Международные организации в регулировании природоохранной деятельности и решении экологических проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:18, творческая работа

Описание

В настоящее время понимание остроты и необходимости решения экологических проблем, все в большей степени начинающих носить глобальный характер, осознаны практически во всех странах мира. Их удобство и взаимообусловленность позволяют вырабатывать общие предложения и меры независимо от географического расположения стран и уровня их экономического развития. Вместе с тем различные страны мира имеют далеко не одинаковые возможности осуществления программ оздоровления окружающей среды. В этом случае наибольшую значимость играют вопросы международного сотрудничества и помощь мирового сообщества.

Работа состоит из  1 файл

Эссе.docx

— 35.36 Кб (Скачать документ)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Пермский государственный  национальный

исследовательский университет»

 

 

 

 

 

Международные организации  в регулировании природоохранной  деятельности и решении экологических  проблем

 

 

 

 

 

Эссе по дисциплине

«Экологическая политика и экономика природопользования»

студентки __ курса

вечернего отделения

экономического факультета                                                                     специальности «Финансы и кредит»

________________________

 

 

 

 

 

Пермь 2011

 

В настоящее время понимание  остроты и необходимости решения  экологических проблем, все в  большей степени начинающих носить глобальный характер, осознаны практически  во всех странах мира. Их удобство и взаимообусловленность позволяют вырабатывать общие предложения и меры независимо от географического расположения стран и уровня их экономического развития. Вместе с тем различные страны мира имеют далеко не одинаковые возможности осуществления программ оздоровления окружающей среды. В этом случае наибольшую значимость играют вопросы международного сотрудничества и помощь мирового сообщества.

Международные подходы к  вопросу природоохраны включают в себя обмен опытом реализации национальных программ природопользования, создание и функционирование межгосударственных программ и соглашений, учреждение международных органов или организаций по контролю за состоянием природной среды и выполнению принятых соглашений.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды  насчитывает не слишком долгую историю. К началу 70-х гг. человечество стало осознавать, что в отношениях общества и природы возникли проблемы, несущие глобальную угрозу человечеству вследствие необратимых изменений в биосфере планеты. Задача сохранения среды обитания человека стала носить, таким образом, интернациональный характер.

Проблема окружающей среды  в ее современной интерпретации  получила распространение, начиная  со времени Стокгольмской конференции (1972 г.). Эта конференция ознаменовала начало важнейшего этапа в экологической политике государств и международных сообществ. По итогам конференции была принята Декларация, в которой определялись стратегические цели и направления действий мирового сообщества в области охраны окружающей среды. А так же результатом этой конференции стало создание в ООН самостоятельного органа, на который было возложено международное сотрудничество в данной области в мировом масштабе. Этот орган получил название «Программа ООН по окружающей среде»     (ЮНЕП - United Nations Environment Programme). Действует он на постоянной основе со штаб-квартирой в Найроби (Кения). Руководящим органом ЮНЕП  является Совет управляющих, избираемый Генеральной Ассамблеей ООН на четырехлетний срок. На этот Совет возложены функции осуществления содействия  международному сотрудничеству в охране окружающей среды, представление  рекомендаций по проведению соответствующей политики, осуществление руководства и координации природоохранных программ, постоянное наблюдение за состоянием окружающей среды в мире, содействие  международным сообществам в накоплении и оценке знаний и информации об окружающей среде.

Программа ЮНЕП предусматривает  организацию и планирование природоохранных  действий в пределах трех функциональных направлений:

  1. оценка окружающей среды (глобальная система наблюдений);
  2. управление окружающей средой;
  3. вспомогательные меры (образование в области окружающей среды и подготовка кадров).

В связи с тем, что охрана окружающей среды является многослойной, комплексной проблемой, в дополнение к деятельности ЮНЕП, отдельными ее аспектами занимаются следующие специализированные организации под эгидой ООН, имеющие статус автономных:

ЮНЕСКО (United Nations Education, Scientific and Cultural Organization) - Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. Основные цели, декларируемые организацией, - содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры; обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии.

