Экологическая стандартизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:03, реферат

Описание

Цена как экономическая категория выражает согласованный покупателем и продавцом денежный или иной имущественный эквивалент, который покупатель согласен уплатить за переданный ему товар (работы, услугу).

Цена формируется под влиянием спроса и предложения, а также цена выражает общественно-необходимые затраты на производство товара и колеблется около его стоимости.

Содержание

1. Цена как экономическая и юридическая категория.
2. Система ценообразования.
3. Цены, регулируемые государством.
4. Правовое регулирование цен предприятий-монополистов.
5. Санкции и ответственность за нарушение государственной дисциплины цен.

Работа состоит из  1 файл

ценообразование.docx

— 60.88 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
Понятие цен

Цена представляет собой денежное выражение стоимости  товара. Разновидностью цены является тариф - цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридической  литературе цена рассматривается как  экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория  формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.

 

Можно выделить следующие  виды цен:

1. В зависимости  от роли государства в их  формировании цены могут быть  свободными и регулируемыми. Под  свободной, или рыночной, ценой  понимают цену, складывающуюся на  товарном рынке без государственного  воздействия на нее.

Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара, реагируя на изменение спроса и предложения, и, как правило, включает в себя два  элемента: себестоимость и прибыль. Принципы определения рыночных цен  для целей налогообложения установлены  ст. 40 Налогового кодекса РФ. В целях  оказания помощи организациям в формировании свободной цены письмом Минэкономики России от 6 декабря 1995 г. были утверждены Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и  тарифов на продукцию, товары и услуги. Данный акт носит рекомендательный характер и адресован всем хозяйствующим  субъектам, независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности. Правила формирования свободных  цен изложены в данном акте применительно  к ценам трех видов: свободным  оптовым и отпускным ценам  предприятия-изготовителя или ценам  другого поставщика (цена закупки); ценам на продукцию, товары, услуги, реализуемые через снабженческо-сбытовые и другие посреднические организации; розничным ценам на продукцию, товары, услуги, реализуемые (оказываемые) населению.

Регулируемая цена - цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии  на нее путем применения экономических  и (или) директивных мер.

Цена является инструментом коммерческой политики предпринимателя, поэтому выбор методов и правил свободного ценообразования организации  предопределен основными целями ее коммерческой политики. Такими целями может быть максимизация темпов роста, прибыли или объема продаж. В соответствии с избранными целями строится политика и стратегия ценообразования  организации.

Политика цен - это  общие принципы, которых организация  собирается придерживаться в сфере  установления цен на свои товары или  услуги.

Стратегия ценообразования  представляет собой набор методов, с помощью которых эти принципы можно реализовать на практике. Выделяют два альтернативных подхода к свободному ценообразованию: затратный подход, принимающий в качестве отправной точки формирования цены фактические затраты организации на производство и сбыт товаров; ценностный подход, предполагающий установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало организации получение большей прибыли за счет достижения выгодного соотношения ценности товара с произведенными затратами. Ценовая политика организации может быть пассивной или активной.

Пассивное ценообразование  предполагает установление цен строго на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений  конкурентов.

Активное ценообразование - установление цен в рамках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и  целевого уровня прибыльности организации.

2. Различают цены  контролируемые и неконтролируемые. Данное деление тесно связано  с предыдущим. Установление и  применение регулируемых цен  всегда контролируется соответствующими  государственными органами. Что  же касается свободных цен,  контроль за их применением может осуществляться в отношении специальных субъектов либо в определенных целях. Например, законодательством предусмотрен контроль за формированием и применением свободных цен хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке. Установление такими предприятиями монопольно высоких или монопольно низких цен рассматривается как монополистическая деятельность, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Свободные рыночные цены контролируются также в целях налогообложения. Так, в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам в следующих случаях: между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при значительном колебании (более чем на 30 процентов в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.

3. В зависимости  от рынка цены делятся на оптовые и розничные. По оптовым ценам продукция реализуется другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям, по розничным ценам товары реализуются конечному потребителю - населению.

Оптовые и розничные  цены различаются составляющими  их элементами: наличием или отсутствием  снабженческо-сбытовой и (или) торговой надбавки.

4. Цены можно классифицировать  на постоянные (когда в нормативном  акте не содержится условия  о периоде действия цены) и  временные (с определением такого  периода).

5. По территории  действия цены можно классифицировать  на внутригосударственные и мировые.  Формирование и применение внутригосударственных  цен осуществляется в соответствии  с законодательством РФ. Мировые  цены определяются на основе  данных биржевых котировок (Лондонской  биржи металлов и др.).

6. В зависимости  от распределения расходов по  доставке товаров, страхованию,  оплате таможенных сборов цены  также распределяются на несколько  групп. Такая классификация приведена  в Международных правилах толкования  торговых терминов "Инкотермс", подготовленных Международной торговой палатой. Действующая редакция правил была одобрена в 1990 году.

Правовые основы современного, рыночного государственного регулирования цен были заложены Указом Президента РФ от 3 декабря 1991 г. "О мерах по либерализации цен". В настоящее время они определяются следующими актами: Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 "О мерах  по упорядочению государственного регулирования  цен (тарифов)" и Постановлением Правительства  РФ от 7 марта 1995 г. № 239 "О мерах  по упорядочению государственного регулирования  цен". В эти акты неоднократно вносились изменения и дополнения. Данными актами определена государственная  ценовая политика. Она направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования  при сохранении государственного регулирования  цен в сфере естественных монополий, государственных закупок и на ряд социально значимых товаров  и услуг. Регулируемые государственные  цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Ценовая политика субъектов  РФ утверждается актами субъектов РФ. Например, Постановлением Правительства  Москвы от 27 октября 1995 г. № 893 принята "Концепция ценовой политики на территории г. Москвы".

В целях реализации государственной ценовой политики Правительством Российской Федерации  утверждаются перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию. В настоящее время Правительством РФ утверждено три перечня:

  1. Перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование пен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. Сюда включены, например, газ природный, кроме реализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой и электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом.
  2. Перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это газ, реализуемый населению; оплата населением жилья и коммунальных услуг; ритуальные услуги; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении и др.
  3. Перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В этот перечень попали, например, перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания.

Правовое регулирование  цен на отдельные виды товаров  и услуг

Государственное регулирование цен на включенные в перечни товары и услуги осуществляется специальными нормативными актами. Например, в отношении цен на электрическую и тепловую энергию действуют Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. № 226, утвердившее "Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ", и ряд других актов. Цены на лекарственные средства регулируются Федеральным законом от 22 июня 1998 г. "О лекарственных средствах", Постановлением Правительства РФ от 29 марта 1999 г. № 347 "О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства", которым утвержден Порядок государственной регистрации отпускных цен производителей и установления оптовых и розничных надбавок к отпускным ценам производителей на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Основные правила  установления цен на сельскохозяйственную продукцию содержит Федеральный  закон от 14 июля 1997 г. "О государственном  регулировании непромышленного  производства". Постановлением Правительства  РФ от 19 марта 2001 г. № 194 утверждено Положение  об основах государственного регулирования  тарифов на грузовые железнодорожные  перевозки.

И. Epшoвa

Предпринимательское право...

 
Способы государственного регулирования цен

Способы государственного регулирования цен можно подразделить на директивные и экономические.

Способами директивного (прямого) регулирования ценообразования  является установление:

  1. фиксированных цен. Например, установлены фиксированные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта, на ритуальные услуги;
  2. предельных (максимальных и минимальных) цен. Например, утверждены минимальные цены на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов;
  3. базовых цен и предельных коэффициентов их изменения. Такая система применяется, например, при расчете тарифов на услуги связи (коэффициенты устанавливаются дифференцированно по видам услуг и категориям потребителей), на услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам;
  4. предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. Например, ре1улируются оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарственные средства, продукты питания первой необходимости;
  5. предельного уровня рентабельности. Например, исчисление ставок платы за пользование вагонами, контейнерами устанавливается с учетом обеспечения 25-процентного уровня рентабельности грузовых перевозок;
  6. гарантированных цен. Такая система применяется в сфере агропромышленного производства. Гарантированные цены устанавливаются компетентными государственными органами (Минэкономики России, Минсельхозом России). Если средние рыночные цены оказываются ниже гарантированных, применяются последние. Гарантированные цены применяются также при закупках для государственных нужд.

Изменение регулируемых цен осуществляется, как правило, после подачи заявления в компетентные государственные органы с экономически обоснованной просьбой об их пересмотре и получения разрешения этих органов. Данный порядок называется декларированием.

В качестве мер экономического (косвенного) регулирования ценообразования  следует назвать бюджетные дотации, компенсации затрат производителям, льготное кредитование, налоговые льготы. Каждая такая мера позволяет снизить  себестоимость выпускаемой продукции  и, следовательно, уровень цен.

 

Правовые основы ответственности в сфере ценообразования

Вопросы применения санкций и ответственности хозяйствующих  субъектов за нарушения в области  цен регулируются Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 "О мерах  по упорядочению государственного регулирования  ден (тарифов)" и "Порядком применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен", утвержденным письмом Госкомцен России, Минфина России, Госналогслужбы России от 1 декабря 1992 г. В субъектах Российской Федерации приняты свои законодательные и подзаконные акты. В Москве действует Закон г. Москвы от 26 февраля 1997 г. № 3 "О государственном контроле за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественной монополии", утвержденное Постановлением Правительства Москвы от 26 августа 1997 г. Положение о порядке применения экономических санкций за нарушение порядка применения цен и тарифов и условий, их ограничивающих.

С 1 июля 2002 г. следует  применять ст. 14.6 КоАП РФ - нарушение  порядка ценообразования.

 
Правонарушения  в ценовой сфере

В вышеназванном  Законе г. Москвы приведен перечень правонарушений, за которые установлена ответственность  в ценовой сфере. К таким правонарушениям, в частности, относится:

  • завышение (занижение) установленных или регулируемых цен (тарифов);
  • завышение установленных надбавок (наценок), начисление непредусмотренных надбавок (наценок), непредоставление или предоставление в уменьшенном размере установленных скидок;
  • завышение цен и тарифов на продукцию и услуги, входящие в городской, отраслевой и территориальные заказы, оплачиваемые за счет средств городского бюджета и внебюджетных фондов, а также других источников;
  • нецелевое использование денежных средств, включая налоговые льготы, налоговые кредиты и заемные средства, предоставляемые для обеспечения заданного уровня регулируемых цен и тарифов;
  • завышение цен и тарифов на продукцию, у которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня (при наличии заключения органов стандартизации);
  • включение организациями, цены на продукцию, товары и услуги которых регулируются государством, в себестоимость продукции, товаров и услуг отчислений, не предусмотренных действующим законодательством.

Приведенный в данном Законе перечень правонарушений порядка  применения цен и тарифов не является исчерпывающим.

 
Санкции и меры ответственности за ценовые нарушения

К субъектам предпринимательской  деятельности, допустившим несоблюдение установленных цен (тарифов), применяются:

  1. финансовая санкция в виде взыскания в доход бюджета неосновательно полученных или сбереженных за счет другого лица денежных средств. Размер финансовой санкции определяется как разница между фактически примененной субъектом предпринимательской деятельности ценой (тарифом) и ценой (тарифом), сформированной в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, в пересчете на объем реализованной продукции (товаров, услуг).
  2. штраф в размере финансовой санкции, а при повторном нарушении -в двойном размере. Повторным признается аналогичное нарушение дисциплины цен, совершенное одним и тем же лицом в течение года после применения экономических санкций за первое правонарушение.

Хозяйствующие субъекты, выявившие нарушение самостоятельно, в случае невозможности перерасчета  подвергаются только финансовой санкции. Штраф с них не взимается.

В соответствии со ст. 14.6 КоАП РФ нарушение порядка ценообразования  влечет наложение административного  штрафа. Его размер для юридических  лиц, к примеру, составляет от четырехсот до пятисот МРОТ.

 

Государственные органы ценового контроля

Для осуществления  контроля за установлением и применением регулируемых цен создаются специальные органы. Например, контроль за ценами на электрическую и тепловую энергию осуществляет Федеральная энергетическая комиссия РФ и региональные энергетические комиссии. В Министерстве экономического развития и торговли создана Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. Среди задач данного органа - осуществление государственного контроля за порядком применения цен по отдельным группам товаров. Органы ценообразования и контроля цен в субъектах РФ фигурируют под разными названиями. Так, в Москве действует Государственная инспекция цен г. Москвы. Органы контроля цен имеют право беспрепятственно проверять субъектов предпринимательской деятельности в отношении соблюдения ими порядка применения цен и давать в ходе проверки или по ее окончании предписания об устранении нарушений. Выявленные нарушения цен оформляются актами, которые подписываются должностными лицами проверяющего органа, другими участниками проверки, а также руководителем и главным бухгалтером предприятия. Порядок производства по делам об административных правонарушениях и исполнения постановлений компетентных органов регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях.

 

Понятие и виды монопольных цен

Под монопольной  понимается цена, которая устойчиво  отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке, сложившегося под  воздействием спроса и предложения, устанавливаемая хозяйствующим  субъектом, занимающим доминирующее положение  на товарном рынке, в целях реализации своих экономических интересов  за счет злоупотребления монопольной  властью. Монопольные цены подразделяются на монопольно высокие и монопольно низкие.

Монопольно высокой  признается цена товара, устанавливаемая  хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения  дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.

Монопольно низкая цена - цена приобретаемого товара, устанавливаемая  хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в  целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца; или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим  субъектом, занимающим доминирующее положение  на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи  данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством  вытеснения конкурентов с рынка. В отношении хозяйствующего субъекта, доминирующего на рынке в качестве продавца или покупателя, в случае установления им монопольно высоких (низких) цен применяются санкции и  меры ответственности в соответствии с антимонопольным законодательством.

И. Epшoвa

Предпринимательское право...

 

Информация о работе Экологическая стандартизация