Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:25, контрольная работа

Описание

Вопрос 1: Правовые основы деятельности в области гидрометеорологии, деятельности в области мониторинга окружающей среды (государственный экологический мониторинг), кем установлены и чем урегулированы? Под мониторингом понимается … Где формируется Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и чем определен порядок его ведения? В соответствии с каким постановлением Правительства РФ утверждено положение о лицензировании в области гидрометеорологии, и смежных с ней областях, что является обязательным лицензионным требованием и условиями при осуществлении названной деятельности?
Вопрос 2: Определите значение и место государственной собственности на природные ресурсы.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная ЭП.docx

— 36.16 Кб (Скачать документ)

Вариант № 2

 

Вопрос 1: Правовые основы деятельности в области гидрометеорологии, деятельности в области мониторинга окружающей среды (государственный экологический мониторинг),  кем установлены и чем урегулированы? Под мониторингом понимается … Где формируется Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и чем определен порядок его ведения? В соответствии с каким постановлением Правительства РФ утверждено положение о лицензировании в области гидрометеорологии, и смежных с ней областях, что является обязательным лицензионным требованием и условиями при осуществлении названной деятельности?

Ответ: Правовые основы деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (деятельности гидрометеорологической службы), деятельности в области мониторинга окружающей среды установлены Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ и урегулированы Федеральным законом «О гидрометеорологической службе» от 19.07.1998 N 113-ФЗ, а также Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Постановлением Правительства РФ «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)» от 31 марта 2003 года № 177, а также кодексами, регулирующими отдельные сферы экологического мониторинга: Лесной Кодекс, Водный Кодекс, Земельный Кодекс и др.

Согласно ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» под государственным мониторингом окружающей среды понимаются комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды;

В ст.1 ФЗ «О Гидрометеорологической службе», под мониторингом состояния и загрязнения окружающей среды понимаются долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения.

Эти определения хоть и  сформулированы немного по-разному, но содержат один и тот же смысл.

Согласно ст.15 ФЗ «О гидрометеорогической службе», Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.

Состав и структуру  документированной информации о  состоянии окружающей среды, ее загрязнении, порядок ее комплектования, учета, хранения и использования, а также порядок  создания и ведения единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации  федеральный орган исполнительной власти.1

 Постановление Правительства РФ «О создании и ведении единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, её загрязнении» от 21 декабря 1999 г. N 1410 утверждает Положение «О создании и ведении единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, её загрязнении», устанавливающее порядок создания и ведения Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.

Единый государственный  фонд данных представляет собой упорядоченную, постоянно пополняемую совокупность документированной информации о  состоянии окружающей природной  среды, ее загрязнении, получаемой в  результате деятельности Федеральной  службы России по гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, физических и юридических лиц независимо от их организационно - правовой формы в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики), мониторинга состояния окружающей природной среды, ее загрязнения.

Централизованный учет документов Единого государственного фонда  данных, методическое руководство по комплектованию, учету, систематизации документов и их структуре, обеспечению  их сохранности и совместимости  форматов представления данных на электронных  носителях осуществляются Всероссийским  научно - исследовательским институтом гидрометеорологической информации - Мировым центром данных в порядке, установленном Федеральной службой  России по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах и нормативными правовыми актами Федеральной архивной службы России.2

Положение о лицензировании в области гидрометеорологии утверждено в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1216 «О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления». Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, являются:

а) наличие у лицензиата зданий и (или) помещений по месту  осуществления лицензируемого вида деятельности, а также технических  средств и оборудования, принадлежащих  ему на праве собственности или  ином законном основании, соответствующих  установленным требованиям и  необходимых для выполнения работ (оказания услуг), составляющих деятельность в области гидрометеорологии  и смежных с ней областях;

б) наличие у лицензиата:

юридического лица - работников, заключивших с ним трудовые договоры для осуществления деятельности в области гидрометеорологии  и смежных с ней областях по должности в соответствии со штатным  расписанием, имеющих профессиональное образование в соответствии с  требованиями, установленными квалификационными  характеристиками по должностям работников гидрометеорологической службы, и стаж работы в области гидрометеорологии  и смежных с ней областях не менее 3 лет;

индивидуального предпринимателя - профессионального образования  в соответствии с требованиями, установленными квалификационными характеристиками по должностям работников гидрометеорологической службы, и стаж работы в области  гидрометеорологии и смежных  с ней областях не менее 3 лет;

в) передача лицензиатом  информации в области гидрометеорологии  и смежных с ней областях в  единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной  среды, ее загрязнении в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" (для работ и услуг, указанных в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 2 настоящего Положения);

г) соблюдение лицензиатом  условий деятельности, установленных  для стационарных и подвижных  пунктов наблюдения (для работ  и услуг, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Положения).3

 Вопрос 2: Определите значение и место государственной собственности на природные ресурсы.

