Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:07, реферат
Экологическая проблема в нашей стране и в большинстве стран мира - одна из важнейших экономических и социальных проблем. По мнению ученых, безответственное и потребительское отношение к природе поставило мир на грань экологической катастрофы. Природа находится в столь критическом состоянии, что ее неблагополучие отражается на условиях жизни и здоровье людей, растет число генетических отклонений, сокращается продолжительность жизни.
Введение…………………………………………………………………………..3 1.Понятие и причина возникновения экологических
Преступлений……………………………………………………………………5
2.Общая характеристика судебной практики по уголовным
делам связанным с нарушением законодательства об охране
природной среды в регионах России………………………………....................8
3. Рассмотрение судебной практики связанной с нарушением законодательства об охране природной среды на примере
Астраханской области…………………………………………………………...10
4.Краткая характеристика……………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………….15
Список используемой литературы……………………………………………...17
2.
Общая характеристика
судебной практики по
уголовным делам, связанным
с нарушением законодательства
об охране природной
среды в регионах России.
Обобщение судебной практики по 4056 уголовным делам, связанным с нарушением законодательства об охране природной среды, рассмотренным в 2006-2011 гг. в 57 регионах России, позволило выявить следующее. Судами по уголовным делам указанной категории осуждено 6580 лиц. В отношении 747 осужденных (11,2%) уголовные дела были прекращены по амнистии и другим нереабилитирующим основаниям (за истечением сроков давности, изменением обстановки и др.), в том числе судами Астраханской области (16,4%), Ростовской области (14,5%), Краснодарского края (15,9%), республики Дагестан (23,8%). По другим регионам эти цифры значительно меньше. Практика назначения судами наказаний за экологические преступления в 2008-2011 гг. характеризуется таким образом: к лишению свободы приговорены 0,9% осужденных (все - по ч. 3 ст. 256 УК РФ - незаконная добыча водных животных и растений), к 44,7% осужденных применено условное осуждение, 41,7% - подвергнуты штрафу, 12,6% подсудимых осуждены к исправительным работам. В целом наказание, не связанное с лишением свободы, применено к 99% осужденных.
Несмотря
на то, что практически все
При этом следует отметить,
что с учетом специфики дел об экологических
преступлениях, широкого применения судами
условной меры наказания и наказаний,
не связанных с лишением свободы, приговоры
по этим делам редко обжалуются осужденными
в кассационном порядке, а также редко
отменяются и изменяются. Одним из показателей
правильности применения норм процессуального
и материального права при расследовании
уголовных дел об экологических преступлениях
является число таких дел, обоснованно
возвращенных судами на дополнительное
расследование. В 2009 году судами Российской
Федерации на дополнительное расследование
было направлено 112 уголовных дел данной
категории в отношении 136 лиц, причинами
чего послужили как просчеты, допущенные
в ходе расследования дел, так и то, что
прокуроры не всегда уделяли должное внимание
надзору за расследованием дел данной
категории. Иногда и суды при решении этих
вопросов допускают просчеты. Так, в Архангельской
области на судебные решения о возвращении
20 дел на дополнительное расследование
прокурорами были принесены протесты,
которые удовлетворены, и дела направлены
на новое судебное рассмотрение. В
том же году судами вынесены оправдательные
приговоры в отношении двух лиц (оба в
Краснодарском крае), которые были отменены
по протестам прокурора, а дела направлены
на дополнительное расследование. Как
видно из приведенных данных, рассмотренные
судами уголовные дела об экологических
преступлениях связаны в основном с нарушениями
правил добычи водных животных, а также
правил охоты, рубки деревьев и кустарников.
Крайне редки случаи рассмотрения судами
дел по иным составам преступлений, что
прямо связано со сложившейся структурой
экологической преступности и характеризует
существенные недостатки в деятельности
правоохранительных органов по борьбе
с нарушениями в области охраны окружающей
среды. Обращает на себя внимание
резкое несоответствие не только количества
регистрируемых и реально совершаемых
экологических преступлений, но и числа
привлекаемых за них лиц и осужденных
. Такая же картина и по числу осуждаемых
за конкретные преступления. Уголовный кодекс российской
федерации от 13.06.1996 n 63-фз (ред. от 28.12.2009)
; ст.258. стр.136.; ст. 261. стр.138.По ст. 258 УК РФ
(незаконная охота) выявлено в этом же
году 759 лиц, осуждено - 202 (26,6%). Хотя, как называлось,
ежегодно в стране происходит до 30 тысяч
лесных пожаров и от 80 до 90% из них - по вине
людей, однако, например, в 2009 году было
зарегистрировано только 2021 , квалифицируемое
по ст. 261 УК РФ, осуждено по этой статье
всего 93 человека. Обобщение судебно-следственной
практики позволяет сделать еще один вывод.
