Сущность, предмет и основные категории. Порядок рассмотрения хозяйственных споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:06, контрольная работа

Описание

Хозяйственное право – это совокупность юридических норм, регулирующих отношения, в том числе предпринимательские и иные тесно связанные с ними отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества. Дуалистическая концепция рассматривает хозяйственные отношения с точки зрения гражданского и административного права. Горизонтальные отношения регулируются нормами гражданского права, а вертикальные нормами административного права.

Содержание

1. Хозяйственное право: сущность, предмет и основные категории......................3
1.1. Понятие хозяйственного права............................................................................3
1.2.Предмет и метод хозяйственного права..............................................................5
1.3. Источники хозяйственного права........................................................................6
2. Порядок рассмотрения хозяйственных споров.....................................................9
2.1. Сущность хозяйственных споров........................................................................9
2.2. Претензионный порядок урегулирования споров...........................................11
2.3. Рассмотрение споров арбитражным и третейским судом..............................13
Список использованной литературы.......................................................................17

Работа состоит из  1 файл

хоз.право.doc

— 84.00 Кб (Скачать документ)

Практика хозяйственной  деятельности свидетельствует о  существовании большого количества хозяйственных споров и конфликтных  ситуаций. Значительное их число относится к имущественным спорам, возникающим при заключении договоров, их исполнении.

Защита прав и законных интересов хозяйствующих субъектов  является одной из важнейших функций  хозяйственного права. К мерам защиты прав относятся основные начала гражданского законодательства: необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав; обеспечение восстановления нарушенных прав; судебная защита нарушенного права.

Причин невыполнения взятых на себя обязательств сторонами достаточно много. Анализ практики взаимоотношений предпринимателей позволяет выделить причины конфликтов между ними:

1) Стремление  каждого хозяйствующего субъекта  добиться наибольшей выгоды в  рамках действующих законов и  на основе заключенных договоров,  предусматривающих гарантии исполнения обязательств другой стороной.

2) Стремление  руководителей и других работников  предприятий, связанных с заключением  и исполнением договоров, обеспечить  свои интересы путем обхода  законов, неправильного их толкования, создания наиболее выгодных для себя условий, ограничения собственной ответственности. Особенно это ярко проявляется в условиях отсутствия конкурентной среды.

3) Нередко споры  возникают по причине незнания  закона, которым следует руководствоваться.

4) Также на  практике возникают споры в сфере управления. Причиной их возникновения зачастую служат неправомерные действия органов власти и управления, нарушающие права и законные интересы предпринимателей.

Права хозяйствующих  субъектов защищены законом, на практике это производится  следующими способами:

- признания  права;

- восстановления  положения, существовавшего до  нарушения прав и пресечения  действий, нарушающих право или  создающих угрозу его нарушения; 

- признание  оспоримой сделки недействительной  и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

- признания  недействительным акта государственного  органа или органа местного  самоуправления;

- самозащиты  права;

- присуждения  к исполнению обязательства в  натуре;

- возмещения убытков;

- взыскания  неустойки; 

- компенсации  морального вреда;

- прекращения  или изменения правоотношения;

- неприменения  судом акта государственного  органа или органа местного  самоуправления, противоречащего закону.

Действующее законодательство предоставляет лицу, чьи права нарушены или оспорены, возможность обратиться в суд (арбитражный суд, третейский суд) для их защиты. Гражданский кодекс допускает установление в законе и другого способа защиты прав предпринимателей — в административном порядке. Потерпевшая сторона может, а если это предусмотрено законом, то и обязана обратиться со своими требованиями к административному органу. Однако, если решение последнего будет неудовлетворительным, сохраняется право на обращение в суд. Защите подлежат права, осуществляемые надлежащим образом, не вступающие в противоречие с интересами общества, всего гражданского оборота и его отдельных участников. Действия предпринимателей, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, злоупотребление доминирующим положением на рынке, а также злоупотребление правом в иных формах не допускаются. В этом случае суд не только откажет лицу в защите принадлежащего ему права, но и может применить к нему соответствующие санкции.

Отказ от права  на обращение в суд за защитой  недействителен. Это означает, что  в договорах предпринимателей не может быть условий или оговорок, ограничивающих право стороны на обращение в суд в случае неисполнения обязательства.

 

    1. Претензионный порядок урегулирования споров

 

Право на обращение  в арбитражный суд конкретных субъектов правоотношений (на предъявление иска) возникает после принятия сторонами  мер по непосредственному урегулированию спора в претензионном порядке.

Предъявляя претензию, один хозяйствующий субъект указывает другому на совершенные им неправильные действия (бездействие) или ошибки, которые неправомерно ущемляют его законные интересы. Сторона требует устранения или исправления в добровольном порядке этих нарушений, ссылаясь при этом на нормативные актом и фактические обстоятельства дела.

Непосредственными задачами претензионной работы являются:

а) восстановление нарушенных прав и защита законных интересов;

б) выявление  причин и условий, влекущих невыполнение договорных обязательств, выпуск продукции и товаров ненадлежащего качества и др.;

в) предупреждение нарушений договорной дисциплины,  законодательства;

г) улучшение  экономических показателей хозяйственной  деятельности;

д) возмещение за счет виновных лиц причиненного ущерба.

Претензионная работа, главной целью которой  является устранение или предупреждение отрицательного воздействия на предпринимательскую  деятельность. Будучи основанной на применении правовых норм и правильно организованной, становится эффективным средством устранения этих отрицательных результатов. Претензионную работу можно рассматривать как один из основных способов защиты прав и законных интересов.

