Экологический
аудит
Экологический
аудит – это независимая, комплексная,
документированная оценка соблюдения
субъектом хозяйственной и иной деятельности
требований в области охраны окружающей
среды, национальных и международных стандартов
и подготовка рекомендаций по улучшению
такой деятельности.
Задачей
аудита является поиск оптимальных
путей сочетания экономического
и экологического регулирования
хозяйственной деятельности. Цель -
способствовать своевременному предотвращению
социального и экономического ущерба,
возникающих вследствие экологических
инцидентов. Результирующим показателем
экологического аудита (ЭА) является предоставление
достоверной и объективной информации,
основанной на тщательном анализе многочисленных
факторов, определяющих меру соотношения
между экономической эффективностью
и качеством окружающей среды.
Рекомендации
(заключение) по влиянию на экологическую
ситуацию различных аспектов производственной
и финансовой деятельности могут
быть юридически обязательными после
их утверждения соответствующими органами
государственной экологической
экспертизы, государственного экологического
контроля.
Программы
ЭА обычно концентрируются на тех
направлениях, где ограниченные инвестируемые
ресурсы могут обеспечить достижение
максимального эффекта. Важным здесь
является формулирование реалистичных
рекомендаций для достижения лучших
экологических результатов, исходя
из имеющихся средств. Подобный подход
требует более пристального внимания
к определению круга проблем
с тем, чтобы итоговые рекомендации
соответствовали четко поставленным
целям и учитывали существующие
финансовые и организационные ограничения.
Предмет — экономические,
экологические, информационные, организационные
и другие системы.
Функции — проверка
экономико-экологической отчётности;
оценка природоохранной деятельности
предприятия; оказание аудиторских
услуг, в том числе выдача рекомендаций
по повышению эффективности природоохранной
деятельности.
Стадии —
постановка проблемы; сбор данных, анкетирование,
оценка информационных материалов, услуги.
Документы —
информационные, организационно-функциональные,
корреспонденция аудитора, предприятия
— клиента, государственных служб
по охране окружающей среды, управления
статистики и др.
Методы —
системный анализ и системный
подход, экономико-экологический анализ;
сравнительный экономико-экологический
анализ и оценка; логический анализ,
метод экспертных оценок и пр.
Приёмы —
определение состояния объектов
и его экологических подразделений;
сопоставление; оценка.
Виды
экоаудирования:
- экологическое
аудирование в составе работ
государственной экологической
экспертизы и ОВОС;
- экологическое
аудирование в составе работ государственного
экологического контроля за состоянием
окружающей среды;
- экологическое
аудирование в составе работ и при проведении
сертификации по экологическим требованиям;
- экологическое
аудирование при лицензировании видов
деятельности в области охраны окружающей
природной среды;
- экологическое
аудирование, связанное с подтверждением
действительного состояния окружающей
среды (экологической безопасности) на
месте хозяйственной деятельности предприятия;
- экологическое
аудирование действующей системы управления
окружающей среды на предприятии.
Заказчиками
работ по экологическому аудированию
могут быть:
федеральные, региональные, муниципальные
органы управления, природоохранные и
контролирующие органы;
юридические и физические лица (хозяйствующие
субъекты);
инвестиционные организации на стадии
анализа рисков связанных с фактическим
воздействием предприятии заемщиков на
окружающую среду;
предприятия природопользователи по результатам
проверки которых контролирующими организациями
были выявлены нарушения природоохранного
законодательства;
Направления
экологического аудита
- Экологический
аудит соответствия деятельности предприятия
требованиям рационального природопользования.
- Экологический
аудит соответствия деятельности предприятия
требованиям по обеспечению техногенной
безопасности окружающей среды и экологической
безопасности предприятия.
- Экологический
аудит основных фондов на предмет соответствия
критериям, предъявляемым к оборудованию
природоохранного назначения, а также
сооружениям, предназначенным для поддержания
в эксплуатационном состоянии таких объектов.
- Экологический
аудит в случаях выявления производственных
объектов, строящихся либо построенных
без заключения государственной экологической
экспертизы
- Экологический
аудит инвестиционных проектов
- Экологический
аудит экологических платежей и налогообложения
предприятий – природопользователей
Аудиторская
деятельность осуществляется:
- как проведение
разовых проверок экологической
и иной деятельности, с предоставлением
рекомендаций по ее улучшению;
- в форме абонентского
обслуживания клиента, предполагающего
сотрудничество в течение определенного
периода года вплоть до сдачи итогового
подтверждающего документа;
В настоящее
время иностранные инвестиции в
экономику Российской Федерации, в
первую очередь осуществляемые через
ЕБРР и МБРР, требуют проведения
программ экологического аудирования,
которое осуществляется по методикам
банков специализированными фирмами,
действующими на российском рынке экологических
услуг. До 1998 г. процедура экологического
аудита в России выполнялась в
основном зарубежными экоаудиторскими
фирмами или их представительствами,
такими как “А Dams & Moore Group Company”, “Делойт
энд Туш”, “Прайс Уотерхаус”, “Эрнст
энд Янг” и др.
В связи
с реализацией Договора о партнерстве
и сотрудничестве России с ЕС и
намерением России присоединиться к
ВТО существенно повышается значимость
для российских экспортно-ориентированных
предприятий прохождения экоаудита
в соответствии с международными
нормами.
Экологический
аудит позволит собственникам
предприятий:
- Получить
объективную информацию из независимого
источника о деятельности предприятия
о соответствии требованиям действующего
законодательства.
