Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:05, доклад
В ст. 42 Конституции РФ перечислены главные группы экологических прав граждан и других физических лиц, в том числе их право на:
- благоприятную окружающую среду;
- достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
- возмещение вреда, причиненного здоровью либо имуществу экологическим правонарушением.
Экологические права граждан.
В ст. 42 Конституции РФ перечислены главные группы экологических прав граждан и других физических лиц, в том числе их право на:
? благоприятную окружающую среду;
? достоверную
информацию о состоянии
? возмещение вреда, причиненного здоровью либо имуществу экологическим правонарушением.
Анализ приведенных выше прав дозволяет провести определенную их классификацию. Так, право на благоприятную окружающую среду по собственной сути является естественным правом человека, принадлежащим ему от рождения. При всем этом надлежащая реализация такового права практически не зависит от самой личности, а напрямую связана с финансовыми, материальными организационными и другими способностями органов общественной власти обеспечить подходящее для человека состояние окружающей среды. Хотя прилагать собственные определенные усилия в целях улучшения собственной сферы обитания, к примеру, методом добровольных пожертвований на природоохранные мероприятия или средством роли в таковых мероприятиях, конкретному физическому лицу закон и не запрещает.
Право на достоверную
информацию о состоянии окружающей
среды быть может рассмотрено
с нескольких позиций. С одной
стороны человек может
В то же время это право, согласно действующему законодательству, может реализоваться физическим лицом и в «пассивном» режиме. Речь идет об обязанности государственных органов по охране окружающей среды раз в год готовит доклад о состоянии окружающей среды в субъектах Российской Федерации и на базе его федеральный доклад, который потом обнародуется. Совместно с тем данная процедура дозволяет только найти общие тенденции (улучшение, ухудшение или стабилизацию экологической обстановки) в сопоставлении с подобными периодами. Потому с точки зрения буквального соблюдения рассматриваемого права принципиальное значение имеет своевременность доведения уполномоченными на то органами до населения инфы, создающей настоящую опасность жизни и здоровью физических лиц в каждом конкретном случае. В этом смысле не случаем в ст. 237 уголовного кодекса РФ установлена ответственность за сокрытие либо искажение инфы о событиях, фактах либо явлениях, создающих опасность для жизни либо здоровья людей или для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер для устранения таковой угрозы, указанной информацией.
То есть ежели управляющий компании, на котором произошли внезапные выбросы либо сбросы, превышающие официально установленные лимиты, не сказал об этом в специально уполномоченные органы, то он может являться субъектом уголовной ответственности по названной статье. Равно как и представитель, специально уполномоченного органа, будучи проинформированным о той либо другой неблагополучной ситуации, но, не приняв мер к обеспечению сохранности населения на соответственной местности, тоже нарушает уголовный закон.
Право на возмещение вреда, причиненного здоровью либо имуществу экологическим правонарушением, возникает при наличии установленной экспертными исследованиями и подтвержденной в заключении причинно-следственной связи меж экологическим правонарушением и причинением вреда. Совместно с тем и тут не обойтись без выражения воли физического лица (его представителя) на возмещение ему вреда средством направления в трибунал соответственного искового заявления.
В ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в несколько другой интерпретации повторяются закрепленные в конституции РФ экологические права, также перечисляются вероятные методы реализации гражданами собственных экологических прав. Так, кроме права на благоприятную окружающую среду, гражданин имеет право на защиту данной среды от негативного действия, вызванного хозяйственной либо другой деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, также на возмещение вреда причиненного окружающей среде.
Реализуя свои экологические права граждане могут:
? создавать публичные объединения, фонды и другие некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
? направлять
обращения в органы гос власти
Российской Федерации, органы
гос власти субъектов
? принимать роль в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в других не противоречащей законодательству Российской Федерации акциях;
? выдвигать предложения
о проведении публичной
? оказывать содействие
органам гос власти Российской
Федерации, органам гос власти
субъектов Российской
? обращаться в органы гос власти Российской Федерации, органы гос власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и другие организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного действия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
? предъявлять иски в трибунал о возмещении вреда окружающей среде;
? осуществлять
остальные предусмотренные
Конкретизация экологических прав граждан и способов их реализации находит свое отражение в законодательных и подзаконных актах. Так глава V Федерального закона «Об экологической экспертизе» регламентирует функцию инициирования и проведения публичной экологической экспертизы. По собственной сути это одна из вероятных форм реализации права граждан, как на благоприятную окружающую среду, так и на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, так как выводы, находящиеся в заключении экспертной комиссии, являясь доступными для живущего на соответственной местности населения, разрешают иметь четкое представление о негативных и положительных сторонах предлагаемого к реализации объекта (к примеру, производственного комплекса, автозаправочного пт и т. д.), который исследуется в ходе экспертизы.
Статья 10 Федерального закона «О животном мире» предоставляет гражданам осуществлять публичный контроль и проводить мероприятия по охране животного мира и среды его обитания, что можно отнести к активной форме реализации гражданами собственного права на благоприятную окружающую среду применительно к сфере охраны и использования животного мира, в то время как применительно к специально уполномоченных органов в рассматриваемой сфере воплощение идентичной деятельности (государственный контроль, мероприятия по охране объектов животного мира и т. п.) можно отнести уже к уровню многофункциональных обязанностей.
Проведение митингов и других массовых мероприятий экологического характера осуществляется с требованиями Федерального закона от 19.06.2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Вместе с тем
вышеперечисленные
В тоже время нужно говорить и об отдельных правах граждан и других лиц, осуществляемых в процессе природопользования, которые относятся к категории особых прав. Такие права закреплены в природоресурсных законодательных актах и их реализация в полном объеме также зависит от волеизъявления соответственного субъекта. К примеру, согласно ст. 22 Закона РФ «О недрах» юзер недр, а это быть может и физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, вправе:
? применять предоставленный ему участок недр для хоть какой формы предпринимательской либо другой деятельности, соответственной обозначенной в лицензии цели;
? без помощи других выбирать формы данной деятельности, не противоречащие действующему законодательству;
? применять отходы собственного горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производств, ежели другое не оговорено в лицензии;
? проводить без
доп разрешений геологическое
исследование недр за счет
собственных средств в
возможность осуществления правомочий в определенных законом вариантах обусловлена наличием особых разрешений (лицензий). Так, согласно ст. 35 Федерального законно «О животном мире» использование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте либо на конкретный срок. В ст. 46 Аква кодекса Российской Федерации закреплено, что права использования аква объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в согласовании с ней контракта использования аква объектом. Содержание самих особых прав водопользователя раскрывается в нормах названного Кодекса и заключается в способности:
? применять водные объекты для собственных нужд, или для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 27);
? получать в
установленном порядке
? отрешаться от использования аква объектом (ст. 60) и др.
наконец, участники
публичных отношений, которые относятся
к сфере обеспечения
Например, ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает, что граждане имеют право:
? на защиту жизни, здоровья, их личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
? в согласовании
с планами ликвидации
? быть информированными
о риске, которому они могут
подвергнуться в определенных
местах пребывания на
? обращаться лично, также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления, личные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
? участвовать
в установленном законом
? на возмещение
вреда, причиненного их
Приведенный выше список дозволяет говорить об определенной схожести прав граждан в сферах обеспечения экологической сохранности и охраны окружающей среды, но индивидуальная специфика особенных и общих экологических прав все-же очевидна и их разделение предопределено ст. 42 конституции Российской Федерации.
Давая определение экологическим правам граждан, следует отметить, что это закрепленные в Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актах, также допускаемые (не запрещенные) ими формы волеизъявления граждан в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, создание препятствий, в реализации которых может повлечь за собой нехорошие для нарушителей этих прав последствия в установленном законом порядке.
Экологическая информация[1] — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, имеющих значение для охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, охраны здоровья граждан и так далее, независимо от формы их предоставления, освещение экологической ситуации [2] в населенном пункте.