Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:48, контрольная работа
Приведенное определение представляется неточным. При характеристике экологического правонарушения необходимо обратить внимание на следующие два обстоятельства. Первое касается того, что экологически значимое противоправное деяние не всегда должно быть виновным. В соответствии со ст. 1079 ГК РФ вред, причиненный источником повышенной опасности, должен быть компенсирован независимо от вины причинителя. Второе обстоятельство связано с тем, что совершение экологического правонарушения не всегда сопровождается причинением вреда. В определенных условиях вред мог не наступить, но была реальная угроза его наступления. Н
1. Понятие и структура экологического правонарушения.
2. Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения.
3. Порядок возмещения экологического вреда.
4. Библиография.
5. Решение задач.
Административная ответственность. Административная ответственность за экологические правонарушения применяется уполномоченным на то органом исполнительной власти государства, должностным лицом соответствующего государственного органа или судом (в проекте нового КоАП РФ -мировым судьей или судом). С учетом неблагополучной экологической обстановки в стране, распространенности экологических правонарушений в проект нового КоАП РФ включены в качестве органов, наделенных правом рассматривать административные дела, контрольные органы по охране окружающей природной среды, органы геологического контроля, органы Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем), органы, осуществляющие охрану государственных природных заповедников и национальных природных парков. Она может быть возложена как на физических, так и на юридических лиц. Перечень административных экологических правонарушений в большинстве дается в главе 8 Кодекса об административных правонарушениях, где они группируются в главе "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования". За совершение экологических административных правонарушений могут применяться: предупреждение, штраф, конфискация орудия совершения правонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения. Законодательными актами Российской Федерации могут быть установлены и иные, кроме указанных в КоАП виды административных взыскании.
Уголовная ответственность. Введение специальной главы об ответственности за экологические преступления является одной из новелл нового УК РФ. В прежнем УК было более десятка норм об охране природы, но содержались они в различных главах, в основном среди норм о хозяйственных преступлениях. Ныне в рассматриваемой главе семнадцать статей. Предусмотрена ответственность за экоцид (ст. 358 УК), уничтожение или повреждение природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства (ст.243 УК), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей среды (ст.237 УК). Эти составы преступлений размещены в других главах УК, но они устанавливают ответственность за деяния также сопряженные с причинением вреда природной среде. Таким образом, появилось, наконец, четкое определение в законе круга экологических преступлений, позволяющее выстроить их в систему, и узаконено само название этих посягательств, прежде вызывавшее споры. Суть, однако, не в этом. Главное - изменился подход к общественной и правовой гонке экологических правонарушений и преступлений. Прежнее уголовное экологическое законодательство в основном было ориентировано на то, чтобы пресечь расхищение природных ресурсов. Оно рассматривало природную среду как своеобразную "кладовку" природных богатств, отражало безнадежно устаревшую концепцию приоритета экономических интересов перед экологическими и интересами охраны прав человека на жизнь в благоприятных природных условиях. Игнорировало оно и особую важность защиты здоровья человека, экологического благополучия населения при решении хозяйственных, военных, научных и иных проблем. В новом УК содержание главы "Экологические преступления", как и других, приводится в соответствие с иерархией социальных ценностей, принятых в правовом демократическом государстве (личность, общество, государство), общепринятыми международными нормами и требованиями борьбы с современными формами и видами экологической преступности. УК ориентирован на признание окружающей природной среды биологической основой жизни, здоровья, деятельности человека. С этих позиций экологические преступления есть по сути преступления против человека и всего живого на земле путем воздействия на среду обитания. Существенно меняются и представления об общественной опасности данных преступлений, тогда как до сих пор они относились к разряду малозначительных, второстепенных, сил и средств на борьбу с ними выделялось мало, в государственных программах борьбы с преступностью они не значились. В связи с изложенным, усиливается в целом наказуемость экологических преступлений с одновременной дифференциацией уголовной ответственности в зависимости от характера и опасности содеянного, его
последствий, личности виновного, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств. Конструкция уголовно-правовых норм, как правило, учитывает характер и тяжесть вреда, причиненного экологическим преступлением здоровью или жизни человека. Раньше в УК преобладали нормы, предусматривавшие ответственность за незаконное завладение природными ресурсами, тогда как число норм об ответственности за гораздо более опасные деяния, состоящие в причинении вреда природной среде и здоровью человека, было незначительно, да и те практически не применялись. Например, в последние годы за рыбное браконьерство привлекается около 46% лиц от числа совершивших экологические преступления за год, за незаконную охоту - 24,1%, за незаконную порубку леса - 25,8%, а по делам о загрязнении водного и воздушного бассейнов они составляют всего 1,77%. Ранее доля лиц, привлекаемых за эти преступления, была еще меньше. В новом УК число норм о преступлениях, связанных с причинением вреда природной среде, увеличилось более чем втрое (с 4 до 14).
Гражданско- правовая (имущественная) ответственность. Гражданско- правовая (имущественная) ответственность наступает в тех случаях, когда в результате несоблюдения соответствующих правил и норм причиняется вред окружающей среде, предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам. Такую ответственность несут как юридические, так и физические лица. В соответствии с Гражданским кодексом РФ имущественный вред возмещается виновной стороной в полном объеме (ст. 1064 ГК). Возмещение вреда производится добровольно или по решению суда либо арбитражного суда. При этом ущерб подлежит возмещению понесшей его стороне, в том числе и гражданам (их собственности, имуществу, здоровью). С согласия сторон или по решению суда вред может быть возмещен путем наложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей среды за счет его сил и средств, например, проведение дезактивации зараженного участка местности, вывоз токсичных отходов производства в предназначенное для их захоронения или утилизации и т.п. Вред, причиненный природным объектам и комплексам, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление. В соответствии с ч.3 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением экологического законодательства могут быть предъявлены в суд или арбитражный суд в течение двадцати дней.
3. Порядок возмещения экологического вреда
Вред, причиняемый нарушением правовых экологических требований, называется в доктрине экологического права экологическим или экогенным вредом. В этом случае причиняется вред здоровью и имуществу граждан и юридических лиц. Новым для российского экологического права является элементом экологического вреда является моральный вред, который связан с нравственными переживаниями в связи невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с потерей работы, а также с физической болью, связанной с повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий.
Дела о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, рассматриваются по искам прокурора, государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов, граждан и юридических лиц, во владении и пользовании которых находятся природные ресурсы, администрации государственных заповедников и национальных природных парков. ГК РФ предусматривает два способа возмещения вреда – в натуре (реальный) и в денежном выражении. Что касается реального возмещения вреда в натуре, то при различных видах экологических правонарушений встает вопрос о пределах возможностей такого возмещения. К примеру, применительно к охране земель возмещение вреда в натуре может быть реализовано посредством восстановления прежнего состояния земли. Так, при неправомерном нарушении рельефа земельного участка – участок покрыт траншеями, котлованами и т.п. – восстановление может заключаться в устранении этих недостатков. Восстановление лесных массивов может быть осуществлено посредством новых посадок древесных культур.
При невозможности возмещения вреда в натуре решается вопрос о денежном возмещении. Возмещение причиненного природной среде вреда в денежном выражении определяется рядом способов, предусмотренных законодательством об окружающей среде. В соответствии с Законом об охране окружающей среды возмещение причиненного окружающей среде вреда в результате экологического правонарушения производится: в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами, а также методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Иногда размер причиненного вреда исчисляется в смешанном порядке, т.е. используется комбинация способов. Таксы представляют собой условные единицы оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также с учетом необходимости наказания виновного. Такса состоит как бы из двух частей: одна часть имеет целью возмещение затрат, другая – наказание виновного. Методики подсчета ущерба применяется в случае возмещения вреда, причиненного загрязнением вод, атмосферного, почв. По фактическим затратам возмещается ущерб, когда отсутствуют соответствующие таксы или методики подсчета. В частности, в таком порядке определяется ущерб, причиненный невыполнением обязанностей по рекультивации земель и другими правонарушениями. В смешанном порядке применяются все способы определения размера ущерба. При рассмотрении дела суд может назначить экспертизу для определения подлинного размера ущерба. Однако отсутствие таксы или методик подсчета ущерба не должно служить основанием для отказа в рассмотрением иска в суде или арбитражном суде.
Задача 1.
Гражданин Иванов, проживающий в коттедже, для устройства газона на своем земельном участке вывозил с ближайшего поля плодородную землю.
Правомерны ли его действия?
Неправомерны. Так как по статье 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, поле, с которого была вывезена почва является муниципальной или государственной собственностью. Также по статье 77 Земельного кодекса земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства и предназначенные для этих целей, каковым в данном случае является поле, относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Так как поле является собственностью государства, а также относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и категории недр, то гражданин Иванов должен был спросить разрешение у соответствующих органов на вывоз земли. В случае невыполнения этих условий за пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Задача 2.
Из-за аварии на предприятии «Химпром» произошел сброс фенола на реку, на которой был установлен водозабор. В течение недели жители города употребляли отравленную фенолом воду, чем был нанесен вред их здоровью. В интересах жителей города прокурор предъявил иск предприятию «Химпром».
Определите меру юридической ответственности виновных лиц?
Согласно части 2 статьи 247 Уголовного кодекса РФ производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет. В случае, если эти действия повлекли массовое заболевание или смерть по неосторожности, то наказываются лишением свободы на срок до восьми лет (ч.3 ст. 247).
Библиография
1. Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» от 10 января 2002 года – М., 2011
2. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 года – М., 1996
3. Кодекс об административных правонарушениях от 20 декабря 2001 года – М., 2011
4. Уголовный кодекс от 24 мая 1996 года – М., 2011
5. Гражданский кодекс РФ от 26 января 1996 года – М., 2011
6. Земельный кодекс РФ от 28 сентября 2001 года – М., 2011
7. Бринчук М.М. Экологическое право - М., 2004