- Обосновать
экологическую стратегию и политику предприятия.
- Определить
приоритеты при планировании природоохранной
деятельности.
- Эффективно
решать вопросы льготного налогообложения
при внедрении ресурсосберегающих технологий.
- Снизить вероятность
негативных последствий для предприятия:
приостановки (остановки) производства.
- Снизить риск
возникновения чрезвычайных ситуаций,
связанных с загрязнением окружающей
среды.
- Оптимизировать
отношения с органами власти, надзорными
органами и населением.
- Повысить
привлекательность производимой продукции
и услуг как на внутреннем, так и на внешнем
рынке.
- Повысить
инвестиционную привлекательность предприятия.
- Минимизировать
сложности получения кредита на развитие
предприятия.
- Сертифицировать
предприятие по международным экологическим
стандартам и стандартам качества.
- Оптимизировать
условия экологического страхования и
др.
Состав
оказываемых аудиторами
услуг:
- проведение
аудиторских проверок, вне зависимости
от расположения объектов аудита, в
том числе при разработке данных
по ОВОС, заполнении деклараций по экологической
безопасности, составлении финансовых
отчетов, маркетинге;
- проведение
оценки экологической безопасности предприятия
в соответствии с требованиями заказчика,
законодательства, Российских и международных
стандартов;
- оценка экологической
приемлемости форм хозяйственной деятельности
с позиций законодательных и природоохранных
требований;
- прогнозирование
экологических последствий;
- участие в
проектах приватизации, перевод на новые
формы деятельности и т.п.
- оказание
помощи в подготовке технико-экономических
обоснований, консультирование по вопросам
природоохранного, финансового, налогового,
хозяйственного законодательства.
- представительство
от лица клиента с целью осуществления
судебной и арбитражной защиты;
- разработка
рекомендаций по экономическому механизму
природопользования и охраны окружающей
природной среды, повышению эффективности
природоохранных программ (проектов),
финансово-кредитному и инвестиционному
их обеспечению;
- формирование
нормативной базы страхования экологических
рисков и подготовка соответствующих
заключений на всех этапах страхования;
- проведение
оценки ущерба, нанесенного юридическим
и физическим лицам и окружающей среде
в результате экологических правонарушений
и разработка рекомендаций по поиску соответствующих
компенсационных мероприятий;
- осуществление
всех видов аудиторских проверок по деятельности,
связанной с использованием природных
ресурсов и загрязнением окружающей среды
с позиции соответствия аудируемой деятельности
действующими экологическими требованиями
федерального и регионального уровня;
- осуществление
оценки экологической безопасности процессов,
работ, продукции, услуг;
- осуществление
проверки финансовых аспектов природоохранной
деятельности юридических и физических
лиц, реализующих природоохранные программы
на региональном и местном уровнях.
Аудиторское
обслуживание осуществляется применительно
к любым категориям предприятий
и организаций, видов деятельности,
воздействующих на состояние окружающей
среды.
Для
ЭА в Российской Федерации
выделяются ряд общих
целей и задач,
в целом характерных
для любой конкретной
аудиторской программы:
- обоснование
вариантов производственной или
территориальной экологической
стратегии и политики:
- необходимое
дополнительное информационное обеспечения
принятия предплановых, предпроектных,
плановых и проектных решений, связанных
с существенным воздействием на окружающую
среду и использованием природных ресурсов
(например, необходимое информационное
обеспечение разработки различных территориальных
экологических программ);
- необходимое
и достаточное информационное обеспечение
развития, повышения эффективности или
инициирования любых видов экологической
деятельности как на локальном (отдельное
производство, производственный комплекс),
так и на территориальном уровнях (например,
необходимое информационное обеспечение
развития систем экологического образования
и воспитания);
- составление
и обоснование систем локальных и территориальных
приоритетов в области мониторинга, контроля
и управления воздействием на окружающую
среду (факторы воздействия, источники
воздействия, отходы, локальные критические
и рисковые ситуации, приоритетные направления
деятельности и т.д.);
- постановка
и ранжирование экологических проблем
адекватно их реальному содержанию и возможностям
решения (например, описание, оценка и
прогноз фактического воздействия на
окружающую среду в сравнении с воздействием,
официально декларируемым природопользователями);
- анализ работы,
оценка и прогноз (например, соответствующие
рекомендации и предложения) действующих
систем мониторинга источников воздействия
на окружающую среду и отходов;
- анализ работы,
оценка и прогноз действующих систем производственного
и государственного экологического контроля:
- анализ работы,
оценка и прогноз действующих регламентов,
процедур, законодательных и нормативных
документов в области экологического
контроля и управления.
Законодательство
России в области
экологического аудита.
- Федеральный
закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей
среды (в ст. 1 дано определение экологического
аудита)
- Федеральный
закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного
воздуха» (статья 27, п..2 - предусмотрено
использование экоаудита по требованию
государственных инспекторов)
- Указ Президента
РФ № 511 от 15.03.2000 г. «О классификаторе правовых
актов» (код 110.010.100( 080.160.000) (предусматривает
экоаудит как вид деятельности)
- Приказ Госкомэкологии
РФ от 16.07.1998 №436 «О проведении практических
работ по введению экологического аудирования
в Российской Федерации»
- Госстандарт
России приняты стандарты серии ГОСТ Р
ИСО 14000 по формированию системы экологического
аудита