Ответственность за экологические правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 03:04, доклад

Описание

Система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, является контролем в области охраны окружающей среды (экологическим контролем) (ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

Работа состоит из  1 файл

ДОКЛАД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАВУ ПО ТЕМЕ.docx

— 25.71 Кб (Скачать документ)

загрязнение или  иное изменение природных свойств  воздуха;

по неосторожности причинение вреда здоровью человека;

по неосторожности смерть человека. Критерии экстремального высокого загрязнения атмосферы  воздуха определены в Инструкции о порядке предоставления информации о загрязнении окружающей среды  на территории РФ, утвержденной приказом Росгидромета от 3 июня 1994 г. N 63.

10. Статья 254 УК  РФ - порча земли. Преступность  этого деяния заключается в  отравлении, загрязнении или иной  порче земли вредными продуктами  хозяйственной или иной деятельности  вследствие нарушения правил  обращения с удобрениями, стимуляторами  роста растений, ядохимикатами и  иными опасными химическими или  биологическими веществами при  их хранении, использовании и  транспортировке, если они:

повлекли причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;

совершены в  зоне экологического бедствия или в  зоне чрезвычайной экологической ситуации;

повлекли по неосторожности смерть человека. Отравление почвы есть насыщение ее ядохимикатами  или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, в результате чего земля становится опасной для  здоровья людей, животных, насекомых, растений и иных организмов и использование  ее может вызвать их гибель.

11. Статья 255 УК  РФ - нарушение правил охраны и  использования недр. Данный состав преступления образуют нарушения правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горно-добывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, при обязательном присутствии и наступлении неблагоприятных последствий.

12. Статья 258 УК  РФ - незаконная охота. Деяния  могут образовывать состав преступления как при наличии причиненного ущерба, так и по формальным признакам, к которым относятся применение запрещенных средств охоты, охота на запрещенные виды, охота в не предназначенных для этого местах. Преступлением является незаконная охота, если она совершена:

с причинением  крупного ущерба;

с применением  механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового  уничтожения птиц и зверей;

в отношении  птиц и зверей, охота на которых  полностью запрещена;

на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

13. Статья 260 УК  РФ - незаконная порубка деревьев  и кустарников. Преступный характер  заключается в:

незаконной порубке, а равно повреждении до степени  прекращения роста деревьев, кустарников  и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов  всех групп, а также деревьев, кустарников  и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния свершены в значительном размере;

незаконной порубке, а равно повреждении до степени  прекращения роста деревьев, кустарников  и лиан в лесах всех групп, а  также насаждений, не входящих в  лесной фонд, если эти деяния совершены: неоднократно; лицом с использованием своего служебного положения; в крупном  размере.

Значительным  признается исчисленный по установленным  таксам ущерб, в двадцать раз превышающий минимальный размер оплаты труда. Крупным ущерб признается, если он превышает минимальный размер оплаты труда в двести раз.

14. Статья 261 УК  РФ - уничтожение или повреждение  лесов. Согласно данной статье  преступлением является уничтожение  или повреждение лесов, а равно  насаждений, не входящих в лесной  фонд: в результате неосторожного  обращения с огнем или иными  источниками повышенной опасности;  путем поджога или иным общеопасным способом; в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами.

Экологическими  преступлениями также являются составы  следующих статьей:

загрязнение морской  среды - ст. 252 УК РФ;

нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и  об исключительной экономической зоне РФ - ст. 253 УК РФ;

незаконная добыча водных животных и растений - ст. 256 УК РФ.

И ряд других, предусмотренных гл. 24 УК РФ - преступления против общественной безопасности; гл. 25 УК РФ - преступления против здоровья населения и общественной нравственности; гл. 34 УК РФ - преступления против мира и безопасности человечества.

Субъектами уголовной  ответственности за экологические  преступления могут быть только физические лица, достигшие 16-летнего возраста.

Санкции вышеуказанных  статей предусматривают штрафы в  различных размерах, ограничение  свободы, исправительные работы, арест  на различные сроки, лишение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Понятие экологического преступления сводится к следующему. "Экологическое преступление - это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивают оптимальную жизнедеятельность человека, на экологическую безопасность населения и территорий, и состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, уничтожению, повреждению объектов" (Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2003. С. 287).

Непосредственным  объектом экологических преступлений являются охраняемые уголовным законом  общественные отношения по использованию  отдельных видов природных ресурсов и объектов, обеспечению правопорядка при осуществлении конкретных видов  воздействия на окружающую среду, экологической  безопасности населения и территорий, по сохранению состояния и качества окружающей среды и ее компонентов.

Предмет экологического преступления - окружающая среда в  целом, ее компоненты, продукты человеческой деятельности, с помощью которых  оказывается воздействие на окружающую среду.

Объективная сторона  выражается посредством деяния (действие или бездействие), различных правил, преступных последствий и причиной связи между ними.

Субъективная  сторона - как умышленная, так и  неосторожная вина.

Кроме уголовной  может наступать и административная ответственность.

Законодательство  об административных правонарушениях  состоит из КоАП РФ, вступившем в силу 1 июля 2002 г., и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. КоАП РФ отдельно в Особенной части выделяет гл. 8 - административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. "Родовым объектом экологических правонарушений выступают общественные отношения по охране окружающей среды, по рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности" (Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях: Вводный. М.: Юрайт-М, 2002. С. 48). В специальной ст. 23.29 КоАП РФ определяет полномочия органов, осуществляющих государственный экологический контроль по рассмотрению дел об административных правонарушениях; в ст. 23.21 КоАП РФ определяет полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель; в ст. 23.22 КоАП РФ определяет полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях органов, осуществляющих государственный геологический контроль, в ст. 23.23 КоАП РФ определяет полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной водных объектов; в ст. 23.24 КоАП РФ определяет полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда; в ст. 23.25 КоАП РФ определяет полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях органов охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков; в ст. 23.26 КоАП РФ определяет полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания; в ст. 23.27 КоАП РФ определяет полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях органов рыбоохраны; в ст. 23.28 КоАП РФ определяет полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях органов гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, в ст. 23.31 КоАП РФ определяет полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях органов государственного горного и промышленного надзора, а в ст. 28.3 определяет должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

"Административным  экологическим правонарушением  признается противоправное, виновное  действие либо бездействие, посягающее  на установленный в РФ экологический  правопорядок, здоровье и экологическую  безопасность населения. Причиняющее вред окружающей природной среде или содержащее реальную угрозу причинения, за которое предусмотрена административная ответственность.

Основные признаки, которые служат разграничением состава  административного правонарушения от преступления, определены в УК РФ. Это повторность (ст. 260 п. 2), наличие умысла (ст. 258), крупный ущерб, причинение вреда здоровью людей, животным, сельскохозяйственному производству (ст. 248, 249, 252 УК и др.)" (Экологическое право: Курс лекций и практикум/Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. М.: Издательство "Экзамен", 2003. С. 242).

К правонарушителям в области административного  производства применяются следующие  виды административных наказаний: штраф, предупреждение, возмездное изъятие  орудия совершения или предмета административного  правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому  лицу. Наложение штрафа не освобождает  виновных от обязанности возмещения причиненного вреда и устранения последствий административного  правонарушения. 
 

  
 

  

  

  

Список литературы:

Емьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций. - ЗАО Юстицинформ, 2005 г. 

  

  

 

 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 

 

  :: Реклама :: Карта сайта :: О сайте :: Написать админу :: Обмен ссылками ::

   ^наверх

© Юридический  портал "Правопорядок" Все права  защищены.

 

Информация о работе Ответственность за экологические правонарушения