Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 23:04, реферат

Описание

1. Структура таможенных органов Российской Федерации и их основные функции.
2. Понятие и значение таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.
3. Правовые основы регулирования таможенной деятельности.
4. Таможенный контроль внешнеэкономической деятельности.
5. Таможенное оформление товаров и транспортных средств.

Работа состоит из  1 файл

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности.doc

— 104.00 Кб (Скачать документ)

     Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

      1. Структура таможенных  органов Российской  Федерации и их  основные функции.

              В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (далее ВЭД) особая роль отводится таможенной службе РФ, которая на данный момент переживает новый этап своего развит и реформирования.

      Законом РФ от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ был принят новый  Таможенный кодекс РФ. Это был уже  второй кодифицированный нормативный  правовой акт в сфере таможенного законодательства, вступивший в действие с 1 января 2004 г1.

      Целью таможенных органов РФ является осуществление  таможенного регулирования посредством  наиболее эффективного использования  инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена, участия в реализации задач по содействию внешней торговле, стимулированию развития национальной экономики и ряда других целей.

      Основные  задачи таможенных органов РФ:

      --взимание таможенных платежей в полном объеме и их перечисление в федеральный бюджет;

      --осуществление государственного контроля соблюдения участниками ВЭД запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу РФ;

      --контроль за осуществлением внешнеэкономической деятельности с использованием средств тарифного и нетарифного регулирования;

      --выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений в таможенной сфере;

      --осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

      -добывание информации о событиях или действиях создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

         Согласно ст. 403 Таможенного кодекса РФ (далее ТК РФ) таможенные органы выполняют следующие основные функции:

                осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарообмена через таможенную границу РФ;

      взимают таможенные пошлины, налоги, пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов, сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

      обеспечивают  соблюдение порядка перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу;

      обеспечивают  соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении  товаров, перемещаемых через таможенную границу;

      обеспечивают  в пределах своей компетенции  защиту прав интеллектуальной собственности;

      ведут борьбу с контрабандой и иными  преступлениями, административными  правонарушениями в сфере таможенного  дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;

      осуществляют  в пределах своей компетенции  валютный контроль операций, связанных  с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;

      ведут таможенную статистику внешней торговли;

      обеспечивают  выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного  дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями;

      осуществляют  информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные  органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

      проводят  научно-исследовательские работы по вопросам таможенного дела.

      Таможенные  органы РФ являются правоохранительными  органами и составляют единую федеральную  централизованную систему (Рис.1)2 . 

      

      Федеральная таможенная служба РФ (ФТС России) −  центральный орган, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом. Она вправе создавать учреждения, которые входят в систему таможенных органов, однако не осуществляют правоохрану. В соответствии с постановлением Правительства РФ №429 от 21 августа 2004 г. ФТС в качестве одного из полномочий «осуществляет производство по делам об административных правонарушениях»3.

      Региональные  таможенные управления РФ (РТУ) являются промежуточным звеном между ФТС России таможнями. РТУ входят в единую систему таможенных органов РВ и осуществляют оперативное руководство таможенным делом на территории подведомственных регионов под непосредственным руководством ФТС России.

      Таможни непосредственно реализуют основную часть задач таможенного дела в зоне своей ответственности и управляют деятельностью подведомственных таможенных постов. Они в зависимости от своего территориального размещения подразделяются на пограничные и внутренние.

      К пограничным относят таможни и таможенные посты, расположенные в местах пересечения транспортными магистралями границы РФ, а также в аэропортах, морских портах. К ним относятся и пункты перехода (пропуска) всех видов автотранспорта через границу РФ. Как правило, они фиксируют прохождение товаров и транспортных средств через границу и сообщают об этом во внутреннюю таможню, осуществляют таможенный контроль.

      К внутренним относятся таможни и  таможенные посты, расположенные в  местах сосредоточения участников ВЭД (получателей и отправителей грузов) на таможенной территории РФ. Они осуществляют таможенное оформление товаров и контроль за их доставкой, сборы причитающихся к оплате таможенных платежей и другие таможенные процедуры непосредственно на местах. 

2. Понятие и значение  таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Одной из функций таможенных органов является обеспечение таможенного регулирования  внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД).

Под таможенным регулированием понимается совокупность организационно-экономических (тарифных) и административных (нетарифных) мер государственного регулирования ВЭД в России, осуществляемых в целях защиты национальных производителей на внутреннем рынке, эффективного регулирования структуры экспорта и импорта товаров, обеспечения источников пополнения доходной части федерального бюджета. 

Таможенно-тарифные меры представляют «такие меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, которые основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Основной принцип таможенного регулирования − это принцип одностороннего установления государственных таможенных пошлин, запрещающего субъектам таможенно-тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлин.

      Инструментом  таможенного регулирования является тариф. Порядок формирования и применения таможенного тарифа России урегулирован Законом РФ «О таможенном режиме»  от 21 мая 1993 г.4, с последующими многочисленными изменениями и дополнениями. Таможенный тариф России − это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию России и вывоза товаров с этой территории.

      Обеспечение таможенного регулирования предполагает обязанность управомоченных лиц  к уплате таможенных платежей.

 3. Правовые основы регулирования таможенной деятельности.

                             Источниками таможенного права являются:

    • Международные договоры и конвенции. Они обладают приоритетом перед нормами внутреннего права, т.е. если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, то применяются правила международного договора.
    • Конституция РФ − является основополагающим звеном системы правовых норм, регулирующих права и обязанности участников ВЭД в РФ.
    • Нормативные акты законодательной власти.

  Таможенный кодекс РФ содержит основные понятия, которые в нем используются (ст. 11 ТК РФ), определяет виды таможенных режимов (16 таможенных режимов установлено ст. 155 ТК РФ и 5 таможенных режимов − ст. 268 ТК РФ) и платежей (ст. 318 ТК РФ), порядок производства таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, фиксирует статус таможенных органов, регулирует правоотношения между ними и участниками ВЭД при пересечении таможенной границы РФ, состоит из 6 разделов, 42 глав и 439 статей.

  Нормативные акты исполнительной власти: постановления Правительства РФ и нормативные акты ФТС России. Они обязательны для исполнения всеми таможенными органами РФ и иными государственными органами РФ, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами. Указанные нормативные акты подлежат регистрации в соответствии с законодательством РФ.

      В таможенном деле применяются нормативные  акты законодательства, действующие на день принятия грузовой таможенной декларации (далее ГТД).

               4. Таможенный контроль внешнеэкономической деятельности.

Таможенный  контроль − одно из средств реализации таможенной политики РФ5. Он представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения участниками ВЭД таможенного законодательства РФ.

      Таможенный  контроль проводится исключительно  лицами таможенных органов РФ в зонах  таможенного контроля, которые могут  быть созданы вдоль таможенной границы РФ, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, а также в местах стоянки транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем6.

      Таможенный  контроль при ввозе товаров и  транспортных средств на таможенную территорию РФ начинается с момента  пересечения таможенной границы  и до момента: выпуска для свободного обращения; уничтожения, отказа в пользу государства; обращения в федеральную собственность; фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ. При ввозе − с момента принятия ГТД к таможенному оформлению или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ, и до пересечения таможенной граница РФ.

      Статьей 366 ТК РФ определено десять форм таможенного  контроля:

      1). Проверка документов и сведений.

      Проводится  в целях установления подлинности  представленных к таможенному оформлению документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.

      2). Устный опрос.

      3) Получение пояснений.

Информация о работе Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности