Правовое регулирование транспортных правоотношений в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 14:58, контрольная работа

Описание

Транспортная деятельность представляет собой совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта или комбинаций этих видов транспорта, а так же транспортно-экспедиционную деятельность и др., тесно связанные с перевозкой транспортные работы и услуги, выполняемые на договорной основе или других законных основаниях (ст.3 Закона РБ «Об основах транспортной деятельности»).
Субъектами транспортной деятельности являются:
- РБ в лице уполномоченных органов;
- административно-территориальные единицы РБ;

Работа состоит из  1 файл

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО ТАНЯ.doc

— 87.00 Кб (Скачать документ)

Вариант 7

1 Правовое  регулирование транспортных правоотношений в Республике Беларусь

Транспортная  деятельность представляет собой совокупность организационных и технологических  операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта или комбинаций этих видов транспорта, а так же транспортно-экспедиционную деятельность и др., тесно связанные с перевозкой транспортные работы и услуги, выполняемые на договорной основе или других законных основаниях (ст.3 Закона РБ «Об основах транспортной деятельности»).

Субъектами  транспортной деятельности являются:

- РБ в лице  уполномоченных органов;

- административно-территориальные  единицы РБ;

- юридические  и физические лица, включая иностранцев,  лица без гражданства, осуществляющие  транспортную деятельность в виде работ и услуг;

- лица, пользующиеся  этими работами и услугами (потребители).

Государственное регулирование транспортной деятельности осуществляется Президентом РБ, Советом  Министров РБ, республиканскими органами государственного управления транспортом.

Транспортная  система в РБ включает в себя железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской, речной транспорт, трубопроводный транспорт.

В зависимости  от участвующих в перевозке транспортных организаций различают следующие  виды перевозки: в местном сообщении (перевозки в пределах одного транспортного предприятия (железной дороги, пароходства), прямом сообщении (перевозки двух и более транспортных предприятий, но одним видом транспорта и по одному транспортному документу), прямом смешанном сообщении (груз перевозится несколькими транспортными организациями различных видов транспорта по одному транспортному документу).

Правоотношения  по перевозкам грузов представляют собой  сложный юридический состав. Заключению договора перевозки всегда предшествует согласование основных условий перевозки (количество транспортных средств, сроки их представления, объемы и характер перевозимого груза).

Предпосылки заключения договора грузовой перевозки могут  быть в виде следующих правовых форм: заявок (заказов), договоров об организации перевозок грузов; административно-плановых актов.

При системе  заявок (заказов) грузоотправители представляют перевозчику сведения о своих  потребностях в перевозках. Применяются  на всех видах транспорта (кроме  морского).

Договоры об организации перевозки грузов могут заключаться на всех видах транспорта. Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок (ст.752ГК). По такому договору перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.

Долгосрочный  договор об организации перевозок  грузов должен заключаться в письменной форме. Срок действия договора определяется соглашением сторон. Заключив договор, стороны согласились в будущем заключать договоры перевозки грузов на предусмотренных в нем условиях. Исполнение договора осуществляется путем подачи заявок на перевозку грузов в порядке и сроки, установленные законодательством. Принятие перевозчиком к исполнению заявки грузоотправителя означает достижение или соглашение о том, что перевозчик обязан подать транспортные средства для перевозки груза, а грузоотправитель использовать их. Неисполнение перевозчиком или грузоотправителем этих обязанностей влечет за собой самостоятельную имущественную ответственность.

Таким образом, у грузоотправителя и перевозчика  права и обязанности возникают  еще до заключения договора перевозки. Одной из основных обязанностей перевозчика является подача грузоотправителю перевозочных средств в количестве, согласованном с грузоотправителем, в обусловленный срок и в определенном месте.

Согласно ст.745 ГК перевозчик обязан подать отправителю  груза под отгрузку исправные  транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Обязанности перевозчика  соответствует обязанность отправителя  предъявить груз к перевозке. Условия  сдачи груза могут быть общими, которые подлежат выполнению всегда независимо от особенностей груза, и специальными, которые выполняются с учетом особых свойств груза. К числу общих условий относятся: наименование груза, его количестве, вес, тара, маркировка, стоимость.

Важным этапом в перевозочных отношениях является выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Эта обязанность возлагается на перевозчика, в частности на железную дорогу, либо на грузоотправителя или грузополучателя в порядке, предусмотренном договором с соблюдением положений законодательства. Погрузка, осуществляемая силами и средствами отправителя груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены законодательством (ст.745 ГК). Началом срока погрузки в местах общего и необщего пользования считается время подачи вагонов под погрузку. Погрузка считается законченной с момента получения станцией грузополучателя о готовности к уборке всей одновременно поданной партии вагонов. Норма времени на погрузку контейнеров зависит в основном от их грузоподъемности.

Обязанность по погрузке груза лежит на грузоотправителе в тех случаях, когда эти работы производятся в местах необщего пользования. Или когда погрузка груза не обязательна для перевозчика, в частности для Белорусской железной дороги.

Загруженные крытые вагоны должны быть опломбированы. Если они загружались грузоотправителем, он и должен опломбировать вагоны своми пломбами. Если груз погружен железной дорогой, вагоны пломбируются железной дорогой (ст.49Ужт). Контейнеры пломбируются грузоотправителями. Могут применяться пломбы только установленного образца.

Выполнив обязанности, вытекающие из договора об организации перевозки  грузов, принятой к исполнению заявки (заказа), грузоотправитель и перевозчик заключают договор перевозки  груза. По .тому договору перевозчик обязуется  доставить временный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст.739 ГК).

Договор перевозки грузов является двусторонним (взаимным), возмездным, реальным, публичным. Он всегда заключается в письменной форме. В соответствии со ст.739 ГК заключение договора перевозки грузов подтверждается составлением транспортной накладной, а на железной дороге оформляется накладная и квитанция.

