Содержание
- Правовые
основы охраны земель
3
- Земельный
контроль и его виды
10
- Список использованных
источников и литературы
14
1
Правовые основы
охраны земель
Охрана
земель - социально-правовой институт,
характеризующий важнейшую область
взаимоотношений человека, общества
и природы. Эти взаимоотношения
имеют социальный, естественно-природный
и правовой аспекты.
Правовая
охрана земель — это охрана их правовыми
средствами, т.е. путем установления
прав и обязанностей по отношению
к земле государственных органов,
предприятий, учреждений и граждан
путем запретов и дозволений, путем
поощрения заботливых собственников,
землевладельцев, землепользователей,
арендаторов и наказания правонарушителей
(ст. 12 ЗК).
Правовая
охрана земель представляет собой соблюдение
в первую очередь правил рационального
их использования. Установленный в
земельном законодательстве порядок
использования земель предполагает
их сохранение, восстановление и улучшение.
В содержание правовой охраны земель
включаются правовые нормы, регулирующие
вопросы обеспечения сохранения
и повышения плодородия почв, предотвращения
их истощения, загрязнения и разрушения
и т.д., т.е. охраны земель как средства
производства, а также охраны земель,
используемых в качестве пространственно-территориального
базиса.
Необходимость
охраны земель закреплена в Конституции
РФ, в ЗК РФ (ст. 31), в земельном
законодательстве и в правовых актах
субъектов РФ.
Земля
в Российской Федерации охраняется
как основа жизни и деятельности
народов, проживающих на соответствующей
территории (п. 1 ст. 12 ЗК РФ). В этом проявляется
социальный аспект необходимости и
закономерности сбережения и охраны
земельных богатств России.
В
результате использования земель в
качестве средства производства в сельском
и лесном хозяйстве и как пространственного
операционного базиса встает необходимость
их охраны от нерационального, неправильного
использования. В постановлении
Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 694
"О Федеральной целевой программе
"Развитие земельной реформы в
Российской Федерации на 1999-2002 годы"
отмечается, что Россия располагает
огромными земельными ресурсами, но это
национальное богатство страны используется
крайне неэффективно. Анализ состояния
земельных ресурсов показывает, что уровень
экологически допустимого воздействия
на землю в ряде регионов страны превышен,
существует реальная угроза истощения
и загрязнения земель. Серьезную опасность
представляют опустынивание земель (ущерб
составляет 25 млрд руб. в год), эрозия почв
(эродированы 59% сельскохозяйственных
угодий, 44% - пашни), истощение плодородного
слоя (ежегодно теряется около 0,6 тонн
гумуса на 1 га, на черноземных почвах -
до 0,9 тонн), засоление земель (около 20%
сельскохозяйственных угодий), заболачивание
и переувлажнение земель (более 12% земель
сельскохозяйственного назначения), деградация
пастбищ и сенокосов (около 50% их площади),
массовое подтопление земель (около 1300
городов и других поселений - в опасной
зоне), техногенное загрязнение земель.
Одновременно
охрана земель является составной частью
деятельности человека, всего общества
по поддержанию благоприятной окружающей
природной среды, сохранению и воспроизводству
полезных свойств и качеств всех
земель и каждого земельного участка
в отдельности путем применения
рациональных способов хозяйственной
деятельности и производства, не нарушающих
естественных законов самовосстановления
плодородия почв. В этом естественно-природном
аспекте целями охраны земель закон
признает:
- предотвращение
деградации, загрязнения, захламления,
нарушения земель, других негативных (вредных)
воздействий хозяйственной деятельности;
- обеспечение
улучшения и восстановления земель, подвергшихся
негативным (вредным) воздействиям хозяйственной
деятельности (п. 2 ст. 12 ЗК РФ).
Под
деградацией земель сельскохозяйственного
назначения ст.1 Федерального закона от
16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном
регулировании обеспечения плодородия
земель сельскохозяйственного назначения"
понимает ухудшение свойств этих
земель в результате природного и
антропогенного воздействий. Как говорится
в постановлении Правительства
РФ от 26 июня 1999 г. N 694 "О Федеральной
целевой программе "Развитие земельной
реформы в Российской Федерации
на 1999-2002 годы", десятки миллионов
гектаров земли выведены из хозяйственного
использования, идет деградация и снижение
плодородия почв. Для осуществления
земельных преобразований в рамках
реализации Программы предусматривается
разработать программы (схемы) защиты
земель от деградации и других негативных
явлений, консервации деградированных
земель и их восстановления и положение
о порядке перевода малопродуктивных
угодий в другие виды угодий.
