Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 12:40, реферат
Экологические правоотношения могут быть классифицированы по различным основаниям: по субъектам, то есть участникам экологических правоотношений, их объектам, степени правовой охраны и др. Наибольший интерес представляет классификация экологических правоотношений по их объектам, нашедшая достаточно четкое определение в действующем законодательстве.
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
Федеральное агентство по образованию
Владимирский
государственный
университет
Кафедра:
гражданского права
и процесса
Реферат
по предмету Экологическое право
на
тему: «Объекты экологических
отношений»
Группа
ЗЮуд-110 Преподаватель Анисимова
А. М. Разработал студент Ахрамеев Д. Е. |
СОДЕРЖАНИЕ:
Экологические
правоотношения - это отношения в сфере
охраны, оздоровления и улучшения окружающей
природной среды, предупреждения и устранения
вредных последствий воздействия на нее
хозяйственной и иной деятельности, урегулированные
нормами экологического и смежных отраслей
права.
Экологические
правоотношения могут быть классифицированы
по различным основаниям: по субъектам,
то есть участникам экологических правоотношений,
их объектам, степени правовой охраны
и др. Наибольший интерес представляет
классификация экологических правоотношений
по их объектам, нашедшая достаточно четкое
определение в действующем законодательстве.
Так, в соответствии со статьей 4 Закона
«Об охране окружающей природной среды»
следует различать правовые отношения
в сфере:
- естественных
экологических систем и
- земельных,
горных, водных, лесных отношений,
отношений по поводу
- особо
охраняемых природных объектов (заповедников,
заказников, национальных природных парков
и др.).
Объекты экологических правоотношений – природные объекты. В их качестве могут выступать как отдельные природные объекты, так и естественная среда обитания в целом.
Законом предусмотрено, что в определенных условиях объектами экологических правоотношений могут быть природные комплексы – заповедники, заказники, памятники природы, лечебно—оздоровительные районы и т. д.
Особенности содержания экологических правоотношений находятся в зависимости от природного объекта, в отношении которого они возникают. Исходя из того различают права и обязанности в земельном, водном, лесном и недренном правоотношениях, которые связаны с использованием и охраной земель, вод, лесов, недр. При этом особо выделены отраслевые права и обязанности, которые направлены на защиту отдельных природных объектов. Однако наряду с отраслевыми существуют и комплексные полномочия. Они устанавливают права и обязанности относительно охраны всей природной среды. Такими полномочиями наделены специальные органы государства по охране природной среды и хозяйствующие субъекты – природопользователи, которые используют природу для выполнения своих практических задач.
Объектами экологических правоотношений называются объекты охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и другой деятельности, К таким объектам относятся: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В
первоочередном порядке охране подлежат
естественные экологические системы,
природные ландшафты и
Характер
объекта правоотношения, его особенности
обуславливают права и
Объекты
экологических правоотношений подразделяются
на три категории:
* интегрированные,
к которым относится окружающая природная
среда;
* дифференцированные,
то есть отдельные природные
объекты (земля, ее недра,
Земля
Все
земли, находящиеся в пределах РФ,
составляют единый земельный фонд страны.
Хотя собственность и иные права
на земельные участки
Важной прерогативой управления земельным фондом является классификация земель по категориям в зависимости от их целевого назначения. Это позволяет, во-первых, не допускать без достаточных оснований перевод их из одной категории в другую, во-вторых, осуществлять контроль за режимом использования земель в зависимости от их целевого назначения.
Стабильность целевого назначения земель, сохранение прежде всего сельскохозяйственных земель, а также недопущение их необоснованного перевода в менее эффективные формы использования всегда являлись основными принципами российского земельного права.
К
землям сельскохозяйственного
Сельскохозяйственные угодья составляют большую часть земель сельскохозяйственного назначения. Но земли, непосредственно используемые для выращивания сельскохозяйственной продукции, имеются и в составе земель населенных пунктов. В ст. 71 Земельного кодекса РФ среди прочих видов земель населенных пунктов названы и земли сельскохозяйственного использования. Сельскохозяйственные угодья могут находиться и в составе земель лесного фонда. В ч. 2 ст. 8 Лесного кодекса РФ определено, что к землям лесного фонда относятся как земли, занятые лесом, так и нелесные земли, в том числе занятые сельскохозяйственными угодьями.
Второй категорией земель являются земли населенных пунктов. Они используются как пространственный базис для проживания, строительства зданий, сооружений, удовлетворения культурно-бытовых нужд населения.
Индустриализация
и научно-технический прогресс обусловили
выделение земель промышленности, транспорта,
связи, радиовещания, телевидения, информатики,
космического обеспечения, энергетики,
обороны и иного назначения (ранее
они назывались землями специального
назначения).
Самой
большой категорией земельного фонда
по площади считаются земли
В отношении каждого вида земель предусматривается полномочный орган, имеющий право перевода земель из одной категории в другую. Нарушение установленной подведомственности перевода земель из категории в категорию может явиться основанием для признания недействительными актов или сделок, для отказа в государственной регистрации прав на землю.
Государственное
управление землями подразделяется
на общее и отраслевое. Общее управление
землями возложено на органы общей
и специальной компетенции и
распространяется на все территории независимо
от категорий земель и форм владения ими.
Общее управление землями возложено на
Федеральное Собрание, Президента, Правительство
РФ. Это - органы общей компетенции.
Воды
Определение
данного объекта требует
Отношения же по поводу «вод», то есть воды, находящейся в окружающей природной среде и сосредоточенной в водных объектах, регулируются водным законодательством. Ограниченность водного пространства рамками водного объекта имеет важное значение для определения сферы действия водного законодательства. Так, если вода, хотя и находится в окружающей природной среде (например влага в атмосфере), но не сосредоточена в водных объектах, то отношения по поводу этой воды не являются предметом регулирования водного законодательства. То же можно сказать о поверхностном стоке воды (водосборной площади). Безусловно, сток воды находится непосредственно в окружающей природной среде, но пока он не сформировал водного объекта, его рассеянная в природе вода не образует предмета водного законодательства.
Закон подразделяет воды на поверхностные и подземные. Если использование поверхностной воды водного объекта регулируется исключительно водным законодательством, то отношения по поводу использования подземных вод могут регулироваться не только водным законодательством, но и законодательством о недрах.
В определенных случаях, когда речь идет о водных запасах страны, субъектов РФ, о планировании их рационального использования и охраны, о других проблемах хозяйственной эксплуатации водных объектов, в законодательстве используется термин «водные ресурсы». Водные ресурсы - это все находящиеся на территории РФ поверхностные и подземные воды. Они могут быть неиспользуемыми на данный момент природными запасами воды.
Под водным объектом понимают не только запас воды, сосредоточенный в определенных границах на поверхности земли и под землей, но и те элементы земной коры (или же искусственные сооружения), которые облегают водную массу. Вместе с тем, в понятие водного объекта не входит погруженная, плавающая и донная растительность, водная живность, микроорганизмы, а также наносы.
Формирование Водного законодательства находится в совместном ведении России и ее субъектов и состоит из Водного кодекса РФ 1995 г. и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов.
Водное законодательство регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения) в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду: поддержания оптимальных условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем.