Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:07, контрольная работа
Каждая отрасль правовой системы характеризуется наличием субъектов права, являющимися участниками общественных отношений, которые в соответствии с законодательством способны быть носителями соответствующих прав и обязанностей.
В предпринимательском праве имеется свой специфический субъектный состав, отличающийся от состава других отраслей.
Введение
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СУБЪЕКТАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
1.1 Понятие и признаки субъекта предпринимательского права
1.2 Создание субъектов предпринимательского права: понятие и способы
1.3 Реорганизация и ликвидация субъектов предпринимательского права
Глава 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
2.1 Виды субъектов предпринимательского права
2.2 Правовое положение предпринимателей - физических лиц
2.3 Правовое положение предпринимателей - юридических лиц
Заключение
з) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);
и) документ об уплате государственной пошлины.
Максимальный срок государственной регистрации, императивно установленный Законом, составляет пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Документы для регистрации могут быть представлены в регистрирующий орган непосредственно или почтовым отправлением. С введением в действие Закона об электронно-цифровой подписи при наличии таковой можно представлять документы и по электронной почте.
Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме установленных Законом. При этом нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 11 Закона решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, служит основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр - с этого момента государственная регистрация юридического лица считается состоявшейся. Заявителю не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдается (направляется) документ о внесении соответствующей записи в государственный реестр.
В соответствии со ст. 23 Закона о регистрации, отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления определенных Законом о регистрации необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) в случае, если учредителем юридического лица выступает ликвидируемое юридическое лицо или если юридическое лицо возникает в результате реорганизации ликвидируемого юридического лица.
1.3 Реорганизация и ликвидация субъектов предпринимательского права
Реорганизация представляет собой прекращение организации с правопреемством, т.е. с переходом прав и обязанностей к другим лицам. Целью реорганизации является изменение правового статуса юридического лица. Порядок реорганизации субъектов определяется ст. 57-60 ГК РФ, а также Законом о регистрации. Реорганизация может быть добровольной и принудительной. Решение о добровольной реорганизации коммерческой организации может быть принято ее учредителями (участниками) либо органом организации, уполномоченным на то ее учредительными документами. Кроме как по воле юридического лица, реорганизация осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда. Это возможно в случаях, прямо указанных в законе. Например, в соответствии со ст. 19 Закона о конкуренции, Федеральная антимонопольная служба может принять решение о принудительном разделении или выделении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке и злоупотребляющего своим положением.
В определенных случаях требуется согласие государственных органов на реорганизацию. В соответствии со ст. 17 Закона о конкуренции, на антимонопольные органы возложено осуществление контроля за реорганизацией некоторых хозяйствующих субъектов в форме слияния, присоединения, преобразования.
Действующим законодательством предусмотрено пять способов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
Порядок государственной регистрации реорганизации юридических лиц определяется Законом о регистрации. Данным актом, в частности, определяется перечень документов, которые необходимо представить в регистрирующий орган при реорганизации:
- заявление о регистрации каждого вновь возникшего юридического лица, создаваемого путем реорганизации. Форма заявления и требования, предъявляемые к заявлению, установлены Законом о регистрации (п. 1 ст. 14) и Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению». Подпись заявителя на заявлении должна быть нотариально удостоверена;
- учредительные документы каждого вновь возникшего юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
- договор о слиянии или присоединении в предусмотренных федеральными законами случаях;
- передаточный акт или разделительный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины.
Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами (ФНС России) в срок не более чем пять рабочих дней по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.
Ликвидация представляет собой прекращение субъекта предпринимательского права без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Это означает, что права и обязанности ликвидированного субъекта к другим лицам не переходят.
Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, НК РФ, Законами об АО, Об ООО, О производственных кооперативах, Об унитарных предприятиях.
Порядок государственной регистрации ликвидации юридического лица и прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности определяется Законом о регистрации.
Ликвидация может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация осуществляется по решению индивидуального предпринимателя, учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального предприятия может принять собственник. В статье 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности истечение срока, на который создана организация, достижение цели, ради которой она создана. Решение о принудительной ликвидации принимается судом. Некоторые основания принудительной ликвидации обозначены непосредственно в ст. 61 ГК РФ.
Рассмотрим основные этапы ликвидационного процесса применительно к коммерческой организации.
1. Сообщение о принятом решении в трехдневный срок регистрирующему органу, осуществившему государственную регистрацию данного лица.
2. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации.
3. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридического лица.
4. Переоформление банковской карточки с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии.
5. Сообщение о ликвидации налоговому органу и внебюджетным фондам по месту постановки организации на учет. Такое сообщение должно быть направлено данным адресатам в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации.
6. Формирование активов и пассивов организации.
7. Выход ликвидируемой организации из состава участников (учредителей) других юридических лиц.
8. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.
9. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения.
10. Продажа имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, предусмотренном для исполнения судебных решений, в случае недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов.
11. Снятие с учета в налоговом органе и во внебюджетных фондах в предусмотренном законодательством порядке.
12. Расчеты с кредиторами за счет имеющихся у лица денежных средств, а также из сумм, вырученных от продажи имущества.
13. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом. Перечень представляемых в регистрирующий орган документов аналогичен перечню документов для согласования промежуточного ликвидационного баланса.
14. Представление согласованного ликвидационного баланса в налоговый орган для получения справки об отсутствии задолженности перед бюджетом.
15. Закрытие банковских счетов ликвидируемой организации.
16. Аннулирование идентификационных кодов в органах статистики.
17. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ФНС РФ), следующих документов:
а) подписанное заявителем заявление с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов с кредиторами, согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами в установленных законодательством случаях.
Форма заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией утверждена Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины.
Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочий дней.
На основании представленных документов в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации организации.
Ликвидация юридических лиц считается завершенной, а указанные субъекты хозяйственного права прекратившими свое существование после внесения записи об этом в Единый государственный реестр.
Глава 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
2.1 Виды субъектов предпринимательского права
Субъекты предпринимательского права можно классифицировать по различным основаниям.
Во-первых, в зависимости от характера их компетенции. Субъекты предпринимательского права не только ведут предпринимательскую деятельность, но и руководят ею, осуществляют государственное регулирование такой деятельности. По соотношению этих сфер хозяйствования можно провести классификацию субъектов.
Так, у индивидуальных предпринимателей компонент руководства и регулирования вообще отсутствует. У организаций он проявляется в отношении своих подразделений, однако основное в их работе непосредственное осуществление хозяйствования. И, наконец, у публичных образований - Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований - в компетенции преобладает хозяйственно-организующая деятельность.
Классификацию также можно проводить в зависимости от формы собственности (частной, государственной или муниципальной), на базе которой осуществляется предпринимательская деятельность.
Субъектов предпринимательского права можно различать по тому, каким образом определен их правовой статус: а) на базе только Гражданского кодекса РФ; б) одновременно и на базе других законодательных актов («Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О банках и банковской деятельности» и др.); в) только специальными законами («О финансово-промышленных группах»).
Предпринимательская деятельность может осуществляться коллективными и индивидуальными предпринимателями. Критерием классификации может выступать и вид хозяйственной компетенции субъекта: общая, ограниченная, специальная, исключительная.
Объединение предпринимателей для ведения хозяйствования возможно на договорной или организационной основе. Так, на договорной основе предпринимательская деятельность осуществляется в форме простого товарищества. Организационных субъектов, в свою очередь, можно классифицировать:
- по цели деятельности - на коммерческие и некоммерческие организации;
- по соотношению прав на имущество участников (учредителей) и самой организации. Так, участники (учредители) могут иметь обязательственные права по отношению к данной организации (хозяйственные общества, товарищества, кооперативы), вещные права на имущество организации (государственные и муниципальные унитарные предприятия) или вообще не иметь имущественных прав (общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения);
- в зависимости от того, может ли имущество организации быть распределено по вкладам (корпоративные организации) или оно является неделимым (унитарные предприятия);
- по их организационно-правовой форме;
- по наличию или отсутствию (финансово-промышленные группы) статуса юридического лица.
2.2 Правовое положение предпринимателей - физических лиц
Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. По общему правилу предпринимательской деятельностью граждане вправе заниматься с шестнадцатилетнего возраста. Однако несовершеннолетние могут вести предпринимательскую деятельность только с согласия родителей. Их дееспособность является частичной. Это означает, что лишь некоторые сделки, перечень которых приведен в ст. 26 ГК РФ, такие лица вправе совершать самостоятельно, остальные сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Занимающиеся предпринимательской деятельностью несовершеннолетние могут быть объявлены полностью дееспособными в порядке, определенном в ст. 27 ГК РФ. Этот порядок называется эмансипацией. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Граждане, ведущие предпринимательскую деятельность без регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных ими договоров на то, что они не являются предпринимателями. Суд может применить к таким сделкам правила, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом следует отметить, что ряд требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности, не распространяется на индивидуальных предпринимателей. Так, в отличие от организаций - юридических лиц, индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую и статистическую отчетность.