Начиная с 1999 г. и по 2009 г. включительно
по всем вышеназванным статьям происходило
устойчивое снижение числа осужденных
за экологические преступления, при неуклонном
росте количества самих преступлений
и росте числа привлеченных к уголовной
ответственности по этим статьям. Начиная
же с 2001 г. началась некоторая активизация
деятельности органов государственного
экологического контроля и правоохранительных
органов по выявлению лиц, совершивших
экологические преступления, и привлечению
их к ответственности, повысилось, по сравнению
с предыдущими годами, и качество расследования
доходящих до суда уголовных дел. Однако
государственная машина по обнаружению
экологических преступлений, изобличению
виновных, преданию их суду и осуждению
наполовину работает вхолостую.
3.Рассмотрение
судебной практики связанной
с нарушением законодательства
об охране природной
средына примере Астраханской
области.
28 февраля 2012 года Наримановским районным
судом Астраханской области постановлен
приговор в отношении Алдынина В.И., который
признан виновным в совершении незаконной
добычи водных биологических ресурсов,
если это деяние совершено с применением
иных способов массового истребления
указанных водных животных, на миграционных
путях к ним, группой лиц по предварительному
сговору. Обвиняемому по ч.3 ст . 256 УК РФ
назначено наказание в виде лишения свободы
сроком на 1 год. На основании ст. 73 УК РФ
назначенное наказание считать условным
с испытательным сроком на 1 год 6 месяцев.
Приговор вступил в законную силу.
4.Ее
краткая характеристика.
Вся масса уголовных дел по экологическим преступлениям составляет ст. 256 Уголовного кодекса РФ «Незаконная добыча водных животных и растений», а именно п. «б,в» ч. 1 указанной статьи. Рассматриваемое деяние относится к наиболее распространенным экологическим преступлениям. Его общественная опасность заключается в том, что оно нарушает оптимальное состояние водных биоресурсов, их экологическое равновесие, условия сохранения и выживания популяции водных животных и растений, в целом экологический правопорядок.
Объект преступления - общественные отношения по рациональному использованию и охране водных биологических ресурсов. Нет никаких оснований сводить объект уголовно-правовой охраны лишь к отношениям по сохранности морских природных ресурсов.
Согласно Федеральному закону от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" к водным биологическим ресурсам относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы. Водными животными являются морские млекопитающие (моржи, тюлени, нерпы, морские львы, дельфины и др.), ракообразные (раки, крабы, креветки и др.), моллюски (кальмары, осьминоги, гребешки и др.). Промысловые морские растения -водные растения, способные к автотрофному питанию, т.е. к синтезу всех необходимых органических веществ из неорганических, являющиеся промысловыми в определенном месте и в определенный период времени, что устанавливается национальным законодательством или международно-правовыми актами, либо имеющие специальный правовой статус. К ним, например, относится так называемая морская капуста (ламинария).
Водоплавающие птицы, а также водоплавающие
пушные звери (выдра, ондатра, речной бобр,
нутрия, выхухоль, белые медведи и др.)
не относятся к предмету рассматриваемого
преступления. В случае их незаконной
добычи действия виновного надлежит квалифицировать
по ст. 258 УК как незаконную охоту.
Предметом преступления, предусмотренного
ст. 256, могут признаваться только водные
животные, находящиеся в природной среде
в
естественном состоянии, т.е. не являющиеся
объектом вещных прав юридического или
физического лица, не признаваемые товаром.
В Постановлении Пленума Верховного Суда
РФ от 05.11.98 N 14 указано (п. 18): "Действия
лиц, виновных в незаконном вылове рыбы,
добыче водных животных, выращиваемых
различными предприятиями и организациями
в специально устроенных или приспособленных
водоемах, либо завладение рыбой, водными
животными, отловленными этими организациями...
подлежат квалификации как хищение чужого
имущества".
С объективной стороны рассматриваемое
преступление выражается в незаконной
добыче (вылове) указанных в ст. 256 водных
биологических ресурсов. Добыча (вылов)
означает изъятие указанных биоресурсов
из среды их обитания. Незаконной следует
считать добычу, производимую с нарушением
правил, установленных нормативными правовыми
актами: в запрещенное время и в запрещенных
местах, недозволенными орудиями, средствами
и способами. В связи с бланкетным характером
рассматриваемой нормы для установления
характера нарушенного правила необходимо
обращаться к законодательным нормам,
закрепляющим указанные правила.
Преступления, предусмотренные ст. 256,
имеют материальный (п. "а" ч. 1) и формальный
(п. "б", "в", "г" ч. 1) состав.
В первом случае преступление окончено
с момента указанного последствия - крупного
ущерба, в остальных - с момента начала
добычи независимо от того, были ли фактически
добыты водные биологические ресурсы.
