Лицензирование природопользования, деятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 22:43, реферат

Описание

Лицензирование природопользования включает лицензирование изъятия природных ресурсов, порядок которого определяется феде-ральными законами и принимаемыми в соответствие с ними поста-новлениями Правительства Российской Федерации и другими нор-мативными актами. В решении этой задачи основным правовым инструментом становится лицензионный (разрешительный) порядок приобретения прав природопользования, закрепленный законодательно. Особенность использования лицензионного механизма в рассматриваемой области на современном этапе - его тесное сочета-ние с договорными формами.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 23.13 Кб (Скачать документ)

РЕФЕРАТ

на тему: Лицензирование природопользования, деятельности в  области охраны окружающей среды  и обеспечения экологической  безопасности

по предмету «Управление природопользованием»

Лицензирование природопользования включает лицензирование изъятия природных  ресурсов, порядок которого определяется феде-ральными законами и принимаемыми в соответствие с ними поста-новлениями Правительства Российской Федерации  и другими нор-мативными актами. В решении этой задачи основным правовым инструментом становится лицензионный (разрешительный) порядок приобретения прав природопользования, закрепленный законодательно. Особенность использования  лицензионного механизма в рассматриваемой  области на современном этапе - его  тесное сочета-ние с договорными  формами.

Несмотря на последовательное внедрение договорных начал в  отношения по использованию природно-ресурсного потенциала России, административно-правовой метод регулирования сохраняет  здесь господствующее положение. Природно-ресурсная  лицензия как акт государственного органа отраслевого управления (Роскомвода, Роскомнедр, Минприроды, Роскомрыболовства, Рослесхоза, и их территориальных  подразделений) разрешает субъекту хозяйственной деятельности пользоваться природным объектом в определенных границах в соответствии с указанной  целью в течение установлен-ного срока при соблюдении им заранее  оговоренных условий. Сего-дня известно около 40 видов разрешительных документов в сфере использования природных  богатств страны. Ввиду специфичности  видов природопользования, в котором  они применяются, указанные разрешения крайне разнообразны не только по своему содержанию и форме, но зачастую и  по наименованию. Так, разрешительные доку-менты в лесопользовании, удостоверяющие права их владельцев на краткосрочное  пользование участком лесного фонда  или лесными ресурсами, традиционно  именуются лесорубочными билетами (орде-рами) и лесными билетами.

Анализ законодательства позволяет классифицировать природно-ресурсные  лицензии по различным основаниям. В зависимости от срока действия их можно разделить на разовые, краткосрочные  и дол-госрочные.

Лицензирование изъятия  природных ресурсов включает выдачу лицензий на пользование водными  объектами, недрами, на ком-плексное природопользование. По объему предоставляемых право-мочий  различают отдельные и совмещенные лицензии. Выдача по-следних производится при пользовании недрами, когда по одному документу лицензиату разрешается осуществлять в границах горного отвода несколько видов деятельности (например, поиск, разведку и добычу полезных ископаемых).

От совмещенных  лицензий следует отличать лицензии на ком-плексное природопользование, предусмотренные ст. 18 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Они выдаются органами Минприроды и позволяют одновременно использовать разные виды природных ресурсов. Получение единой лицензии удобно для поль-зователей, например для горнодобывающих предприятий, так как при промышленном освоении участков недр им необходимы водные и другие ресурсы.

Наконец, нельзя не выделить и такой новый вид природно-ресурсной  лицензии, как распорядительная, нашедшей свое закреп-ление в законодательстве о водных и животных ресурсах. В соответ-ствии с принципом неотчуждаемости природных объектов, основан-ных на исключительном праве государственной собственности, права пользования ими не могут свободно уступаться владельцем лицензий другим лицам. Согласно ч. 3 ст. 22 нового Водного кодекса, такой пе-реход в сфере водопользования допускается на основании указанного специального разрешения, выдаваемого органом управления водным фондом. В данном случае речь идет о распоряжении правами пользо-вания, а не самим природным объектом.

Схожую функцию  выполняет распорядительная лицензия в об-ласти использования животного  мира, разрешая указанным в ней  лицам передавать права пользования  редкими дикими животными, содержащимися  в неволе, в природоохранных и  научно-просве-тительских целях. Данный вид лицензии выдается Минприроды на основании ст. 24 Федеральною закона «О животном мире» в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федера-ции от 19 февраля 1996 г. № 156.

Пользование водными  объектами. Водным кодексом установлено, что права пользования водными объектами приобретаются на осно-вании лицензии на водопользование и заключаемого в соответствии с ней договора пользования водными объектами. Основные положе-ния о лицензировании водопользования содержатся в гл. 5 (ст. 48-53) Водного кодекса РФ. Постановлением Правительства от 3 апреля 1997 г. № 383 утверждены «Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, ус-тановления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицен-зии на водопользование и распорядительной лицензии».

Получения лицензии на водопользование не требуется:

при общем водопользовании;

при использовании  водных объектов для плавания на мало-мерных судах;

при разовых посадках (взлетах) воздушных судов;

при водопользовании  для пожарных нужд;

при заборе воды из одиночных  скважин и колодцев с примене-нием бытовых насосов, обустроенных собственниками и пользовате-лями земельных участков, при использовании первого от поверхно-сти водоносного горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и не может быть использован  для централизованного питьевого  водоснабжения;

при пользовании обособленными  водными объектами.

Пользование такими объектами  осуществляется на основании гражданского и земельного законодательства Российской Федера-ции.

Пользование недрами. Согласно Закону «О недрах» (ст. 11), пре-доставление недр в пользование оформляется специальным государ-ственным разрешением в виде лицензии, которая удостоверяет право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий. Положение о по-рядке лицензирования пользования недрами утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. №3314-1.

