Особенности ответственности за нарушения земельного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:22, реферат

Описание

Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель.

Работа состоит из  1 файл

Экологическое право контр.docx

— 23.36 Кб (Скачать документ)

1 Эколого-правовой  режим использования  и охраны земли. 

   Охрана  земель включает систему правовых, организационных, экономических  и других мероприятий, направленных  на их рациональное использование,  предотвращение необоснованных  изъятий земель из сельскохозяйственного  оборота, защиту от вредных  антропогенных воздействий, а  также на воспроизводство и  повышение плодородия почв, продуктивности  земель.

   Охрана  земель осуществляется на основе  комплексного подхода к угодьям  как к сложным природным образованиям  с учётом их зональных и  региональных особенностей ставит  следующие задачи: предотвратить  деградацию и нарушение земель, другие неблагоприятные последствия  хозяйственной деятельности путём  стимулирования природоохранных  технологий производства; обеспечить  улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или  нарушению; создать механизм учёта  и проверки экологического состояния  земель, а также обеспечение собственников  земли и арендаторов экологическими  нормативами режимов оптимального  использования земельных участков.

  

  Содержание охраны земель составляют закреплённые в законодательстве правовые меры предупредительного , запретительного, восстановительного и иного характера, направленные на:

  • рациональную организацию территории;
  • восстановление и повышение плодородия почв;
  • защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, иссушения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами (ст. 102 ЗК РСФСР);
  • защиту от заражения сельхозугодий и других земель карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорняками, кустарником и мелколесьем;
  • рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств земли;
  • снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

 

  Основное назначение предупредительных правовых мер состоит в том, чтобы предотвратить в процессе землепользования возможность возникновения негативных последствий, вредных для состояния почв, обеспечить рациональное использование земель. Такие меры реализуются путём установления правил ведения государственного земельного кадастра, мониторинга земель, предоставления и изъятия земель, разработки и осуществления проектов землеустройства, использование земель предприятиями, организациями и гражданами.

    С учётом особой экологической и экономической  ценности

сельскохозяйственных  земель принципиальным является вопрос об экологически целесообразных методах  ведения сельского хозяйства. Методы, сохраняющие и улучшающие почву, такие, как террасирование, контурная  вспашка, компостирование и выращивание  покровных культур, использование  поликультур и севооборотов, применяются  в мире на протяжении веков. В России работу по формированию агрокультуры и внедрению таких методов  может и должно проводить Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ.

   С учётом  существующих в России масштабов  деградации земель особое место  в системе земельного законодательства  занимает Федеральный закон от 10 января 1996г. "«О мелиорации земель". В зависимости от характера  мелиоративных мероприятий Закон  предусматривает проведение следующих  типов мелиорации земель: гидромелиорация;  агролесомелиорация; культуртехническая  мелиорация; химическая мелиорация.

   Порядок  разработки, согласования и утверждения  проектов мелиорации земель устанавливается  федеральным органом исполнительной  власти, осуществляющим управление  сельским хозяйством. Таким органом  является Министерство сельского  хозяйства и продовольствия РФ. Согласно ст. 25 Федерального закона  «О мелиорации земель», проекты  мелиорации должны учитывать  строительные, экологические, санитарные  и иные стандарты, нормы и  правила.

   Одна  из специфических мер охраны  земель касается консервации  деградированных земель. Её осуществление  регулируется Положением о порядке  консервации деградированных сельскохозяйственных  угодий и земель, загрязнённых  токсичными промышленными отходами  и радиоактивными веществами, утверждённым  постановлением Правительства РФ  от 5 августа 1992г. Консервация  земель, или временное исключение  их из хозяйственного использования,  осуществляется с целью предотвращения  развития и устранения процессов  деградации почв, восстановления  их плодородия и реабилитации  загрязнённых территорий. Подготовку  материалов по консервации земель  осуществляют органы Госкомэкологии  России и Госкомзема с участием  Министерства сельского хозяйства  и продовольствия РФ и органов  санэпидемнадзора РФ.

   Требование  рационального использования земли  неотделимо от её охраны. Нерациональное  использование земли приводит  к нарушению выполняемых ею  функций, снижению её природных  свойств. Поэтому целью охраны  земель является предупреждение  истощения почв, загрязнения поверхности  земли, повышение плодородия почв  и сохранение их природных  качеств и свойств.

   Загрязнением  земель называется изменение  их физико – химического состава  в результате поступления в  почву вредных для здоровья  человека, растительного и животного  мира отходов и иных веществ.  Это особенно 

сказывается на землях сельскохозяйственного назначения. Земельное законодательство установило обязанность всех землепользователей не допускать загрязнения почв.

   Охрана  земель от засорения выражается  в недопущении хозяйствами, собственниками, арендаторами засорения земель  и почв железобетонными изделиями,  металлоломом, мусором и иными  физическими твёрдыми телами

   Что касается  земель сельскохозяйственного назначения, то в соответствии с действующим  законодательством собственники, арендаторы  обязаны также очищать предоставленные  им угодья от камней, мелколесья  и кустарников, вести борьбу  с сорняками, вредителями и  болезнями сельскохозяйственных  растений.

   Охрана  земель только тогда может  быть эффективной, когда обеспечивается  рациональное землевладение и  землепользование, при котором планомерно  поддерживается и повышается  плодородие почв и соблюдаются  приоритеты, установленные для сельскохозяйственных  земель, которые выражаются в  том, что:

  • земли, признанные в установленном порядке пригодными для использования в сельском хозяйстве, прежде всего должны предоставляться сельскохозяйственным предприятиям;
  • для нужд не связанных с сельским хозяйством, предоставляются земли несельскохозяйственного назначения;
  • изъятие особо ценных высокопродуктивных земель, определённых в соответствии с уровнем кадастровой оценки для данного региона, не допускается;
  • при изъятии земель для несельскохозяйственных нужд собственник, арендатор обязаны снимать верхний плодородный слой и хранить его с целью последующего восстановления при рекультивации земель либо использовать для повышения продуктивности других угодий.

   Одновременно  земельным законодательством предусмотрены  меры экономического характера  по стимулированию землепользователей  к рациональному использованию  и охране земель (ст. 105-106 ЗК РСФСР). Экономическое стимулирование включает:

  • выделение средств бюджета для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;
  • освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения;
  • частичную компенсацию снижения дохода в результате временной консервации земель;
  • поощрение землепользователей за повышение плодородия почв;
  • установление повышенных цен на экологически чистую продукцию.

2 Особенности ответственности за нарушения земельного законодательства

 

     Законодательство  предусматривает следующие меры ответственности за нарушение земельного законодательства:

  • гражданско-правовую
  • административную
  • уголовную и дисциплинарную ответственность.
 

     Гражданско-правовая ответственность применяется в случаях нарушения имущественных прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков и причинения им ущерба.

     Специфика земельных отношений, условий причинения вреда и его содержания в случаях  нарушения земельного законодательства определяют особенности правового  регулирования этих вопросов.

     Эти особенности определяют необходимость  применения специальных методов  исчисления размера убытков, причиненных  земле как объекту природы. Статья 87 Закона РСФСР “Об охране окружающей природной среды” предусматривает, что вред, причиненный окружающей природной среде в результате экологического правонарушения, возмещается  добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном  порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при  их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния  окружающей природной среды с  учетом понесенных убытков, в том  числе упущенной выгоды. 

     Административная  ответственность наступает за нарушение административного проступка, т.е. противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

       Административная ответственность за нарушение земельного законодательства предусмотрена в виде штрафа. Штраф - денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения в случаях и пределах, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях, выражающееся в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда (без учетом районных коэффициентов), установленному законодательством РФ на момент окончания или пресечения правонарушения, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения. 
 

     Уголовная ответственность наступает за совершение преступления, которым признаётся виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

     КЗОТ  РФ предусматривает меры дисциплинарной ответственности. За нарушение трудовой дисциплины администрация предприятия, учреждения, организации применяет следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; увольнение. При наложение дисциплинарного взыскания должны учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника.

     Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (в  ред. от 9 июля 1999 г.) предусматривает  уголовную ответственность за регистрацию  незаконных сделок с землей (ст 175).

     Статья 254 Уголовного кодекса устанавливает  уголовную ответственность за порчу  земли. Отравление, загрязнение или  иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения  с удобрениями, стимуляторами роста  растений, ядохимикатами и иными  опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании  и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среды, наказываются штрафом в размере  от двухсот до пятисот минимальных  размеров оплаты труда или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

     Те  же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот  же срок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 Список используемой литературы 

  1. Крассов О. И. “Земельное право”: Учебник.- М.: Юрист, 2000.-624 с.
  2. Боголюбов С. А. “Земельное право”: Учебник для вузов.-М.: НОРМА,2001.- 400 с.
  3. Земельный кодекс РСФСР.
  4. Гражданский кодекс РФ.
  5. Уголовный кодекс РФ.
  6. Уголовно-исполнительный кодекс РФ.
  7. Бринчук М.М. «Экологическое право» М. 2002г.
  8. Ерофеев Б.В. «Экологическое право» М. 1992г.
  9. Гусев Р.К. «Экологическое право: учебное пособие» М. 2001г.
  10. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993г.
  11. Земельный кодекс РСФСР. Принят 25 апреля 1991г.
  12. Уголовный кодекс РФ. Принят 24 мая 1996г.
  13. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991г.
  14. Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10 января 1996г.

Информация о работе Особенности ответственности за нарушения земельного законодательства