Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 11:47, контрольная работа
Оценка и анализ источников экологически значимой информации является важным аспектом при изучении предмета экологическое право, так как развитие отношений в сфере взаимодействия общества и природы и, в частности, всякая деятельность, осуществляемая в рамках права окружающей среды, сопровождается накоплением такой информации. Объективно с этим процессом связаны экологическое нормирование и стандартизация, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, развиваемая договорная практика, экологическая сертификация, аудит, контроль, применение мер юридической ответственности.
Введение…………………………………………………………………….……..3
1. Источники экологически значимой информации…………………..……4
1.1. Источники нормативной экологически значимой информации…….4
1.2. Российское экологическое федеральное информационное агентство……………………………………………………………..….5
1.3. Государственный статистический учет и отчетность………………..8
1.4. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов…….....9
1.5. Мониторинг окружающей среды………………………………….…13
1.6. Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ…………………………………………….…14
1.7. Экологический паспорт предприятия…………………………….….16
1.8. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации………………...…………………….19
2. Правовой режим вод…………………………………………………...…20
2.1. Юридическое понятие «воды»……………………………………….20
2.2. Рациональное использование водных объектов и государственный учет……………………………………………………………….…….21
Заключение…………………………………………………………………….…30
Список использованной литературы…………………………………………...31
Декларация разрабатывается предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы для проектируемых и действующих промышленных объектов, должна характеризовать безопасность промышленного объекта на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации и содержать:
а) сведения о месторасположении, природно-климатических условиях размещения и численности персонала промышленного объекта;
б) основные характеристики и особенности технологических процессов и производимой на промышленном объекте продукции;
е) анализ риска возникновения на промышленном объекте чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение источников опасности, оценку условий развития и возможных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе выбросов в окружающую среду вредных веществ;
г) характеристику систем контроля за безопасностью промышленного производства, сведения об объемах и содержании организационных, технических и иных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
д) сведения о создании и поддержании в готовности локальной системы оповещения персонала промышленного объекта и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций;
е) характеристику мероприятий по созданию на промышленном объекте, подготовке и поддержанию в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий по обучению работников промышленного объекта способам защиты и действий в чрезвычайных ситуациях;
ж) характеристику мероприятий по защите персонала промышленного объекта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, порядок действий сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) сведения о необходимых объемах и номенклатуре резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
и) порядок информирования населения и органа местного самоуправления, на территории которого расположен промышленный объект, о прогнозируемых и возникших на промышленном объекте чрезвычайных ситуациях.
Таким образом, в соответствии с нормативными требованиями одни и те же предприятия должны вести обе формы названных документов.
1.8. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации
Порядок разработки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды утвержден постановлением Правительства РФ от 24 января 1993 г.
Доклад является официальным документом, подготавливаемым в целях обеспечения государственных органов управления и населения России объективной систематизированной аналитической информацией о качестве окружающей природной среды, состоянии природных ресурсов и тенденциях их изменения под влиянием хозяйственной деятельности, содержит сведения об осуществляемых на территории России правовых, организационных, технических и экономических мерах по охране природы, сбережению и восстановлению природных ресурсов.
Разработка доклада осуществляется Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды с участием заинтересованных министерств, ведомств, других государственных организаций и Российской академии наук, предоставляющих для этого необходимую информацию, аналитические материалы и оценки, включая прогнозы и рекомендации по экологической безопасности.
Государственные доклады содержат обширный перечень разнообразной информации по следующим разделам:
1. Качество природной среды и состояние природных ресурсов.
2. Экологическая оценка состояния территорий.
3. Воздействие на окружающую среду народного хозяйства. Здесь же дается характеристика проблем обращения с отходами производства и потребления, экологических последствий промышленных аварий и катастроф.
4. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды.
Доклад должен содержать рекомендации по осуществлению вытекающих из анализа организационных, правовых и экономических мер в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Дополнительным аналогичным источником экологически значимой информации будет ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, подготовка которого предусмотрена постановлением Правительства РФ от 29 апреля 1995 г.
2. Правовой режим вод
2.1. Юридическое понятие «воды»
В соответствии с Водным кодексом РФ воды – это природные запасы воды, находящиеся в пределах государственных границ России в поверхностных водных объектах, т.е. поверхностных водотоках и водоемах (реках и водохранилищах на них, ручьях, каналах, озерах, болотах, прудах), ледниках и снежниках, внутренних морях, территориальном море Российской Федерации и подземных водных объектах. Это – юридическое понятие вод.
В соответствии с водным законодательством к водам не относится вода, изъятая из водных объектов. Речь идет о воде, которая течет из крана в наших домах или используется в технологическом процессе. Отношения, связанные с использованием такой воды, регламентируются гражданским, санитарным и иным законодательством РФ. К водам не относится и та вода, которая хотя и находится в природной среде, но не представляет самостоятельного естественного блага, а является структурным элементом других природных объектов (атмосферная влага, почвенная влага, вода, находящаяся в организмах растений и животных).
