Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:17, контрольная работа

Описание

Задача №1
Гражданином Ивановым был приобретен в собственность земельный участок для личного подсобного хозяйства. На земельном участке им были обнаружены запасы глины и песка, которые он использовал для строительства собственного дома и для продажи. По данному факту инспектор органа по надзору в сфере природопользования составил протокол о правонарушении, а также органами прокуратуры был предъявлен иск в суд о взыскании средств в бюджет субъекта РФ вследствие неосновательного обогащения. Решите дело.

Работа состоит из  1 файл

эк пр. интернет.doc

— 52.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

 

Уральская государственная юридическая  академия

 

Кафедра земельного и экологического права

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

 

Екатеринбург 2012

 

Задача №1

 

Гражданином Ивановым был приобретен в собственность земельный участок для личного подсобного хозяйства. На земельном участке им были обнаружены запасы глины и песка, которые он использовал для строительства собственного дома и для продажи. По данному факту инспектор органа по надзору в сфере природопользования составил протокол о правонарушении, а также органами прокуратуры был предъявлен иск в суд о взыскании средств в бюджет субъекта РФ вследствие неосновательного обогащения. Решите дело.

 

Решение:

 

Согласно условиям задачи гр. Иванов приобрел в собственность земельный участок. Согласно п.1 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ), собственностью граждан является земельный участок преобретенный гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

 

Так как данный участок приобретен для личных целей, то согласно гл. XIV ЗК РФ он относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.

 

В соответствии с п.1 ст.78 ЗК РФ: земли  сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения  сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

 

гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество…

 

Ст.42 ЗК РФ устанавливает обязанность  собственников земельных участков использовать последнее в соответствии с их целевым назначением и  принадлежностью к той или  иной категории земель и разрешенными способами использования, которые не должны наносить вред окружающей среде.

 

Согласно подпункту.1 пункта1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право: использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Перечни общераспространенных полезных ископаемых согласно ст.4 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О Недрах» формируется органами государственной власти субъектов РФ.

 

Что касается использования глины и песка, по условиям задачи гр. Иванов использовал  их для достижения двух целей:

 

Строительство дома- что относится к удовлетворению собственных нужд.

 

Продажа что  не может рассматриваться как удовлетворение собственных нужд.

 

В первом случае, необходимо соблюсти рамки добычи, такого рода полезных ископаемых, в  противном случае использование  будет признано нецелевым.

 

Во втором же случае, собственник нарушил подпункт 1 пункта 1 ст.40; п.1 ст.78 ЗК РФ, согласно п.1 Ст.74: Лица виновные в совершении земельных правонарушении, несут административную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

 

Данное  нарушение предусмотрено ст. 8.8 КоАП РФ «Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению»

 

Что касается неосновательного обогащения, то оно  регулируется нормами ГК РФ, применяемого к земельным отношениям субсидиарно. (Субсидиарность (от лат. Subsidiarius - вспомогательный) организационный и правовой принцип, согласно которому задачи должны решаться на самом низком, малом или удалённом от центра уровне, на котором их решение возможно и эффективно.)

 

Глава 60 ГК РФ не предусматривает возможности взыскания денежных средств в бюджет субъекта РФ в следствии неосновательного обогащения.

 

Таким образом, исходя из выше сказанного - иск прокурора о взыскании  средств, в бюджет субъекта РФ, не подлежит удовлетворению.

 

Задача №2

 

Гражданин А. на территории дендрологического  парка города Е. был задержан его  охраной при попытке выкопать в питомнике парка несколько  деревьев редких пород.

 

По данному факту Администрация  парка обратилась в органы прокуратуры  с заявлением о возбуждении уголовного дела и с иском в суд о компенсации ущерба, причиненного данным правонарушением.

 

Решите дело.

 

Решение:

 

Согласно под п. «е» п.1 ст 2 ФЗ от 14.03.1995 №33-ФЗ « Об особо охраняемых природных территориях» дендрологические парки являются одной из категорий особо охраняемых природных территорий.

