Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:01, контрольная работа
Рассмотрению данной темы с каждым годом уделяется все большее внимание международным и национальным законодательством. Причины этого, с одной стороны, заключаются в экологическом значении Мирового океана и глобальном характере угроз, связанных с изменением его уровня, ухудшением качества морских вод, снижением биоразнообразия, ростом экологических катастроф и бедствий на море и т.п. С другой стороны, возрастает роль живых и минеральных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны в обеспечении жизненных потребностей людей.
Введение…………………………………………………………………3
1.1. Характеристика континентального шельфа. Объекты правовой охраны…………………………………………………………………………..4
1.2. Права Российской Федерации на континентальном шельфе……6
1.3. Экономическое регулирование и правовое обеспечение исполнения законодательства о континентальном шельфе. Полномочия федеральных органов государства по охране недр континентального шельфа, исключительной экономической зоны России и Мирового океана……………………………………………………………………...…...12
Заключение……………………………….……………………………17
Список литературы……………………………………………….….18
С
О Д Е Р Ж
А Н И Е
Введение…………………………………………
1.1.
Характеристика континентального шельфа.
Объекты правовой охраны………………………………………………………………
1.2. Права Российской Федерации на континентальном шельфе……6
1.3.
Экономическое регулирование и
правовое обеспечение исполнения законодательства
о континентальном шельфе. Полномочия
федеральных органов государства по охране
недр континентального шельфа, исключительной
экономической зоны России и Мирового
океана………………………………………………………………
Заключение……………………………….…
Список
литературы……………………………………………….…
Введение
Рассмотрению данной темы с каждым годом уделяется все большее внимание международным и национальным законодательством. Причины этого, с одной стороны, заключаются в экологическом значении Мирового океана и глобальном характере угроз, связанных с изменением его уровня, ухудшением качества морских вод, снижением биоразнообразия, ростом экологических катастроф и бедствий на море и т.п. С другой стороны, возрастает роль живых и минеральных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны в обеспечении жизненных потребностей людей.
В настоящее время 94% рыбной продукции добывается не во внутренних водах, а в водах исключительной экономической зоны.
Поэтому
использование и охрану континентального
шельфа и исключительной экономической
зоны регулируют многочисленные акты.
В их числе федеральные законы
о континентальном шельфе, исключительной
экономической зоне, морских водах,
указы Президента РФ об охране морских
ресурсов, постановления Правительства
РФ о лицензировании, плате за пользование
минеральными и биологическими ресурсами
акваторий и т.п. Существенную роль играют
акты международного морского и экологического
права.
Правовая
охрана недр континентального
шельфа, исключительной
экономической зоны
России и Мирового океана.
1.1.
Характеристика
Континентальный шельф – это прибрежное морское (океаническое) мелководье, имеющее аналогичное соседней суше геологическое строение, являющееся наиболее продуктивной и производительной для хозяйственного использования, населенной живыми организмами частью акватории с определенными внутренними и внешними границами.1
Согласно Женевской конвенции 1958 г. понятие континентального шельфа охватывает поверхность и недра подводных районов прибрежного государства, примыкающих к берегу, но находящихся не пределов территориального моря, до глубины 200 м. или за этими пределами до такого места, до которого глубина покрывающих его вод позволяет вести разработку естественных богатств. Поверхность и недра морского дна, впадин, расположенных в сплошном массиве континентального шельфа независимо от глубины, являются его частью. Определение континентального шельфа применяется также во всем островам Российской Федерации.
Внутренней
границей континентального шельфа является
внешняя граница
Минеральные ресурсы континентального шельфа – минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр.
Живые ресурсы континентального шельфа – это живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находятся в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами (моллюски, Гуки и т.п.).
Исключительная экономическая зона РФ – морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным федеральными законами, международными договорами РФ и нормами международного права.
Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам РФ, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.2
Живые ресурсы исключительной экономической зоны – все виды рыб, морских млекопитающих, моллюсков, ракообразных, а также других водных биологических ресурсов, за исключением живых организмов «сидячих видов» дна и его недр, использование которых регулируется Федеральным законом «О континентальном шельфе РФ».