Наиболее важные отношения собственности на водные объекты, водопользования и охраны водных ресурсов регулируются Водным кодексом РФ. Одновременно имеется значительный массив подзаконных актов в данной сфере.
Основными организационно-правовыми инструментами обеспечения рационального использования и охраны вод и одновременно функциями государственного управления в данной сфере являются:
- планирование рационального использования водных объектов;
- установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);
- ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра и осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод;
- проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов;
- осуществление лицензирования в области использования и охраны водных объектов;
- осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов и соблюдением режима использования территорий их водоохранных зон;
- подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов.
2.2. Рациональное использование водных объектов и государственный учет
Согласно Водному кодексу РФ, планирование рационального использования водных объектов осуществляется посредством составления водохозяйственных балансов (ст. 75), разработки схем комплексного использования и охраны водных ресурсов (ст. 76) и принятия государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов (ст. 77). Водохозяйствеиные балансы представляют собой расчетные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на конкретной территории водными ресурсами. Они предназначены для оценки наличия и степени использования водных ресурсов по бассейнам водных объектов и соответствующим территориям субъектов РФ и используются для планирования и принятия решений по вопросам использования и охраны водных объектов.
Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов разрабатываются в целях определения водохозяйственных и иных мероприятий для удовлетворения перспективных потребностей общества в водных ресурсах, обеспечения рационального использования и охраны водных объектов, а также для предотвращения и ликвидации вредного воздействия вод. На основе водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, данных государственного водного кадастра разрабатываются федеральные государственные, в том числе бассейновые, и территориальные государственные программы рационального использования, восстановления и охраны водных объектов. Разработка названных документов осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. При этом учитываются предложения специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, других государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов.
Государственный мониторинг водных объектов как составная часть системы государственного мониторинга окружающей среды – система регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателями их состояния, обеспечивающая сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий. Государственный мониторинг водных объектов ведется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. В осуществлении мониторинга поверхностных водных объектов участвуют специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и Росгидромета, а по подземным водным объектам – государственный орган управления использованием и охраной недр (ст. 78 ВК РФ).
Основные источники государственного учета вод – данные, представляемые водопользователями, и данные государственного мониторинга водных объектов. На основе данных государственного учета вод ведется государственный водный кадастр. В свою очередь, данные государственного водного кадастра служат основой для принятия решений при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов.
Государственный учет вод и ведение государственного водного кадастра – обязанность специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда. В этом участвуют Росгидромет (по поверхностным водным объектам) и государственный орган управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам) (ст. 79 ВК РФ).
Наряду с проведением государственной экологической экспертизы, Водный кодекс РФ предусматривает (ст. 80) проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Такая экспертиза представляет собой проверку соответствия предпроектной и проектной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству. Проводит экспертизу специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда.
Нормирование в области использования и охраны водных объектов заключается в установлении лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) и в разработке и принятии стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов.
Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается также установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты. Такие нормативы устанавливаются исходя из:
- предельно допустимой величины антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведет к изменению экосистемы водного объекта;
- предельно допустимой массы вредных веществ, которая может поступить в водный объект и на его водосборную площадь.
Они устанавливаются исходя из условия непревышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах с учетом целевого использования водного объекта.
Водный кодекс РФ достаточно подробно регулирует отношения по лицензированию в области использования и охраны поверхностных водных объектов. Важно обратить внимание на то, что такое лицензирование осуществляет специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды. Кроме того, лицензирование в области использования и охраны подземных водных объектов осуществляет специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда совместно с государственным органом управления использованием и охраной недр (ст. 83).
В соответствии с Водным кодексом РФ все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения. При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-
Понятием «загрязнение» охватывается не только сброс сточных вод, содержащих химические вещества в количествах свыше допустимых норм, но и так называемое тепловое загрязнение, а также появление в воде микроорганизмов в недопустимых концентрациях. В отличие от загрязнения, которое затрагивает качество воды в водоемах, под засорением понимается поступление в водоем посторонних нерастворимых предметов (древесины, шлаков, металлолома, строительного мусора и т.п.), не изменяющих качество воды. Юридических критериев для определения засорения вод законодательство не устанавливает, предоставляя тем самым органам по регулированию использования и охране вод в каждом конкретном случае с учетом местных условий решать вопрос о засорении водного объекта.
Под истощением понимается сокращение количества воды в водоеме, происходящее под влиянием человеческой деятельности и носящее устойчивый характер. Оно не относится к сезонным колебаниям стока воды в реках или естественным изменениям запаса воды в морях и озерах и т.д.
В целях регулирования охраны водных объектов от загрязнения и засорения Водный кодекс РФ предусматривает ряд конкретных мер, в том числе запретительных. Так, запрещаются:
Информация о работе Экологически значимая информация. Правовой режим вод