Сторонами в договоре перевозки грузов выступают грузоотправитель и перевозчик. Кроме них участвует третье лицо – грузополучатель. В качестве грузоотправителя могут быть предприятия, организации, учреждения, предприниматели, наделение правом осуществлять грузовые перевозки по закону или на основании лицензии.

Заключив договор  перевозки груза, стороны оказываются  юридически связанными взаимными правами  и обязанностями, вытекающими из договора перевозки груза.

В соответствии со ст.746 ГК перевозчик обязан доставить  груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном законодательством, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок. Груз считается доставленным своевременно, если он выгружен средствами железной дороги (др.видов транспорта до истечения срока доставки или когда вагон или контейнер с грузом поданы под выгрузку средствами грузополучателя до истечения срока доставки.

Перевозчик должен уведомить  грузополучателя о прибытии груза  в его адрес (ст.52 УЖТ). Сообщить об этом следует в тот же день, когда  прибыл груз или не позднее 12 часов следующего дня. Когда грузополучатель производит сам выгрузку груза на своих подъездных путях, ему уведомление о прибытии груза может и не направляться.

Перевозчик (железная дорога) по прибытии груза на станцию назначения обязан участвовать в проверке количества и состояния груза, а при обнаружении недостачи, порчи или повреждения – в составлении коммерческого акта.

Важнейшей обязанностью перевозчика  является обеспечение сохранности  перевозимого груза.

Основной обязанностью грузоотправителя является внесение провозной платы и иных платежей. Ее размер устанавливается соглашением сторон или определяется на основании тарифов (ст.744 ГК).

Перевозчику предоставлено  право удерживать переданные ему  для перевозки грузы в обеспечение  причитающейся ему провозной платы (ст.340 ГК), если иное не установлено законодательством или не вытекает из существа обязательства (п.4 ст.744 ГК).

Определенные  обязанности возлагаются на грузополучателя. Он обязан принять и вывезти груз со станции (порта, пристани), прибывший в его адрес (ст.55 УЖТ). Выгрузка груза осуществляется силами и средствами получателя в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены в нормативных актах.

Грузы выдаются грузополучателю, указанному в накладной, после внесения всех, причитающихся перевозчику платежей по перевозке. Грузополучатель расписывается в дорожной ведомости в получении груза (ст.75 УЖТ).

Неисполнение  или ненадлежащее исполнение своих  обязанностей участниками перевозочного  процесса влечет за собой гражданско-правовую ответственность. В ст.747 ГК предусмотрена что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК и другими актами законодательства, а так же соглашением сторон.

Особенностью ответственности в отношениях по перевозке грузов является и то, что она наступает не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, возникающих в стадии организации перевозки груза.

Согласно ст.748 ГК перевозчик за неподачу транспортных средств для  перевозки, а отправитель за не предъявление груза либо неиспользованных поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную  законодательством, а также соглашением сторон. Норма ст.110 УЖТ устанавливает за подобные деяния штраф, размер которого зависит от характера допущенного нарушения и колеблется от 0,1 мин. з/п до 10 мин. з/п.

Вместе с тем ст.748 ГК устанавливает обстоятельства освобождающие  стороны договора об ответственности: а) непреодолимая сила, другие явления стихийного характера (пожары, наводнения, заносы) и военные действия; б) прекращение или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях в установленном в законе порядке; в) иные случаи, предусмотренные законом.

В ст. 111 УЖТ в  качестве оснований называется выполнение грузоотправителем в течение  календарной декады недогруза, допущенного  в отдельные дни этой декады: при  выполнении заявки на погрузку груза  в вагонах и тоннах и др.

За просрочку  в доставке груза перевозчик (ст.118 УЖТ) уплачивает грузоотправителю штраф, если не докажет, что просрочка произошла не по его вине. Размер штрафа исчисляется в процентном соотношении к провозной плате. Так, согласно ст.118 УЖТ Белорусская железная дорога уплачивает штраф в размере 6% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более 30% провозной платы. Если просрочка в доставке груза явилась причиной его порчи или гибели, перевозчик обязан возместить и причиненный ущерб.

В соответствии со ст.70 ГК перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обязательств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Объем ответственности  перевозчика в виде возмещения убытков  ограничивается размером действительной стоимости утраченного, поврежденного, недостающего груза (ст 750 ГК, ст.113 УЖТ). Наряду с возмещение ущерба, перевозчик обязан возвратить провозную плату, если она не входит в стоимость груза (ст.750 ГК).

 

Задание 2

При проведении проверки закрытого  акционерного общества «К» инспекций  Министерства по налогам и сборам было установлено, что ЗАО открыло магазин и реализовало партию продукцию собственного производства. В связи с тем, что ЗАО не имеет лицензии на розничную торговлю инспекция МНС объявила указанную сделку ничтожной и потребовало взыскания всего полученного по сделке в доход государства. ЗАО не согласно с применением экономических санкций, так как торговая деятельность предусмотрена уством.

Вопрос 1. Раскройте правовой статус ЗАО

Коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на определенное число акций, учрежденная двумя или более лицами, которые отвечают по ее обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций, называется акционерным обществом.

Отличительная особенность  этого вида хозяйственных обществ – формирование уставного фонда за счет размещения эмиссионных ценных бумаг – акций, удостоверяющих обязательственные права участников по отношению к обществу. Преимущество АО объясняется относительной легкостью отчуждения и приобретения акций.

Выход из АО опосредуется только отчуждением принадлежащих ему акций. Это позволяет без изменений оставлять первоначально сформированный капитал.

В ЗАО акционер может отчуждать  свои акции с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Информация о работе Правовое регулирование транспортных правоотношений в Республике Беларусь