Среди вопросов, которые  охватывает деятельность организации: проблемы дискриминации в области образования и неграмотности, изучение национальных культур и подготовка национальных кадров, проблемы социальных наук, геологии, экологии, океанографии и биосферы. В центре внимания ЮНЕСКО находятся проблемы Африки и гендерное равенство.

 ЮНЕСКО выполняет работу по программе «Человек и биосфера», проводит исследования социально-экономических факторов развития и взаимосвязи между человеком и средой.

ФАО (Food and Agricultural Organization of the United Nations) - продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН.

Её деятельность направлена на уменьшение остроты проблемы нищеты и голода в мире путем содействия развитию сельского хозяйства, улучшению  питания и решения проблемы продовольственной безопасности - доступности всем и всегда питания, необходимого для активной и здоровой жизни. ФАО действует как нейтральный форум, а также как источник знания и информации. Помогает развивающимся странам и странам в переходном период, модернизировать и улучшать сельское хозяйство, лесоводство и рыболовство.

ФАО нацелено на улучшение производства и переработки сельскохозяйственной продукции, лесоводства и рыболовства, содействует инвестициям в агросферу, рациональному использованию почвы и водных ресурсов, удобрений и пестицидов, освоению новых и возобновимых источников энергии.

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения - World Heath Organizatiоn) специальное учреждение ООН, состоящее из 193 государств-членов, основная функция которого лежит в решении международных проблем здравоохранения и охране здоровья населения мира. Она была основана в 1948 году со штаб-квартирой в Женеве в Швейцарии.

Одной из задач ВОЗ является содействие экологической безопасности, включая безопасное водообеспечение, питание и удаление отходов.

ЮНИДО (United Nations Industrial Development Organization) - является специализированным учреждением Организации Объединённых Наций, усилия которого сосредоточены на борьбе с нищетой путем повышения производительности. ЮНИДО оказывает помощь развивающимся странам и странам с переходной экономикой в их борьбе с маргинализацией в современных условиях глобализации. Организация мобилизует знания, опыт, информацию и технологии и тем самым содействует производительной занятости, развитию конкурентоспособной экономики и обеспечению экологической устойчивости. ЮНИДО содействует промышленному развитию и установлению нового международного экономического порядка.

ЮНИДО была создана в 1966 году, а специализированным учреждением  Организации Объединённых Наций  стала в 1985 году. В рамках общей  системы Организации Объединенных Наций ЮНИДО отвечает за содействие, в сотрудничестве со 173 государствами-членами, промышленному развитию всех развивающихся  стран. Центральные учреждения Организации  находятся в Вене, а на местах ЮНИДО ведет активную деятельность с помощью своих 34 страновых и региональных отделений, 19 отделений по содействию инвестированию и передаче технологии и 9 технологических центров.

MAГАTE (International Atomic Energy Agency) - международное агентство по атомной энергии. Крупнейшая международная организация для развития сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Основана в 1957 году. Штаб-квартира расположена в Вене (Международный Венский Центр).

Агентство было создано как  независимая межправительственная организация в системе ООН, а  с появлением Договора о нераспространении  ядерного оружия его работа приобрела  особое значение, поскольку ДНЯО (договор  о нераспространении ядерного оружия) сделал обязательным для каждого  государства-участника заключить  с МАГАТЭ соглашение о гарантиях.

В функции Агентства входит:

    • поощрение исследований и разработок по мирному использованию атомной энергии;
    • поощрение обмена научными достижениями и методами;
    • формирование и применение системы гарантий того, что гражданские ядерные программы и разработки не будут использоваться в военных целях;
    • разработка норм безопасности и защиты от радиации, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов и утилизацию отходов.