Согласно
ст.1 Федерального закона "О государственном
регулировании обеспечения плодородия
земель сельскохозяйственного назначения"
загрязнение почв - это содержание
в почвах химических соединений, радиоактивных
элементов, патогенных организмов в
количествах, оказывающих вредное
воздействие на здоровье человека,
окружающую природную среду, плодородие
земель сельскохозяйственного назначения.
Понятие загрязнения земель закреплено
также в Инструкции по организации
и осуществлению государственного
контроля за использованием и охраной
земель органами Минприроды России, утвержденной
приказом Минприроды России от 25 мая 1994
г. N 160. Это ухудшение в результате
антропогенной деятельности (включая
аварии) качества земель, в том числе
лишенных плодородного слоя почвы (карьеры,
каменистые поверхности и т.д.), характеризующееся
увеличением (появлением) химических веществ
или уровня радиации по сравнению
с их ранее существовавшими значениями
(фоновыми или на начало сравниваемого
периода).
В
Инструкции по организации и осуществлению
государственного контроля за использованием
и охраной земель органами Минприроды
России сказано, что захламление
земель представляет собой размещение
в неустановленных местах предметов
хозяйственной деятельности, твердых
производственных и бытовых отходов
(металлолом, стеклобой, строительный
мусор, древесные остатки и др.).
Проблема
правовой охраны земель не возникает
сама по себе. Причиной осуществления
мер по охране земель является объективная
необходимость устранения негативных
последствий, возникающих в результате
использования земельных ресурсов.
Если земли не используются, как, впрочем,
и любые иные природные ресурсы,
то они не нуждаются в охране,
поскольку такая проблема вообще
не встает.
Использование
земель должно осуществляться способами,
обеспечивающими сохранение экологических
систем и способности земли быть
средством производства в сельском
хозяйстве и лесном хозяйстве, основой
осуществления хозяйственной и
иных видов деятельности.
Наиболее
негативными (вредными) воздействиями
на земельные участки закон признает
радиоактивное и химическое их загрязнение.
Порядок использования таких
земель определяет Правительство РФ
с учетом нормативов предельно допустимых
уровней радиационного и химического
воздействия.
Земли,
которые подверглись радиоактивному
и химическому загрязнению и
на которых не обеспечивается производство
продукции, соответствующей установленным
законодательством требованиям, подлежат
ограничению в использовании, исключению
из категории земель сельскохозяйственного
назначения и могут переводиться
в земли запаса для их консервации.
На таких землях запрещаются производство
и реализация сельскохозяйственной
продукции.
Правовой
аспект охраны земель в Российской
Федерации находит свое проявление
в установлении законами, другими
правовыми актами способов и нормативов
рационального использования земель,
в возложении на правообладателей земельных
участков природоохранительных обязанностей,
в установлении различных форм земельного
контроля за соблюдением земельного
законодательства, правил рационального
землепользования и привлечения
к ответственности нарушителей
земельного правопорядка.
В
целях охраны земель разрабатываются
федеральные, региональные и местные
программы охраны земель, включающие
в себя перечень обязательных мероприятий
по охране земель с учетом особенностей
хозяйственной деятельности, природных
и других условий. Оценка состояния
земель и эффективности предусмотренных
мероприятий по охране земель проводится
с учетом экологической экспертизы,
установленных законодательством
санитарно-гигиенических и иных
норм и требований. Внедрение новых
технологий, осуществление программ
мелиорации земель и повышения плодородия
почв запрещаются в случае их несоответствия
предусмотренным законодательством
экологическим, санитарно-гигиеническим
и иным требованиям.
Для
оценки состояния почвы в целях
охраны здоровья человека и окружающей
среды Правительством РФ устанавливаются
нормативы предельно допустимых
концентраций вредных веществ, вредных
микроорганизмов и других загрязняющих
почву биологических веществ. При
проверке соответствия почвы экологическим
нормативам проводятся почвенные, геоботанические,
агрохимические и иные обследования.
