Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 09:41, контрольная работа
Юридическое экологическое образование - самостоятельное направление деятельности государства в области правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды, одна из функций государственного управления в данной сфере. В рамках этого направления решается задача не только подготовки юристов-экологов, но и более общая и существенная - экологического воспитания и формирования экологической культуры, воспитания и формирования гражданских качеств будущих юристов.
Введение
Юридическое экологическое
образование - самостоятельное направление
деятельности государства в области
правового регулирования
Охрана природы - дело каждого.
Естественно, что далеко
не все студенты, которые будут
пользоваться этим учебником, станут юристами-экологами.
Однако, работая по юридическим специальностям
в любой сфере - законодательной,
исполнительной, судебной, в предпринимательских
структурах или общественных формированиях,
- они будут сталкиваться с необходимостью
решать экологические проблемы. Хотя
юристы не дают особой клятвы типа клятвы
Гиппократа, они не могут не нести
моральной ответственности
Охрана природы с давних
пор рассматривается
Учебник написан, исходя из
мировых тенденций развития экологического
права. Он основан также на анализе
действующего российского законодательства
в сфере взаимодействия общества
и природы. В учебнике отражены новейшие
прогрессивные тенденции
Автор выражает сердечную
признательность доктору
Нормативные правовые акты
и названия государственных органов
приводятся в учебнике по состоянию
на 1 декабря 2008 г.
1. Предмет экологического права
Своеобразие любой отрасли
права характеризуется особым предметом
и методом правового
Предметом правового регулирования являются определенные общественные отношения. Так, предметом экологического права выступают общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Указанные общественные отношения можно объединить в три блока:
- Общественные отношения,
урегулированные нормами
По своей структуре ФЗ "Об охране окружающей среды" состоит из преамбулы и 16 глав:
- глава 1 - Общие положения (ст.ст. 1 - 4);
- глава 2 - Основы управления в области охраны окружающей среды (ст.ст. 5 - 10);
- глава 3 - Права и обязанности
граждан, общественных и иных
некоммерческих объединений в
области охраны окружающей
- глава 4 - Экономическое
регулирование в области
- глава 5 - Нормирование в области охраны окружающей среды (ст.ст. 19 - 31);
- глава 6 - Оценка воздействия
на окружающую среду и
- глава 7- Требования в
области охраны окружающей
- глава 8 - Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций (ст. 57);
- глава 9 - Природные объекты,
находящиеся под особой
- глава 10 - Государственный
мониторинг окружающей среды
(государственный
- глава 11 - Контроль в
области охраны окружающей
- глава 12 - Научные исследования в области охраны окружающей среды (ст. 70);
- глава 13 - Основы формирования экологической культуры (ст.ст. 71 - 74);
- глава 14 - Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды (ст.ст. 75 - 80);
- глава 15 - Международное
сотрудничество в области
- глава 16 - Заключительные положения (ст.ст. 83 - 84).
ФЗ "Об охране окружающей среды" впервые закрепил основной понятийный аппарат (более 30-ти понятий), что имеет немаловажное значение в правоприменительной практике. В законе значительно увеличился перечень основных принципов охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Несколько иначе закон подошел к вопросам нормирования, администрирования в области охраны окружающей среды, государственной экологической экспертизы.
Следует отметить, что Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" - это третий по счету закон, принятый и действующий в России. Для того, чтобы понять его особенности и преимущества, необходимо обратиться к раннее действовавшим законам.
Первый в стране закон об охране природы был принят в 1960 году - Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. "Об охране природы в РСФСР"*(4), включающий всего 22 статьи. Вместе с тем, как отмечает О.Л. Дубовик, в нем были сформулированы важные положения о подлежащих охране объектах, о планировании, учете количества и качества природных ресурсов, ответственности руководителей ведомств и предприятий в указанной сфере*(5). По истечении времени стало ясно, что положения этого закона во многом имели декларативный характер, поэтому практическая их реализация была затруднена.
Закон РСФСР от 27 октября
1960 г. "Об охране природы в РСФСР"
не стал отправным пунктом для
реализации провозглашенных в нем
положений в области охраны окружающей
среды. Во-первых, потому, что в большей
части он содержал в себе природоресурсные
нормы. Во-вторых, отсутствовал механизм
реализации этого закона. Отдельные
природоохранные нормы
Принятый 19 декабря 1991 г. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" включил практически все положения, однако не стал единым кодифицированным актом в области охраны окружающей среды. В целом он сыграл прогрессивную роль в развитии российского законодательства об охране окружающей среды. Вместе с тем его критика началась едва ли не сразу после принятия*(6).
Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" по объему и кругу урегулированных вопросов значительно превосходил Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. "Об охране природы в РСФСР"*(7). В нем было выделено 15 разделов, включающих 94 статьи. Законом устанавливались задачи и принципы охраны окружающей среды, экологические права граждан и их гарантии, дан перечень объектов охраны, определялась компетенция органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов и т.д.*(8) Огромное влияние на Закон РСФСР 1991 г. оказало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 г. N 32 "О коренной перестройке дела охраны природы в стране"*(9). В свою очередь, принятие Закона РСФСР от 19.12.1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" способствовало разработке и принятию ряда специальных законов, раннее не существовавших в России: Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"*(10), Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"*(11), Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"*(12).
Таким образом, природоохранное
право регулирует общественные отношения
в области охраны окружающей среды
в целом, устанавливая определенные
требования, запреты и ограничения
при осуществлении
- Общественные отношения,
урегулированные нормами
- Общественные отношения,
урегулированные нормами
2. Методы экологического права
Метод правового регулирования - это способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Соответственно, методы экологического права - это определенные приемы, способы и средства воздействия на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Указанные методы закрепляются в нормативных правовых актах и подкрепляются соответствующими мерами юридического воздействия на участников таких отношений.
В свою очередь, именно методы правового регулирования лежат в основе деления права на частное и публичное, которое уходит своими корнями к римскому праву.
Как известно, частному праву характерен диспозитивный метод - это способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Диспозитивный метод предоставляет им самим решать вопрос о формировании своих взаимоотношений, урегулированных нормами права. Этот метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений:
- дозволение совершить определенные действия, имеющие правовой характер;
- предоставление участникам
общественных отношений,
- предоставление лицам,
участвующим в определенных
Публичному праву характерен императивный метод - это способ властного воздействия на участников общественных отношений, урегулированных нормами права. В таких общественных отношениях одной из сторон всегда выступает государственный орган или его должностное лицо, что предопределяет его властный характер.
На наш взгляд, особенность экологического права заключается в том, что оно стоит на стыке частного и публичного права. Следует отметить, что по этому поводу ученые-правоведы ведут дискуссии. Одни относят экологическое право к частному праву, другие - к публичному праву.
Диспозитивный метод правового регулирования в экологических правоотношениях используется при применении гражданско-правовых норм: при возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением; при заключении гражданско-правовых договоров по владению, использованию и (или) распоряжению земель и других природных ресурсов в рамках, предусмотренных действующим законодательством. Но даже при решении этих и других вопросов неизбежно одновременное применение императивных методов правового регулирования, поскольку, например, направлять требования о возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением, вправе лишь специально уполномоченный орган исполнительной власти. В свою очередь, с того момента, когда государственный орган или его представитель вступает в отношения, такие правоотношения автоматически начинают строятся по принципу "власть-подчинение". Также, зачастую заключению того или иного гражданско-правового договора предшествует определенная процедура предоставления земель или других природных ресурсов. С этих позиций считаем, что экологическому праву на равных условиях характерны как методы гражданско-правового регулирования, так и методы административно-правового регулирования.
Информация о работе Контрольная работа по "Экологическое право"