указанное правило существовало
и раньше, за силу Гражданского кодекса
Украинской ССР 1963 года. Статья 204 этого
кодекса предусматривала, что если
за неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязательства установлена
3. Возмещение убытков в сфере хозяйствования .
Состав убытков, которые возмещаются лицом, предположила хозяйственное правонарушение, определен в ст. 225 Хозяйственного кодекса Украины. Фактически законодатель определил три разновидности убытков, а именно:
1) реальные убытки: стоимость утраченного, поврежденного или уничтоженного имущества; дополнительные расходы (штрафные санкции, уплаченные другим субъектам, стоимость дополнительных работ, дополнительно израсходованных материалов и т.п.), понесенные стороной, которая понесла убытки вследствие нарушения обязательства второй стороной;
2) упущенная выгода: неполученную прибыль, на которую сторона, которая понесла убытки, имела право рассчитывать в случае надлежащего выполнения обязательства второй стороной;
3) материальная компенсация морального вреда в случаях, предусмотренных законом.
Реальный ущерб - это денежный эквивалент, который необходим для компенсации и восстановления того имущественного положения потерпевшего, который существовал на момент совершения правонарушения. К тому же, согласно конструкции п. 2. ч. 1 ст. 225 ХК Украины, в реальных убытков следует относить только расходы, которые уже сделаны, а не те, которые потерпевший сделает в будущем. В Гражданском кодексе Украины в состав реального ущерба, кроме расходов, которые уже сделаны, включаются расходы, которые лицо должно сделать в будущем для восстановления своего нарушенного права (хотя такие будущие расходы вряд ли можно назвать реальными убытками). Еще до принятия Хозяйственного и нового Гражданского кодексов Украины судебная практика пошла по пути взыскания с нарушителя только тех расходов, которые потерпевшая сторона уже осуществила, а не тех, которые она должна осуществить в будущем.
Информация о работе Порядок прекращения субъектов хозяйствования