Все более важную роль в  решении глобальных экологических  проблем играет такая международная  организация, как Глобальный Экологический  Фонд (ГЭФ) (The Global Environment Facility). Созданный в начале 90-х гг., этот фонд предназначен помогать в основном развивающимся странам для решения таких экологических проблем, которые имеют планетарный характер. В деятельности ГЭФа участвуют три международные структуры: Программа ООН по развитию (the United Nations Development Programme), Программа ООН по окружающей среде (the United Nations Environmental Programme) и Всемирный банк (World Bank). В качестве первоочередных направлений для финансирования выделены четыре: глобальное потепление климата, загрязнение международных вод, уменьшение биоразнообразия и истощение озонового слоя.

Все указанные выше организации  являются самостоятельными, созданными на основе межправительственных соглашений и обладающими широкими международными полномочиями. Кроме них вопросами  охраны окружающей среды по отдельным  аспектам, занимаются и другие организации, функционирующие как в составе, так и под эгидой ООН.

Импульсы в постановке глобальных эколого-экономических  проблем и разработке направлений  их решения придают международные  конференции по охране природы. Точкой отсчета в этой деятельности, как упоминалось ранее, следует считать Стокгольмскую конференцию (1972 г.), открытие которой состоялось 5 июня. Данная конференция провозгласила 5 июня Всемирным днем окружающей среды. С тех пор подобные конференции предполагалось проводить каждые 5 лет. Последняя состоялась в 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

В Рио-де-Жанейро встретились 114 глав государств, представители 1600 неправительственных  организаций. По мнению специалистов, этот форум стал самым впечатляющим экологическим форумом 20 в.

Важнейшими достижениями Конференции ООН было признание следующих фактов: «проблемы окружающей среды и экономического развития не могут рассматривается раздельно», «государства должны сотрудничать в духе всемирного партнерства с целью сохранить, защитить и восстановить здоровье и целостность экосистемы Земли», «мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы». В основу разработки экологической стратегии государством мирового сообщества рекомендовалось положить концепцию устойчивого развития. Это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

В 2002 г. В Йоханнесбурге (ЮАР) состоялся крупнейший Всемирный  саммит по устойчивому развитию –  «РИО +10», на котором были подведены  итоги первого десятилетия движения мирового сообщества по пути устойчивого  развития.

Важным аспектом международного сотрудничества является возможность  оказания в его рамках финансовой помощи со стороны ряда международных  организаций национальным правительствам для реализации эколого-экономических  программ. Эта помощь представляется, как правило, в виде грантов, займов или кредитов. Среди специализированных учреждений, оказывающих подобную помощь, можно выделить Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, World Bank), Международный валютный фонд (International Monetary Fund), Международный фонд сельскохозяйственного развития (International Fund for Agricultural Development), Фонд ЮНЕП и др. Поддержка экологических проектов осуществляется также по линии Европейского союза.

Что же касается России, то в  последние годы наша страна принимает активное участие практически во всех формах международного сотрудничества в области природоохраны.

Основные направления  международного сотрудничества среды  такие:

    • государственные инициативы;
    • международные организации;
    • международные конвенции и соглашения;
    • двустороннее сотрудничество.

Россия активно сотрудничает с ЮНЕП и другими организациями  в области охраны окружающей среды  в выработке стратегии защиты от загрязнения, создании системы глобального  мониторинга, борьбы с опустыниванием и др.

Много внимания Россия уделяет  работе и в других специализированных организациях ООН, имеющих комплексный природоохранный характер, в частности ЮНЕСКО, ВОЗ и ФАО. Так же укрепляются научные связи России с МАГАТЭ.

Принципы сотрудничества в отношении природоохранной  деятельности изложены в Законе РФ «Об охране окружающей среды». В соответствии с ними Россия исходит в своей политике из необходимости обеспечения всеобщей экологической безопасности и развития международного природоохранного сотрудничества в интересах настоящего и будущих поколений и должна руководствоваться при этом следующим:

  • каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;
  • каждое государство имеет право на использование природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;
  • экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;
  • хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;
  • недопустимы любые виды хозяйственной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;
  • должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей среды и природных ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров; должен быть обеспечен свободный международный обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей среды и природосберегающих технологий;
  • государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях.

Информация о работе Международные организации в регулировании природоохранной деятельности и решении экологических проблем