Претензионный порядок урегулирования спора позволяет  сторонам аргументировано изложить свою позицию, подтвердив ее ссылками на соответствующее законодательство, произвести сверку расчетов по взаимной задолженности, не прибегая к помощи арбитражного суда, урегулировать возникший спор.

Претензии оформляются  в письменном виде и подлежат регистрации в установленном порядке. Претензии, связанные с недоставкой, несвоевременной доставкой или искажением телеграфных отправлений, предъявляются в течение месяца, а в остальных случаях (по почтовым отправлениям и др.) — в течение шести месяцев. Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки: по телеграфным отправлениям — в течение месяца, по местным почтовым отправлениям в течение пяти дней, в остальных случаях — в течение двух месяцев. По претензиям, связанным с подпиской и доставкой периодических печатных изданий сроки предъявления и рассмотрения претензий для юридических лиц составляют один год.

Например, еще  более детально регламентируется порядок, сроки предъявления и рассмотрения претензий к предприятиям транспорта в отношении перевозки груза. В нормативных актах четко определяется, кто из участников отношений по перевозкам (грузоотправитель или грузополучатель) вправе обратиться к перевозчику с претензией в связи с допущенным им нарушением.

Законодательно  устанавливаются требования к оформлению претензий и подтверждению их определенными документами. Например, в соответствии со ст. 138 Транспортного Устава железных дорог РФ к претензии о недостаче, порче или повреждении груза должны быть приложены железнодорожная накладная и коммерческий акт, выданный дорогой, в случае отказа железной дороги в составлении коммерческого акта представляется накладная и документы об обжаловании отказа.

Срок на предъявление претензий перевозчику не входит в установленный для таких  требований срок исковой давности. Если претензия перевозчиком отклонена или ответ не получен в установленный срок, заявителю предоставляется 30 дней для предъявления иска со дня получения отрицательного ответа или истечения срока, установленного для ответа.

 

2.3. Рассмотрение  споров арбитражным и третейским судом.

 

 К настоящему  времени в нашей стране упразднено  государственное арбитражирование  хозяйственных споров и создан  специальный орган правосудия  — Арбитражный суд. Любой из  арбитражных судов Российской  Федерации функционирует в качестве составной части единой системы. Это означает, что все арбитражных суды Российской Федерации являются федеральными судами, применяют единое материальное и процессуальное законодательство, обеспечивая равную для всех возможность судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Система арбитражных  судов Российской Федерации установлена  Федеральным конституционным законом  « Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 5 апреля 1995 г. Создана  трехзвенная система, состоящая из: — Высшего Арбитражного суда РФ; — федеральных арбитражных судов округов; — арбитражных судов субъектов РФ.

Дела в порядке  надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных  судов будет рассматривать только одна судебная инстанция — Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

Главной задачей  Пленума Высшего арбитражного Суда РФ становится изучение и обобщение  судебно-арбитражной практики и  дача разъяснений арбитражным судам  применению законодательства. Федеральные  арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. Всего в Российской Федерации действуют десять федеральных арбитражных судов округов. Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ, а также рассматривают в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в том суде в первой инстанции.  Дело в арбитражном суде должно быть рассмотрено и решение принято в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления в арбитражный суд.

Юридические лица и граждане-предприниматели — это основная категория участников споров, подведомственных арбитражному суду. Кроме того, в случаях, установленных законом, арбитражному суду подведомственны споры с участием организаций, которые юридическими лицами не являются —споры Российской Федерации с субъектами Российской Федерации, а также между самими субъектами Российской Федерации. Среди участников правоотношений, споры между которыми подведомственны арбитражному суду, называются и иностранные лица.

Апелляционный суд. При рассмотрении дела в апелляционной инстанции арбитражный суд по имеющимся доказательствам повторно рассматривает дело, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции. Апелляционная инстанция наделена широкими полномочиями: она может изменить, отменить и принять новое решение, но не может отправить дело на новое рассмотрение. В этом — гарантия ускорения принятия окончательного судебного решения по экономическим спорам.

К экономическим  спорам, разрешаемым арбитражным  судом относятся:

- о разногласиях  по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами — так называемые, «преддоговорные споры»;

- об изменении  условий или о расторжении  договоров; 

- о неисполнении  или ненадлежащем исполнении обязательств;

- об истребовании  собственником или законным владельцем  имущества из чужого незаконного  владения;

- о нарушении  прав собственника или иного  законного владельца, не связанном  с лишением владения;

- о возмещении  убытков;

- о признании недействительными актов государственных органов и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

- об обжаловании  отказа в государственной регистрации  либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок.

Кроме того, арбитражный  суд рассматривает иные категории  дел:

- об установлении  фактов, имеющих юридическое значение (например, о признании факта владения  земельным участком);

- о несостоятельности (банкротстве) предпринимателей.

Третейский  суд - суд, избранный или учрежденный по соглашению сторон для рассмотрения уже возникшего или могущего возникнуть спора гражданско-правового характера с обязательством подчиниться его решению. Третейский суд - суд не государственный, а избранный или учрежденный спорящими сторонами. Этот суд не осуществляет правосудия, так как это функция государства, но проводит третейское разбирательство с вынесением решения. Юрисдикция третейского суда распространяется только на гражданско-правовые споры.

Спорящие стороны  могут заключить третейское соглашение. Оформить третейское соглашение можно как до возникновения конкретного спора, так и после этого. В нем оговаривается, что стороны передают на рассмотрение третейского суда конкретный спор, определенные категории споров или все споры, которые возникли или могут возникнуть между ними.

Информация о работе Сущность, предмет и основные категории. Порядок рассмотрения хозяйственных споров