 

 В соответствии  со ст.28 данного ФЗ дендрологические  парки являются природоохранными  учреждениями, в задачи которых  входит создание специальных  коллекций растений, в целях сохранения  разнообразия и обогащения растительного мира, а так же осуществление научной и просветительной деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначены только для выполнения их прямых задач.

 

 Статья 29 данного ФЗ запрещает на территории  дендрологических парков всякую деятельность, не связанную с выполнением их задач и влекущих за собой нарушение сохранности флористических объектов.

 

 Согласно  условиям задачи гражданин А.  был задержан при попытке выкопать  в парке несколько деревьев  редких пород. То есть его действия являлись нарушением режима особо охраняемых природных территорий, за что законодательством предусматривается ответственность. Пункт 2 статьи 36 названного выше закона устанавливает уголовную ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий. А именно ст. 262 Уголовного Кодекса РФ (далее УК РФ) предусматривает наказание за нарушение режима особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба. Однако гражданином А. умышленные действия, направленные на совершение преступления, не были доведены до конца по независящим от него обстоятельствам, поскольку он был задержан охраной парка. В связи с этим прокуратура может возбудить уголовное дело по п.3 ст.30 УК РФ, ст 262 УК РФ - покушение на нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

 

 Кроме  того, в соответствии с п. 3 ст. 36 ФЗ «Об особо охраняемых природных  территориях» вред, причинённый  природным объектам и комплексам  в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденным в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при отсутствие - по фактическим затратам на их восстановление. В связи с этим, если Администрация данного дендрологического парка удастся доказать наличие вреда, причиненного действиями гражданина А. то суд должен удовлетворить данный иск и взыскать с гражданина А. ущерб в размере фактических затрат на восстановление природных объектов.

 

Задача  № 3

 

  По   вине   начальника   смены   химического   предприятия   произошел   сброс   ядовитых   сточных   вод в ближайший водный объект. Был причинен существенный ущерб водным биологическим ресурсам и создана угроза причинения вреда здоровью граждан, для питьевых и бытовых потребностей которых осуществлялся забор воды из данного водного объекта.

 

Решить  вопрос об ответственности по данной ситуации.

 

Решение:

 

Согласно п.1 ст.56 Водного  кодекса РФ (далее ВК РФ)  сброс  в водные объекты отходов производства и потребления запрещаются. Лица, виновные в нарушении водного  законодательства, согласно ст.68 ВК РФ несут административную, уголовную  ответственность в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

 

 Поскольку за нарушение  водного законодательства устанавливается ответственность и в УК РФ (ст. 250), и в КоАП (ст. 8.13; 8.14), то необходимо провести разграничение. Во внимание необходимо брать степень общественной опасности деяния, а так же наступившие последствия. Поскольку по условиям задачи был причинен существенный ущерб водным биологическим ресурсам, то при анализе ст. УК и КоАП мы заключаем о необходимости привлечения к уголовной ответственности. Согласно п.1 ст. 250 УК РФ ответственность наступает за загрязнение, засорение, истощение  вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лестному или сельскому хозяйству.

 

 Кроме нарушения  водного законодательства, химическим предприятием были нарушены экологические требования при обращении с отходами производства, за что так же предусматривается как административная(ст. 8.2) так и уголовная (ст. 247) ответственность. Но ввиду наступивших последствий в виде угрозы приченения вреда здоровью граждан, мы заключаем о наступлении уголовной ответственности. Согласно п.1 ст. 247 УК РФ ответственность наступает за обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

 

 Субъектом уголовной  ответственности, в отличие от  административной может быть  исключительно физическое лицо. Поэтому в данном случае к  ответственность по п.1 ст 247 УК РФ и п.1 ст. 250 УК РФ будут привлекаться начальник  смены   химического   предприятия . Кроме того, согласно п.2 ст.68 ВК РФ виновное лицо обязано устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

 

земельный законодательство дендрологический лес

 

Задача № 4

 

По решению главы  Администрации муниципального района леса на землях лесного фонда были подразделены на защитные, эксплуатационные и резервные. В соответствии с  указанным Постановлением гражданам  запрещалось свободное пребывание на территории защитных лесов.