Для признания наличия состава преступления
достаточно, чтобы деяние было незаконным
и содержало хотя бы один из признаков,
указанных в комментируемой норме.
Последствия в виде крупного ущерба
оцениваются исходя из стоимости, распространенности,
экологической ценности, количества добытого,
поврежденного или уничтоженного, а также
размера вреда, причиненного водным биологическим
ресурсам. В денежном выражении это характеризуется
установленной таксовой стоимостью добытого
водного животного или растения (Постановление
Правительства РФ от 25.05.94 N 515 "Об утверждении
такс для исчисления размера взыскания
за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным
выловом или добычей водных биологических
ресурсов").
Добычу следует признавать произведенной без соответствующего разрешения либо с просроченным разрешением (лицензией), не тем лицом, которому оно выдано, водных животных, запрещенных к вылову либо сверх установленного количества, указанного в лицензии или в договоре на отвод рыбопромыслового участка или водоема либо участка для добывания промысловых морских растений, и др.
Запретное время означает, что добыча
водных биологических ресурсов производится
в сроки, когда это вообще запрещено или
имеется запрет для добычи определенных
видов и в конкретных водных объектах.
К недозволенным местам относятся: а) места
нереста и миграционные пути к ним; б) особо
охраняемые природные территории; в) зона
экологического бедствия; д)зона чрезвычайной
экологической ситуации.
Места нереста - это водоемы или части водного объекта, где рыба мечет икру и вылупляется потомство; миграционные пути - водные объекты, по которым рыба идет к местам нереста, скапливаясь в больших количествах (рунный ход).
Под применением самоходного транспортного
плавающего средства (катера, моторной
лодки и т.п., кроме весельной лодки) понимается
его использование как орудия в процессе
добычи водных животных и промысловых
морских растений. Применение транспортного
средства в иных целях (например, для доставки
рыболовов к месту браконьерства, транспортировки
незаконно добытого и др.) не может признаваться
признаком состава преступления, предусмотренного
п. "б" ч. 1 ст. 256.
К незаконным относятся способы, которые
ведут к массовому истреблению водных
животных и растений в результате применения
при добыче взрывчатых и химических веществ,
электротока либо иных способов массового
уничтожения.
Субъективная сторона характеризуется
прямым и косвенным умыслом при незаконной
добыче (вылове) водных биологических
ресурсов, причинившей крупный ущерб,
и только прямым умыслом по другим видам
незаконной добычи (вылова) водных биологических
ресурсов, предусмотренным ч. 1 ст. 256 УК.
Субъектом преступления является лицо,
достигшее возраста 16 лет.
На территории, обслуживаемая судебным
участком протекает одна из крупнейших
водных артерий Европы - река Волга. Волга
по своей рыбохозяйственной ценности
относится к водным объектом высшей категории.
По ее руслу мигрируют на нерестилища
производители проходных и полупроходных
рыб, в том числе и особенно ценные осетровые,
белорыбица, сельдь, а также вобла, лещ,
сазан, судак, щука и другие.
В связи с различием сроков нерестового
хода у проходных рыб Волго-Каспийского
бассейна, в реке Волга практически постоянно
находятся производители проходных видов
рыб, которые весной (с начала апреля по
июнь) мигрируют к местам нереста, а в летне-осенний
период (с июня по октябрь) - на зимовку
и нерестилища.
Во время весеннего половодья на всем протяжении реки Волга заливаются обширные нерестовые угодья (полой), где нерестятся частиковые виды рыб (сазан, лещ, судак, вобла и др.).
Река Волга относится к наиболее посещаемым рыболовами-любителями водоемам. Зачастую рыболовы-любители используют незаконные способы вылова рыбы, определяющие состав преступления, предусмотренный ст. 256 Уголовного кодекса РФ.
В первом полугодии 2011 года в производстве
мирового судьи судебного участка находилось
44 уголовных дела по преступлениям, предусмотренным
п. «б,в» ч. 1 ст. 256 УК РФ, из них рассмотрено
30 дел. По всем рассмотренным уголовным
делам выносился обвинительный приговор
при особом порядке судебного разбирательства.
Что касается наказания, то картина выглядит
так: 21 осужденным наложено наказание
в виде штрафа на общую сумму 102 000 рублей;
4 человека осуждены к исправительным
работам с условным сроком отбытия наказания
и 5 человек осуждены к исправительным
работам с отбыванием наказания по месту
жительства.
По сравнению с прошлым годом этого же
периода количество рассмотренных уголовных
дел составило 29 дел, что практически равно
количеству рассмотренных дел в первом
полугодии 2010 года. По наказанию в сравнении
с первым полугодием 2009 годом количество
осужденных к наказанию в виде штрафа
составило 16 человек, общая сумма штрафа
составила 68 500 рублей, к исправительным
работам с условным осуждением - 4, к наказанию
в виде исправительных работ с отбыванием
наказания по месту жительства - 8 человек
и к одному осужденному применены принудительные
меры медицинского характера.