Неживые
ресурсы исключительной
экономической зоны – минеральные
ресурсы вод, покрывающих морское дно,
включая содержащиеся в морской воде химические
элементы и их соединения, энергия приливов,
течений и ветра, другие возможные виды
неживых ресурсов.3
1.2. Права Российской Федерации на Континентальном шельфе.
Как уже упоминалось, одной из особенностей регулирования использования континентального шельфа является то, что континентальный шельф находится в исключительной собственности Российской Федерации. Российская Федерация осуществляет суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов. Если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные или живые ресурсы, никто не может делать это без согласия Российской Федерации.4
В этом проявляется исключительность права Российской Федерации на континентальный шельф.
Исключительное право разрешать регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей, а также право сооружать, разрешать сооружение и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений выражается в особом порядке выдачи разрешений субъектам, намеревающимся проводить такие работы, а также в принятии специальных нормативных актов, регулирующих сами работы.
Кроме того, Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении морских научных исследований, защиты и сохранения морской» среды в связи с проведением работ на континентальном шельфе; прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации. Однако юрисдикция Российской Федерации ограничивается только континентальным шельфом и не распространяется ни на покрывающие его воды, ни на воздушное пространство над водами, что закреплено в ФЗ «О континентальном шельфе» от 25 ноября 1995 г.
Реализация прав Российской Федерации возложена на федеральные органы государственной власти. В их полномочия входят действия, связанные с разработкой и совершенствованием законодательства о континентальном шельфе, а также с координацией органов государственной власти; определение стратегии деятельности на континентальном шельфе в соответствии с правами Российской Федерации, в том числе и в международных отношениях, установление порядка лицензирования и порядка использования ресурсов континентального шельфа и проведения научных исследований, контроль за использованием минеральных и живых ресурсов континентального шельфа; организация и проведение контроля за соблюдением природоохранных мер на континентальном шельфе.
Лица, заинтересованные в разработке ресурсов континентального шельфа (российские и иностранные юридические и физические лица), обязаны получить разрешение (лицензию) органов государственного управления Российской Федерации (Правительства Российской Федерации и уполномоченных им государственных органов), которые уполномочены осуществлять управление данным объектом.5
Использование ресурсов континентального шельфа должно вестись в полном соответствии с требованиями природоресурсного и природоохранного законодательства, законодательства об использовании водных объектов.
Изучение
разведка и разработка минеральных
ресурсов разрешаются физическим и
юридическим лицам Российской Федерации,
и иностранным физическим и юридическим
лицам. Участки шельфа предоставляются
для регионального
В
интересах обеспечения
Упомянутый
вид использования
Не могут быть выданы лицензии на использование участков континентального шельфа для изучения, разведки и разработки минеральных ресурсов, если они являются заповедниками, заказниками, заповедными зонами или другими особо охраняемыми территориями континентального шельфа.7
Право пользования участками, предоставленное на основании лицензии, не может быть передано в порядке переуступки прав предусмотренном гражданским законодательством
К изучению и использованию живых ресурсов континентального шельфа относятся вылов живых ресурсов в научно-исследовательских, контрольных, учебных и культурно-просветительских целях, а также для воспроизводства, акклиматизации; разведка и промысел живых ресурсов, их товарное выращивание любительский и спортивный вылов живых ресурсов.
Право на использование живых ресурсов континентального шельфа предоставляется физическим и юридическим лицам Российской Федерации и физическим и юридическим лицам иностранных государств, иностранным государствам и компетентным международным организациям.
Использование живых ресурсов континентального шельфа происходит на основании лицензии, выдаваемой конкретно на каждый из перечисленных видов использования федеральным государственным органом по рыболовству.
Распространенный вид использования шельфа - создание искусственных сооружений. Искусственными сооружениями по законодательству являются искусственные острова, установки и собственно сооружения.8 Они не обладают статусом островов и не имеют территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.
Создавать все перечисленные виды сооружений могут, федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации физические и юридические лица Российской Федерации, иностранные государства, их физические и юридические лица; компетентные международные организации.
Лица, желающие создать сооружения на континентальном шельфе, должны подать запрос, который должен содержать определенный законодательством перечень обязательных сведений. Среди них - цели создания сооружений, методы проведения работ, сроки началам окончания создания и использования сооружений; описание экологических последствий, меры по предупреждению или снижению возможного ущерба морской среде, минеральным и живым ресурсам и др.