Комплексное природопользование. В период перехода экономики России к рыночным отношениям необходимо использовать все воз-можности экономического механизма охраны окружающей при-родной среды. Одно из наиболее перспективных направлений - за-ключение договора на комплексное природопользование между ад-министрацией субъекта Федерации и природопользователем в соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 18). Договор закрепляет права и обязанности природопользователя на использование природных ресурсов (земля, поверхностные и подземные воды), условия воздействия на окружающую природную среду, размеры платежей за использование природных ресурсов, от-ветственность сторон. Через договор на комплексное природополь-зование администрация субъекта Федерации, используя экономиче-ские рычаги платы за природные ресурсы (земля, поверхностные во-ды, недра) и за загрязнение окружающей природной среды, проводит обоснованную экологическую политику по отношению к предпри-ятиям.

Основанием для  заключения договора на комплексное  природо-пользование служит выдаваемая территориальными органами Мин-природы  России лицензия на комплексное природопользование, ко-торая устанавливает экологические  требования, ограничения, пре-дельные  объемы использования природных  ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия природопользования на предприятии. Приказом Минприроды России от 23 декабря 1993 г. № 273 утверждено «Временное положение о порядке выдачи лицен-зий  на комплексное природопользование».

Лицензирование деятельности в области охраны окружающей сре-ды и обеспечения экологической безопасности. В сентябре 1998 г. был принят Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», регулирующий отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. К лицензируемым относятся виды деятельности, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нрав-ственности и здоровью граждан, обороне и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Действие этого закона не распростра-няется на деятельность по охране окружающей среды и деятельность, связанную с использованием природных ресурсов.

Федеральные органы государственной  власти, выполняющие ли-цензирование, определяются Президентом и Правительством Рос-сийской Федерации в соответствии с их полномочиями, а также фе-деральными законами. Органы государственной власти субъектов Федерации, осуществляющие лицензирование, определяются в по-рядке, установленном законодательством  субъектов Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти выдают лицензии на следующие  отдельные виды деятельности в области  охраны окру-жающей среды и обеспечения  экологической безопасности:

* Деятельность в  области охраны окружающей среды.  Постанов-лением Правительства Российской  Федерации от 26 февраля 1996 г. №  168, принятым в соответствии с  Постановлением № 1418, утвер-ждено  «Положение о лицензировании  отдельных видов деятельности  в области охраны окружающей  среды», которое определяет порядок  выдачи лицензий:

на утилизацию, складирование, перемещение, размещение, за-хоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материа-лов, веществ (кроме  радиоактивных);

на проведение экологической  паспортизации, сертификации, экологического аудирования;

на осуществление  видов деятельности, связанных с  работами (услугами) природоохранного назначения.

Порядок проведения работ  по лицензированию отдельных видов  деятельности в области охраны окружающей среды утвержден прика-зом Минприроды России от 18 июня 1996 г. № 282.

* Ввоз и вывоз  озоноразрушающих веществ и содержащей  их продукции. Порядок ввоза  в Российскую Федерацию и вывоза  из нее озоноразрушающих веществ  и содержащей их продукции  распро-страняется на все субъекты  хозяйственной деятельности, зарегистри-рованные  на территории Российской Федерации,  независимо от форм собственности,  ведомственной принадлежности и  места реги-страции и определяется  «Положением о порядке ввоза  в Российскую Федерацию и вывоза  из Российской Федерации озоноразрушающих  веществ и содержащей их продукции».

Лицензии на ввоз в  Российскую Федерацию и вывоз  из Россий-ской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их про-дукции из государств и в государства, являющиеся сторонами Мон-реальского протокола  по веществам, разрушающим озоновый слой, за исключением их транзитных перевозок через Российскую Федера-цию, выдаются Министерством внешних  экономических связей Рос-сийской  Федерации на основании решения  Минприроды России о возможности  осуществления ввоза в Российскую Федерацию и выво-за из Российской Федерации озоноразрушающих веществ  и содер-жащей их продукции.

Деятельность, связанная  с источниками ионизирующего  излу-чения. Регламентируется Постановлением Правительства Россий-ской Федерации  от 11 июня 1996 г. № 688 «Об утверждении  Положе-ния о лицензировании производства дезинфекционных, дезинсекци-онных  и дератизационных средств, Положения  о лицензировании проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных  работ и Положения о лицензировании деятельности, связанной с источниками  ионизирующего излучения (генерирующими)».

Деятельность в  области гидрометеорологии и  мониторинга ок-ружающей среды. Федеральная  служба России по гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды  выдает лицензии на осуществле-ние  следующих видов деятельности:

гидрометеорологическая  экспертиза проектов на строительство  и освоение территорий;

проведение работ  по активному воздействию на гидрометеоро-логические и геофизические процессы и явления;

гидрометеорологические, океанографические, гелиогеофизические работы и работы в области мониторинга  загрязнения окру-жающей природной  среды.

Порядок выдачи лицензий установлен «Положением о лицензи-ровании  отдельных видов деятельности в  области гидрометеорологии и  мониторинга окружающей среды», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. № 787.

* Деятельность по  исследованию и использованию  космического 
пространства и по предоставлению космических услуг. Лицензиро-вание всех видов данной деятельности в Российской Федерации осуществляется Российским космическим агентством (РКА). Лицен-зии выдаются на определенный срок предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющим:

- все виды деятельности  по исследованию и использованию  космического пространства, включая  создание, производство, эксплуатацию, ремонт и модернизацию ракетно-космической  техники, использование наземной  инфраструктуры для обеспечения  ее функ-ционирования (полигоны, командно-измерительный  комплекс, стендовая база и т.  п.);

Информация о работе Лицензирование природопользования, деятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности