Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 22:43, реферат
Лицензирование природопользования включает лицензирование изъятия природных ресурсов, порядок которого определяется феде-ральными законами и принимаемыми в соответствие с ними поста-новлениями Правительства Российской Федерации и другими нор-мативными актами. В решении этой задачи основным правовым инструментом становится лицензионный (разрешительный) порядок приобретения прав природопользования, закрепленный законодательно. Особенность использования лицензионного механизма в рассматриваемой области на современном этапе - его тесное сочета-ние с договорными формами.
РЕФЕРАТ
на тему: Лицензирование природопользования, деятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
по предмету
«Управление
Лицензирование
Несмотря на последовательное
внедрение договорных начал в
отношения по использованию природно-
Анализ законодательства позволяет классифицировать природно-ресурсные лицензии по различным основаниям. В зависимости от срока действия их можно разделить на разовые, краткосрочные и дол-госрочные.
Лицензирование изъятия
природных ресурсов включает выдачу
лицензий на пользование водными
объектами, недрами, на ком-плексное природопользование.
По объему предоставляемых право-мочий
различают отдельные и
От совмещенных
лицензий следует отличать лицензии
на ком-плексное природопользование,
Наконец, нельзя не выделить
и такой новый вид природно-
Схожую функцию
выполняет распорядительная лицензия
в об-ласти использования
Пользование водными объектами. Водным кодексом установлено, что права пользования водными объектами приобретаются на осно-вании лицензии на водопользование и заключаемого в соответствии с ней договора пользования водными объектами. Основные положе-ния о лицензировании водопользования содержатся в гл. 5 (ст. 48-53) Водного кодекса РФ. Постановлением Правительства от 3 апреля 1997 г. № 383 утверждены «Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, ус-тановления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицен-зии на водопользование и распорядительной лицензии».
Получения лицензии на водопользование не требуется:
при общем водопользовании;
при использовании водных объектов для плавания на мало-мерных судах;
при разовых посадках (взлетах) воздушных судов;
при водопользовании для пожарных нужд;
при заборе воды из одиночных
скважин и колодцев с примене-нием
бытовых насосов, обустроенных собственниками
и пользовате-лями земельных участков,
при использовании первого от
поверхно-сти водоносного
при пользовании обособленными водными объектами.
Пользование такими объектами осуществляется на основании гражданского и земельного законодательства Российской Федера-ции.
Пользование недрами. Согласно Закону «О недрах» (ст. 11), пре-доставление недр в пользование оформляется специальным государ-ственным разрешением в виде лицензии, которая удостоверяет право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий. Положение о по-рядке лицензирования пользования недрами утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. №3314-1.
Комплексное природопользование. В период перехода экономики России к рыночным отношениям необходимо использовать все воз-можности экономического механизма охраны окружающей при-родной среды. Одно из наиболее перспективных направлений - за-ключение договора на комплексное природопользование между ад-министрацией субъекта Федерации и природопользователем в соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 18). Договор закрепляет права и обязанности природопользователя на использование природных ресурсов (земля, поверхностные и подземные воды), условия воздействия на окружающую природную среду, размеры платежей за использование природных ресурсов, от-ветственность сторон. Через договор на комплексное природополь-зование администрация субъекта Федерации, используя экономиче-ские рычаги платы за природные ресурсы (земля, поверхностные во-ды, недра) и за загрязнение окружающей природной среды, проводит обоснованную экологическую политику по отношению к предпри-ятиям.
Основанием для
заключения договора на комплексное
природо-пользование служит выдаваемая
территориальными органами Мин-природы
России лицензия на комплексное
Лицензирование деятельности
в области охраны окружающей сре-ды
и обеспечения экологической
Федеральные органы государственной
власти, выполняющие ли-цензирование,
определяются Президентом и Правительством
Рос-сийской Федерации в
Федеральные органы исполнительной власти выдают лицензии на следующие отдельные виды деятельности в области охраны окру-жающей среды и обеспечения экологической безопасности:
* Деятельность в
области охраны окружающей
на утилизацию, складирование, перемещение, размещение, за-хоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материа-лов, веществ (кроме радиоактивных);
на проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудирования;
на осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения.
Порядок проведения работ
по лицензированию отдельных видов
деятельности в области охраны окружающей
среды утвержден прика-зом
* Ввоз и вывоз
озоноразрушающих веществ и
Лицензии на ввоз в
Российскую Федерацию и вывоз
из Россий-ской Федерации озоноразрушающих
веществ и содержащей их про-дукции
из государств и в государства, являющиеся
сторонами Мон-реальского протокола
по веществам, разрушающим озоновый
слой, за исключением их транзитных
перевозок через Российскую Федера-цию,
выдаются Министерством внешних
экономических связей Рос-сийской
Федерации на основании решения
Минприроды России о возможности
осуществления ввоза в
Деятельность, связанная
с источниками ионизирующего
излу-чения. Регламентируется Постановлением
Правительства Россий-ской Федерации
от 11 июня 1996 г. № 688 «Об утверждении
Положе-ния о лицензировании производства
дезинфекционных, дезинсекци-онных
и дератизационных средств, Положения
о лицензировании проведения дезинфекционных,
дезинсекционных и
Деятельность в области гидрометеорологии и мониторинга ок-ружающей среды. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды выдает лицензии на осуществле-ние следующих видов деятельности:
гидрометеорологическая экспертиза проектов на строительство и освоение территорий;
проведение работ по активному воздействию на гидрометеоро-логические и геофизические процессы и явления;
гидрометеорологические, океанографические, гелиогеофизические работы и работы в области мониторинга загрязнения окру-жающей природной среды.
Порядок выдачи лицензий установлен «Положением о лицензи-ровании отдельных видов деятельности в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. № 787.
* Деятельность по
исследованию и использованию
космического
пространства и по предоставлению космических
услуг. Лицензиро-вание всех видов данной
деятельности в Российской Федерации
осуществляется Российским космическим
агентством (РКА). Лицен-зии выдаются на
определенный срок предприятиям, учреждениям,
организациям независимо от форм собственности
и ведомственной принадлежности, осуществляющим:
- все виды деятельности
по исследованию и