Динамика роста осужденных по сравнению
с прошлым годом в процентном соотношении
составила 3,5 %; по наказанию в виде штрафа
-31,25 %; по наказанию в виде исправительных
работ с условным осуждением - 0 %; по наказанию
в виде исправительных работ с отбыванием
наказания по месту жительства количество
осужденных уменьшилось на 37,5 %. По результатам
проведенного обобщения можно сделать
вывод, что количество рассматриваемых
уголовных дел за оба периода практически
не изменилось, произошли изменения только
по видам наказания.
Заключение:
В заключении можно отметить, что с каждым
годом число экологических преступлений
и иных правонарушений увеличивается.
Они все больше влияют на состояние общественной
безопасности, в ряде регионов выступают
фактором политической дестабилизации.
Экологические преступления причиняют
вред не только экономике страны, но и
подрывают сами биологические основы
существования человека. Всё это диктует
необходимость наращивать усилия всех
государственных, в том числе и правоохранительных
органов, в охране и восстановлении естественной
среды обитания человека. Повседневная
практика свидетельствует о том, что только
силами природоохранных и контролирующих
органов остановить разрушительный экологический
беспредел невозможно. Эти органы снизу
доверху замыкаются на исполнительную
власть, принимающую окончательные экономические
и экологические решения. В силу зависимого
положения они часто вынуждены идти на
компромиссы, потакать местническим и
ведомственным интересам, а принципиальная
позиция отдельных контролеров нередко
властями просто игнорируется. В самих
этих органах в последнее время происходит
процесс коммерциализации, сращивания
с теневой экономикой, укрытия злоупотреблений
должностных лиц. В сложившихся экстремальных
условиях с охраной природы крайне негативно
следует расценивать любые шаги, направленные
на ослабление прокурорского надзора
в сфере экологии. Обобщение опыта работы
природоохранных прокуратур позволяет
сделать вывод о необходимости дальнейшего
совершенствования их деятельности, укреплении
высококвалифицированными кадрами, владеющими
экологическими, правовыми и экономическими
знаниями, о надлежащем техническом оснащении.
Сегодня, как никогда раньше, необходимы:
укрепление авторитета природоохранных
прокуратур; создание стабильных правовых
основ деятельности и взаимодействия
их с территориальными прокуратурами
и другими право- и природоохранными и
контролирующими органами в сфере экологии;
активное участие природоохранных прокуратур
в законопроектной работе в области экологии.
Надзор природоохранных прокуратур необходимо
распространить также на исполнение международных
договоров России в области охраны окружающей
природной среды, ратифицированных в установленном
порядке и имеющих прямое действие, без
внесения соответствующих изменений и
дополнений в законы и другие нормативно-правовые
акты. Осуществление наиболее эффективного
надзора за исполнением действующих в
сфере экологии (включая природопользование,
охрану окружающей природной среды, обеспечение
экологической безопасности) нескольких
сотен законов и указов нормативного характера
президента РФ, оказание прокуратурой
действенной помощи различным ветвям
власти в их деятельности в сфере экологии
представляются возможными только специализированными
природоохранными прокуратурами. Именно
эти прокуратуры могут наиболее квалифицированно
надзирать за исполнением экологических
требований законодательства в пределах
территорий (акваторий), занятых объектами
федеральной государственной собственности,
за соответствием федеральным законам
подзаконных нормативных актов, издаваемых
в сфере экологии, соблюдением законодательства
по вопросам защиты конституционных экологических
прав и свобод человека и гражданина и
исполнением иных экологических предписаний
федерального законодательства. Совершенствуя
сеть природоохранных прокуратур, следовало
бы не ограничиваться какой-либо одной
моделью их организации. В зависимости
от сложности решаемых задач, объема надзорной
работы в сфере экологии одновременно
могли бы функционировать несколько моделей
специализированных природоохранных
прокуратур. Из вышеизложенного следует,
что координация усилий всех государственных
органов, общественных организаций, будет
способствовать комплексному подходу
в организации борьбы с правонарушениями
в области природопользования. Одним из
путей комплексного подхода в организации
природоохранной деятельности является
принятие межведомственных нормативных
актов, охватывающих смежные вопросы охраны
окружающей среды. Данная работа позволяет
сделать вывод, что экологическая функция
правоохранительных органов нуждается
в дальнейшем развитии и совершенствовании.
Необходимо понимать роль природоохранных
прокуратур и создавать новые структуры,
прообразом которых может стать экологическая
милиция. Так как от этого зависит не только
наше здоровье, но и здоровье наших потомков.