 

Кроме того, для использования  резервных лесных участков для заготовки  древесины требовалось специальное  согласование с органом местного самоуправления данного района.

 

Дать правовую оценку решения органа местного самоуправления.

 

Решение:

 

В соответствии с п.2 ст.6 Лесного кодекса РФ (далее ЛК РФ) использование, охрана, защита, воспроизводство  лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Согласно п.1 ст.10 леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

 

 Постановлением главы  администрации муниципального района  был установлен запрет свободного  пребывания на территории защитных лесов. Кроме того, по условию задачи известно, что защитные леса находятся на землях лесного фонда. Порядок пребывания граждан в лесах регулируется ст.11 ЛК РФ. Согласно данной статье граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах. Пребывание граждан может быть запрещено или ограниченно в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которых запрещен или ограничен в соответствии с Федеральными законами. Кроме того, пребывание граждан в лесах может быть ограниченно в целях обеспечения: пожарной безопасности; санитарной безопасности леса; безопасности граждан при выполнении работ.

 

 Запрещение или  ограничение пребывания граждан  в лесах, по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается. Из всего выше представленного следует вывод, что- постановление главы администрации муниципального района, которое запрещает свободное пребывание на территории защитных лесов и устанавливает возможность использования резервных лестных участков для заготовки древесины при наличии согласования с органом местного самоуправления данного района, противоречит федеральному законодательству.

 

 

Список литературы

 

1. Боголюбов С.А. Комментарий  к земельному кодексу РФ, 2009. Консультант Плюс;

 

2. Водный кодекс РФ, принят ГД  ФС РФ 12.04.2006, ред. от 23.07.2008, с изм.  от 24.07.2009;

 

3. Жирков Ю.Г. О праве владельцев  земельных участков пользоваться  общераспространенными полезными  ископаемыми. «Право и экономика», №9, 1999. Консультант Плюс;

 

4. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1, в ред. от 30.12.2008;

 

5. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 28.09.2001, ред. от 14.03.2009;

 

6. Кодекс РФ об административных  правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 20.12.2001, ред. от 19.07.2009;

 

7. Лесной  кодекс РФ, принят ГД ФС РФ 08.11.2006, ред. от 14.03.2009;

 

8. Постановление  Пленума Верховного суда РФ  «О практике применения судами  законодательства об ответственности  за экологические преступления» от 05.11.1998 №4;

 

9. Постановление  Пленума Высшего Арбитражного  суда РФ от 02.06.2004 года №10 "О  некоторых вопросах, возникших в  судебной практике при рассмотрении  дел об административных правонарушениях". Консультант Плюс;

 

10. Постановление Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 22.11.2007 года № Ф09-9619/07-С1, дело N А07-3654/07. Консультант Плюс;

 

11. Пуряева  А.Ю. Комментарий к Лесному  кодексу РФ. 2007. Консультант Плюс;

 

12. Распоряжение  государственной геологической службы Министерства природных ресурсов РФ от 07.02.2003 №47-р об утверждении «временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с оформлением, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным»;

 

13. Уголовный  кодекс РФ, принят ГД 24.05.1996, одобрен  СФ 05.06.1996;

 

14. Федеральный  закон «Об особо охраняемых  природных территориях» №33-ФЗ  от 14.03.1995. Принят ГД ФС РФ 15.02.1995, в ред. от 30.12.2008;

 

15. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002. Принят ГД ФС РФ 20.12.2001, в ред. от 14.03.2009;

 

16. Федеральный  закон «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ, принят ГД ФС РФ 13.07.2001, ред. от 19.07.2009;

 

17. Федеральный  закон «О личном подсобном  хозяйстве», принят ГД ФС РФ 21.06.2003, ред. от 30.12.2008;

 

18. Федеральный  закон «О рыболовстве и сохранении  водных биологических ресурсов»,  принят ГД ФС РФ 26.11.2008, в ред.  от 03.12.2008.


Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"