Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:06, контрольная работа
Хозяйственное право – это совокупность юридических норм, регулирующих отношения, в том числе предпринимательские и иные тесно связанные с ними отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества. Дуалистическая концепция рассматривает хозяйственные отношения с точки зрения гражданского и административного права. Горизонтальные отношения регулируются нормами гражданского права, а вертикальные нормами административного права.
1. Хозяйственное право: сущность, предмет и основные категории......................3
1.1. Понятие хозяйственного права............................................................................3
1.2.Предмет и метод хозяйственного права..............................................................5
1.3. Источники хозяйственного права........................................................................6
2. Порядок рассмотрения хозяйственных споров.....................................................9
2.1. Сущность хозяйственных споров........................................................................9
2.2. Претензионный порядок урегулирования споров...........................................11
2.3. Рассмотрение споров арбитражным и третейским судом..............................13
Список использованной литературы.......................................................................17
Практика хозяйственной деятельности свидетельствует о существовании большого количества хозяйственных споров и конфликтных ситуаций. Значительное их число относится к имущественным спорам, возникающим при заключении договоров, их исполнении.
Защита прав и законных
интересов хозяйствующих
Причин невыполнения взятых на себя обязательств сторонами достаточно много. Анализ практики взаимоотношений предпринимателей позволяет выделить причины конфликтов между ними:
1) Стремление
каждого хозяйствующего
2) Стремление
руководителей и других
3) Нередко споры
возникают по причине незнания
закона, которым следует
4) Также на практике возникают споры в сфере управления. Причиной их возникновения зачастую служат неправомерные действия органов власти и управления, нарушающие права и законные интересы предпринимателей.
Права хозяйствующих субъектов защищены законом, на практике это производится следующими способами:
- признания права;
- восстановления
положения, существовавшего до
нарушения прав и пресечения
действий, нарушающих право или
создающих угрозу его
- признание
оспоримой сделки
- признания
недействительным акта
- самозащиты права;
- присуждения к исполнению обязательства в натуре;
- возмещения убытков;
- взыскания неустойки;
- компенсации морального вреда;
- прекращения или изменения правоотношения;
- неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Действующее законодательство предоставляет лицу, чьи права нарушены или оспорены, возможность обратиться в суд (арбитражный суд, третейский суд) для их защиты. Гражданский кодекс допускает установление в законе и другого способа защиты прав предпринимателей — в административном порядке. Потерпевшая сторона может, а если это предусмотрено законом, то и обязана обратиться со своими требованиями к административному органу. Однако, если решение последнего будет неудовлетворительным, сохраняется право на обращение в суд. Защите подлежат права, осуществляемые надлежащим образом, не вступающие в противоречие с интересами общества, всего гражданского оборота и его отдельных участников. Действия предпринимателей, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, злоупотребление доминирующим положением на рынке, а также злоупотребление правом в иных формах не допускаются. В этом случае суд не только откажет лицу в защите принадлежащего ему права, но и может применить к нему соответствующие санкции.
Отказ от права на обращение в суд за защитой недействителен. Это означает, что в договорах предпринимателей не может быть условий или оговорок, ограничивающих право стороны на обращение в суд в случае неисполнения обязательства.
Право на обращение
в арбитражный суд конкретных
субъектов правоотношений (на предъявление
иска) возникает после принятия сторонами
мер по непосредственному
Предъявляя претензию, один хозяйствующий субъект указывает другому на совершенные им неправильные действия (бездействие) или ошибки, которые неправомерно ущемляют его законные интересы. Сторона требует устранения или исправления в добровольном порядке этих нарушений, ссылаясь при этом на нормативные актом и фактические обстоятельства дела.
Непосредственными задачами претензионной работы являются:
а) восстановление нарушенных прав и защита законных интересов;
б) выявление причин и условий, влекущих невыполнение договорных обязательств, выпуск продукции и товаров ненадлежащего качества и др.;
в) предупреждение нарушений договорной дисциплины, законодательства;
г) улучшение
экономических показателей
д) возмещение за счет виновных лиц причиненного ущерба.
Претензионная работа, главной целью которой является устранение или предупреждение отрицательного воздействия на предпринимательскую деятельность. Будучи основанной на применении правовых норм и правильно организованной, становится эффективным средством устранения этих отрицательных результатов. Претензионную работу можно рассматривать как один из основных способов защиты прав и законных интересов.
Претензионный порядок урегулирования спора позволяет сторонам аргументировано изложить свою позицию, подтвердив ее ссылками на соответствующее законодательство, произвести сверку расчетов по взаимной задолженности, не прибегая к помощи арбитражного суда, урегулировать возникший спор.
Претензии оформляются в письменном виде и подлежат регистрации в установленном порядке. Претензии, связанные с недоставкой, несвоевременной доставкой или искажением телеграфных отправлений, предъявляются в течение месяца, а в остальных случаях (по почтовым отправлениям и др.) — в течение шести месяцев. Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки: по телеграфным отправлениям — в течение месяца, по местным почтовым отправлениям в течение пяти дней, в остальных случаях — в течение двух месяцев. По претензиям, связанным с подпиской и доставкой периодических печатных изданий сроки предъявления и рассмотрения претензий для юридических лиц составляют один год.
Например, еще более детально регламентируется порядок, сроки предъявления и рассмотрения претензий к предприятиям транспорта в отношении перевозки груза. В нормативных актах четко определяется, кто из участников отношений по перевозкам (грузоотправитель или грузополучатель) вправе обратиться к перевозчику с претензией в связи с допущенным им нарушением.
Законодательно устанавливаются требования к оформлению претензий и подтверждению их определенными документами. Например, в соответствии со ст. 138 Транспортного Устава железных дорог РФ к претензии о недостаче, порче или повреждении груза должны быть приложены железнодорожная накладная и коммерческий акт, выданный дорогой, в случае отказа железной дороги в составлении коммерческого акта представляется накладная и документы об обжаловании отказа.
Срок на предъявление претензий перевозчику не входит в установленный для таких требований срок исковой давности. Если претензия перевозчиком отклонена или ответ не получен в установленный срок, заявителю предоставляется 30 дней для предъявления иска со дня получения отрицательного ответа или истечения срока, установленного для ответа.
2.3. Рассмотрение споров арбитражным и третейским судом.
К настоящему
времени в нашей стране
Система арбитражных
судов Российской Федерации установлена
Федеральным конституционным
Дела в порядке
надзора по протестам на вступившие
в законную силу судебные акты арбитражных
судов будет рассматривать
Главной задачей Пленума Высшего арбитражного Суда РФ становится изучение и обобщение судебно-арбитражной практики и дача разъяснений арбитражным судам применению законодательства. Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. Всего в Российской Федерации действуют десять федеральных арбитражных судов округов. Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ, а также рассматривают в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в том суде в первой инстанции. Дело в арбитражном суде должно быть рассмотрено и решение принято в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления в арбитражный суд.
Юридические лица
и граждане-предприниматели — э
Апелляционный суд. При рассмотрении дела в апелляционной инстанции арбитражный суд по имеющимся доказательствам повторно рассматривает дело, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции. Апелляционная инстанция наделена широкими полномочиями: она может изменить, отменить и принять новое решение, но не может отправить дело на новое рассмотрение. В этом — гарантия ускорения принятия окончательного судебного решения по экономическим спорам.
К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом относятся:
- о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами — так называемые, «преддоговорные споры»;
- об изменении условий или о расторжении договоров;
- о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
- об истребовании
собственником или законным
- о нарушении
прав собственника или иного
законного владельца, не
- о возмещении убытков;
- о признании недействительными актов государственных органов и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
- об обжаловании
отказа в государственной
Кроме того, арбитражный суд рассматривает иные категории дел:
- об установлении фактов, имеющих юридическое значение (например, о признании факта владения земельным участком);
- о несостоятельности (банкротстве) предпринимателей.
Третейский суд - суд, избранный или учрежденный по соглашению сторон для рассмотрения уже возникшего или могущего возникнуть спора гражданско-правового характера с обязательством подчиниться его решению. Третейский суд - суд не государственный, а избранный или учрежденный спорящими сторонами. Этот суд не осуществляет правосудия, так как это функция государства, но проводит третейское разбирательство с вынесением решения. Юрисдикция третейского суда распространяется только на гражданско-правовые споры.
Спорящие стороны могут заключить третейское соглашение. Оформить третейское соглашение можно как до возникновения конкретного спора, так и после этого. В нем оговаривается, что стороны передают на рассмотрение третейского суда конкретный спор, определенные категории споров или все споры, которые возникли или могут возникнуть между ними.