Порядок
использования земель, подвергшихся
радиоактивному и химическому загрязнению,
установления охранных зон, сохранения
находящихся на этих землях жилых
домов, объектов производственного
назначения, объектов специального культурно-бытового
обслуживания населения, проведения на
этих землях мелиоративных и культурно-технических
работ определяет Правительство
РФ с учетом нормативов предельно
допустимых уровней радиоактивного
и химического воздействия. Общие
правила определения нормативов
предельно допустимых уровней радиоактивного
и химического воздействия предписаны
ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей
среды». Государственное нормирование
в области обеспечения радиационной
безопасности населения установлено
ФЗ от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности
населения». Нормативы предельно
допустимого уровня безопасного
содержания радиоактивных веществ
в окружающей природной среде
и продуктах питания, предельно
допустимого радиационного облучения
населения устанавливаются в
величинах, не представляющих опасности
для здоровья и генетического
фонда человека.
Предельно
допустимые нормы применения минеральных
удобрений, средств защиты растений,
стимуляторов роста и других агрохимикатов
в сельском хозяйстве устанавливаются
в дозах, обеспечивающих соблюдение
нормативов предельно допустимых остаточных
количеств химических веществ в
продуктах питания, охрану здоровья,
сохранение генетического фонда
человека, растительного и животного
мира. Эти нормативы утверждаются
специально уполномоченными на то государственными
органами. Российской Федерации в области
охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологической
службы.
В
целях реабилитации земель, подвергшихся
радиоактивному загрязнению разрабатываются
специальные эко- логические программы
на основе ФЗ от 10 июля 2001 г. «О специальных
экологических программах реабилитации
радиационно-загрязненных участков территории».
Для
предотвращения деградации земель, восстановления
плодородия почв и загрязненных территорий
допускается консервация земель
с изъятием их из оборота в порядке,
установленном постановлением Правительства
РФ (п. 6 ст. 13 ЗК РФ). Так, Положение о
порядке консервации деградированных
сельскохозяйственных угодий и земель,
загрязненных токсичными промышленными
отходами и радиоактивными веществами»
утверждено постановлением Правительства
РФ от 5 августа 1992 г. № 555.
Охрана
земель, занятых оленьими пастбищами
в районах Крайнего Севера, отгонными,
сезонными пастбищами, осуществляется
в соответствии с федеральными законами
и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации и законами
и иными нормативными правовыми
актами субъектов. Федерации. При этом
следует учитывать предписания
ФЗ от 19 июня 1996 г. «Об основах государственного
регулирования социально-экономического
развития Севера Российской Федерации»,
ФЗ от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав
коренных малочисленных народов
Российской Федерации», ФЗ от 7 мая 2001 г.
«О территориях традиционного природопользования
коренных малочисленных народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока
Российской Федерации».
Предписания
нормативных правовых актов о
рациональном использовании земель
реализуются правообладателями
земельных участков. Закон (ст. 13 ЗК
РФ) обязывает их проводить мероприятия
по:
- сохранению
почв и их плодородия;
- защите земель
от воздушной и ветровой эрозии, селей,
подтопления, загрязнения радиоактивными
и химическими веществами, захламления
отходами производства и потребления,
загрязнения, в том числе биогенного загрязнения,
и других негативных (вредных) воздействий,
в результате которых происходит деградация
земель;
- защите сельскохозяйственных
угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими
и карантинными вредителями и болезнями
растений, зарастания сорными растениями,
кустарниками и мелколесьем, иных видов
ухудшения состояния земель;
- ликвидации
последствий загрязнения, в том числе
биогенного загрязнения, и захламления
земель;
- сохранению
достигнутого уровня мелиорации;
- рекультивации
нарушенных земель, восстановлению плодородия
почв, своевременному вовлечению земель
в оборот;
- сохранению
плодородия почв и их использованию при
проведении работ, связанных с нарушением
земель.
При
проведении связанных с нарушением
почвенного слоя строительных работ
и работ по добыче полезных ископаемых
плодородный слой почвы снимается
и используется для улучшения
малопродуктивных земель.
В
целях повышения заинтересованности
правообладателей земельных участков
в сохранении и восстановлении плодородия
почв, защите земель от негативных (вредных)
воздействий хозяйственной деятельности
может осуществляться экономическое
стимулирование охраны и использования
земель в порядке, установленном
бюджетным законодательством и
законодательством о налогах
и сборах (п.8 ст. 13 ЗК РФ).