 

Ответ: С учетом места человека в природе, особой роли природных ресурсов в общественном развитии, ответственности человека за сохранение благоприятного состояния окружающей среды в интересах будущих поколений предпочтительным является развитие правовой доктрины и права окружающей среды в рамках концепции природных ресурсов как общественного достояния. Главная идея этой концепции была выражена в преамбуле Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды": "Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека". Особо следует подчеркнуть, что эта концепция в практическом плане противопоставляется концепции частной собственности на природные ресурсы, в рамках которой богатый человек или группа богатых людей может купить (скупить) природные богатства и распоряжаться ими в своих интересах.

Наиболее успешно управлять  природными ресурсами, являющимися  общественным достоянием, может государство  в рамках его экологической функции. С.И. Ожегов определяет достояние как  то, что безраздельно принадлежит  кому-нибудь. Природа, ее ресурсы, призванные удовлетворять потребности человека, принадлежат людям, всему обществу, причем одновременно настоящему и будущим  поколениям. Соответственно в общественных отношениях, регулируемых правом, природные  ресурсы должны восприниматься как  общественное достояние.

Для реализации данной концепции  должен быть решен ряд принципиальных вопросов. Кто может наиболее эффективно от имени общества и в его интересах  распоряжаться природным ресурсами, являющимися общественным достоянием? Все ли природные ресурсы или  их части должны стать общественным достоянием? Если не все, то какие могут иметь иной правовой титул?

Оно имеет сбалансированную систему органов - законодательных, исполнительных и судебных, призванных последовательно решать задачи определения  в интересах общества правового  режима природных ресурсов, распоряжения ими с учетом всеобщего права  на благоприятную окружающую среду, контроля за их использованием, обеспечения  экологического правопорядка, в том  числе посредством применения принудительной силы.

Правовой режим природных  ресурсов как общественного достояния  может быть урегулирован в законодательстве путем объявления его исключительной собственностью государства. Важно, во-первых, чтобы этот правовой режим отличался  от правового режима иного имущества, в том числе государственного, находящегося в гражданском обороте. И, во-вторых, должна быть четко выражена правовая сущность общественного достояния: государство распоряжается им только в интересах общества и под  его контролем.

Следующий принципиальный вопрос касается того, на какие природные  ресурсы должен распространяться правовой режим общественного достояния. Ведь какие-то природные ресурсы  или их часть могут находиться в частной, т.е. не в государственной (публичной) собственности. При этом нельзя не учитывать того, что частная  собственность является важнейшей  предпосылкой и неотъемлемым условием развития рыночной экономики в России.

В системе природных ресурсов земля обладает свойствами, отличающими  ее от других природных ресурсов. Она  одновременно выступает в качестве средства производства и операционного  базиса. В последнем качестве земля  объективно необходима для развития рыночной инфраструктуры - под промышленные, социальные и иные объекты. Это обстоятельство предопределяет возможность и необходимость  обладания землей на праве частной собственности. На таком основании она может предоставляться и для ведения сельского хозяйства, в частности для развития фермерства. Относительно земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, должен осуществляться строгий государственный и общественный контроль за их целевым использованием.

Что касается иных природных  ресурсов - недр, вод, лесов, животного  мира, то они в основном образуют общественное достояние. На них нецелесообразно  устанавливать частную собственность. Исключение могут составлять, к примеру, закрытые водоемы, расположенные на землях, находящихся в частной  собственности, другие природные ресурсы, строго определенные в законе.

 Отношения собственности  на природные ресурсы регулируются  Конституцией России, Гражданским  кодексом и природоресурсным законодательством. Обратимся к законодательству.

В настоящее время формы  права собственности на природные  ресурсы определяются Конституцией РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 земля  и другие природные ресурсы могут  находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.4

Согласно п. 2 ст. 9 Конституции  РФ в частной, государственной, муниципальной  и иных формах собственности могут  находиться земля и другие природные  ресурсы.

В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории.

Субъекты права собственности  на природные ресурсы также определяются законодательством. Ими являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные  образования. Представляется, что этот перечень субъектов исчерпывающий.

Государственная собственность  на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством  форм собственности. Подобный подход представляется оправданнымсреды в рамках концепции  природных ресурсов как общественного  достояния.

В настоящее время право  государственной собственности  установлено на землю, недра, объекты  животного мира, другие объекты. Водный кодекс РФ и Лесной кодекс РФ устанавливают  право собственности соответственно на водные объекты и лесные участки. Вопрос же о субъектах государственной  собственности на природные ресурсы  в законодательстве решен по-разному. Так, Лесной кодекс РФ устанавливает, что  лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в  федеральной собственности (ст. 8).

Согласно Закону Российской Федерации "О недрах" недра  в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной  собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами  находятся в совместном ведении  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации (ст. 1.2).

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"