Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:12, контрольная работа
Право собственности на природные объекты и природные ресурсы. Мониторинг окружающей среды.
Правовое регулирования использования и охраны животного мира.
1.Право собственности
на природные объекты и
Природные ресурсы, естественные ресурсы, часть всей совокупности природных условий существования человечества и важнейшие компоненты окружающей его естественной среды, используемые в процессе общественного производства для целей удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.
Природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Право государственной собственности в объективном смысле - совокупность правовых норм, определяющих принадлежность материальных благ Республики Беларусь и содержание этого права, а также регулирующих возникновение, осуществление, прекращение права собственности, порядок и способы его защиты. В субъективном смысле - это охраняемая законом возможность Республики Беларусь владеть, пользоваться, распоряжаться государственным имуществом в интересах населения, охраны окружающей среды, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Право собственности на природные ресурсы – возможность владения, пользования и распоряжения данными природными ресурсами.
Правомочие владения – установленная законом фактическая принадлежность материальных ценностей конкретному лицу.
Правомочие пользования – основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения производственных и личных нужд.
Правомочие распоряжения – предоставленная собственнику законом возможность изменять юридическую судьбу принадлежащих ему материальных ценностей.
Все три перечисленные правомочия должны быть в наличии у собственника одновременно. Это необходимо для права собственности.
Законодательством выделены следующие виды права собственности на природные объекты и ресурсы:
1) право частной собственности;
2) право государственной собственности;
3) право муниципальной собственности.
К объектам, находящимся только в собственности государства, относятся:
- земли сельскохозяйственного
назначения, а также другие земли,
не подлежащие в соответствии
с законами Республики
- недра;
- воды;
- леса;
- особо охраняемые природные
территории и объекты (
- дикие животные, обитающие
в состоянии свободы и
- редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, включенные в Красную книгу Республики Беларусь.
Субъектами права частной собственности являются граждане и юридические лица. В частной собственности могут находиться земельные участки, переданные гражданам и юридическим лицам в установленном законом порядке (приватизация земли), а также приобретенные ими в результате совершения земельных сделок.
Приватизация природных объектов – это один из способов приобретения права собственности на них. Иными словами, приватизация – это переход природных объектов и ресурсов, которые находятся в государственной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В порядке
приватизации право частной
а) граждане – для
ведения крестьянского (
б) граждане – для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества, строительства индивидуального жилого дома и гаражного строительства;
в) сельскохозяйственные организации, а также их работники и некоторые иные категории лиц, проживающие в сельской местности – в порядке реорганизации колхозов и совхозов;
г) граждане и юридические
лица – в порядке выкупа земельные
участки, находящиеся под
Не подлежат приватизации,
а, следовательно, не могут
быть объектами права частной
собственности земельные
2.Мониторинг окружающей среды
Мониторинг окружающей среды – система проводимых по определенной программе длительных регулярных наблюдений за окружающей средой, оценки состояния, анализа и прогноза изменений окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
Мониторинг окружающей среды проводится в рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (сокращенно НСМОС), образованной в 1993 году.
В настоящее время НСМОС
включает 11 организационно-
-мониторинг земель;
-мониторинг поверхностных вод;
-мониторинг подземных вод;
-мониторинг атмосферного воздуха;
-мониторинг озонового слоя;
-мониторинг растительного мира;
-мониторинг лесов;
-мониторинг животного мира;
-радиационный мониторинг;
-геофизический мониторинг;
-локальный мониторинг окружающей среды.
НСМОС - сложная, развивающаяся
во времени и меняющихся условиях
система. Мероприятия по совершенствованию
НСМОС предусмотрены ГОСУДАРСТВ
В рамках НСМОС действует Информационная система НСМОС, которая обеспечивает информационный обмен между видами мониторинга, анализ и обобщение информации о состоянии окружающей среды и прогнозе ее изменения под воздействием природных и антропогенных факторов, а также ее предоставление государственным органам, юридическим лицам и гражданам, а также международным организациям в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
Информационная система НСМОС объединяет информационно-аналитические центра видов мониторинга окружающей среды и главный информационно-аналитический центр НСМОС.
Мониторинг является многоуровневой системой. Обычно выделяют системы: детального, локального, регионального, национального и глобального уровней.
Низшим иерархическим уровнем является уровень детального мониторинга («элементарного», по М.А.Шубину, «объектного», по А.В.Шидловской), реализуемого в пределах небольших территорий (участков) и т.д.
При объединении систем детального мониторинга в более крупную сеть (например, в пределах района и т.п.) образуется система мониторинга локального уровня. Локальный мониторинг предназначен обеспечить оценку изменений системы на большей площади: территории города, района.
Локальные системы могут объединяться в еще более крупные – системы регионального мониторинга, охватывающие территории регионов в пределах края или области, или в пределах нескольких из них.
Системы регионального мониторинга могут объединяться в пределах одного государства в единую национальную (или государственную) сеть мониторинга, образуя, таким образом, национальный уровень ) системы мониторинга.
Глобальный мониторинг -
это система слежения за состоянием
и прогнозирование возможных
изменений общемировых
Глобальная система
3. Правовое регулирования использования и охраны животного мира.
Животный мир - дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, а также моллюски, насекомые и другие), обитающие в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере и почве, постоянно или временно населяющие территорию республики.
Признаки животного мира как объекта охраны и использования:
• нахождение их в состоянии естественной свободы в среде своего обитания;
•объектом правовой охраны и использования по законодательству о животном мире являются дикие животные;
•нахождение таких животных постоянно или временно в пределах территории страны.
Объект животного мира - организм животного происхождения (дикое животное) или популяция организмов животного происхождения.
Следовательно, не являются объектами животного мира сельскохозяйственные и другие домашние животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе или полуневоле для хозяйственных, культурных, научных, эстетических и других целей. Эти животные являются имуществом, принадлежащим на праве собственности государству, юридическим и физическим лицам. Отношения по поводу таких видов животных регулируются аграрным, гражданским и иным законодательством.
Среда обитания животного мира - природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы.
Состав животного мира достаточно разнообразен. С одной стороны, законодательство делит его на следующие виды: млекопитающие; птицы; пресмыкающиеся; земноводные; рыбы; моллюски; насекомые; другие виды животного мира. С другой стороны, животный мир можно классифицировать по среде обитания: на суше; в воде; в атмосфере; в почве.
Право пользования животным миром - система правовых норм, направленных на обеспечение рационального использования его объектов, а также регламентирующих права, обязанности и конкретные правомочия пользователей животным миром. Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.
Пользователями животного
мира могут быть юридические и
физические лица независимо от форм собственности,
в том числе и иностранные,
а также иностранные
Виды пользования животным миром:
1. Охота - поиск, выслеживание
и преследование с целью
2. Рыболовство - поиск,
попытка добычи и (или) добыча
рыбы, обитающей в условиях
3. Добыча животных, не
относящихся к объектам охоты
и рыболовства – добыча
4.Пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях. Осуществляется посредством разных методов исследования и наблюдения без изъятия объектов животного мира из среды их обитания допускается без специального разрешения и бесплатно, если эти методы не причиняют вреда животному миру или среде обитания животных и не нарушают прав других пользователей животного мира, за исключением случаев, когда такое пользование запрещено законодательством Республики Беларусь.
5.Использование полезных свойств жизнедеятельности животных - почвообразователей, естественных санитаров среды, опылителей растений и других без изъятия из среды обитания.
6.Использование животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности допускается без изъятия объектов животного мира из среды обитания и их уничтожения, а также без нарушения среды их обитания.
Правовой охраной животного мира - совокупность правовых средств, направленных на обеспечение сохранения животного мира, восстановление среды его обитания и улучшение состояния.
Охрана животного мира осуществляется путем:
• установления правил и норм по охране, рациональному использованию и воспроизводству объектов животного мира;
• установления ограничений и запретов в пользовании животным миром;
• предотвращения самовольного пользования и других нарушений установленных правил пользования животным миром;
• организации охраны среды обитания, условий размножения и путей миграции животных;
• предотвращения гибели животных
при осуществлении
• ограничения прав и возложения обязанностей на пользователей объектов животного мира в интересах его охраны;
• создания особо охраняемых природных территорий;
• разведения в неволе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных;
• оказания помощи животным в случае заболеваний, угрозы гибели при стихийных бедствиях и вследствие других причин;
• организации научных исследований, направленных на обоснование мер по охране животного мира;