Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 14:16, контрольная работа
Отношения человека с природой имеют разносторонний характер. В течение всей истории человек удовлетворял свои потребности или за счет использования природы, ее ресурсов или свойств, или во взаимодействии с ней. Со временем формы отношений человека с природой усложнялись, становились все более разноплановыми. Для того, чтобы предоставить организованности этим отношениям, избежать сокрушительной эксплуатации природных ресурсов, предотвратить их исчерпание и обеспечить рациональное использование и воссоздание, была нужна правовая регламентация. Право природопользования возникло в ответ на эти потребности.
Право природопользования - система юридических норм и средств, направленных на урегулирование отношений относительно эффективного использования, возобновления и охраны природных ресурсов, обеспечения многогранных материальных, экономических и социальных интересов и законных прав субъектов природопользования. Таким образом, под правом природопользования имеется в виду институт общей части экологического права, в котором объединены нормы, которые определяют общие положения для права пользования всеми видами естественных объектов, включая и нормы, которые регулируют их комплексное использование.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Право природопользования. Его содержание и виды………………………..4
2 Основания возникновения права природопользования……………………...5
3 Основания прекращения права природопользования. Переход права
Природопользования…………………………………………………………...5
4 Права и обязанности природопользователей…………………………………6
5 Виды органов государственного управления природопользованием и
охраной окружающей среды. Органы общей компетенции…………………..7
Заключение………………………………………………………………………11
Список использованных источников…………………………………………..12
С учетом действия принципа разделения властей роль Федерального Собрания РФ в государственном управлении природопользованием и охраной окружающей среды минимальна. Она сводится, в частности, к принятию решения об объявлении зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды». Кроме того, на парламент возлагается ряд контрольных полномочий, предусмотренных Конституцией РФ, которые имеют косвенное отношение к рассматриваемой сфере. Причем в основном они принадлежат Государственной Думе. Контрольные полномочия Государственной Думы проявляются в том, что она дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства России и решает вопрос о доверии Правительству России. С учетом того, что государственное финансирование охраны окружающей среды имеет решающее значение для достижения целей поддержания и восстановления благоприятного состояния окружающей среды, контроль Государственной Думы за деятельностью Правительства при формировании бюджета — важная функция управления. Контроль за исполнением федерального бюджета, в том числе по статьям, касающимся охраны окружающей среды, относится к совместному ведению обеих палат Федерального Собрания. На регулярной основе такой контроль от имени Федерального Собрания осуществляет специально созданный орган — Счетная палата.
Природоохранительная деятельность Президента России регулируется многими актами, включая Конституцию РФ. К важнейшим функциям управленческой деятельности Президента, предусмотренных Конституцией, можно отнести определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.
Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом РФ, так и структурами в его администрации. За время действия института президентства в России специальными структурами в администрации Президента были Советник Президента по вопросам экологии и охраны здоровья, Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета Безопасности РФ. Однако первая из названных структур упразднена.
Компетенция Правительства РФ и правительств субъектов РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами — как общими, так и экологическими. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:
- обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;
- осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;
- проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.
Правительство РФ:
- обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
- принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
- организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
- координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
Более подробно полномочия Правительства РФ регламентированы в Законе «Об охране окружающей среды», иных актах законодательства об окружающей среде. В частности, Приятельство РФ:
- обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ;
- координирует деятельность министерств и ведомств на территории РФ в области охраны окружающей среды;
- устанавливает порядок образования и использования федерального внебюджетного экологического фонда;
- организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды;
- устанавливает порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов;
- устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия;
- принимает решения об организации особо охраняемых природных территорий и объектов и включении их в природно-заповедный фонд Российской Федерации;
- организует систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования граждан и др.
Деятельность органов общей компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды на уровне субъектов Российской Федерации регулируется как федеральным законодательством, так и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Она включает обеспечение реализации государственной экологической политики; координацию деятельности министерств и ведомств в данной сфере; планирование рационального природопользования и охраны окружающей среды; организацию ведения кадастров природных ресурсов на уровне субъектов; осуществление государственного контроля за природопользованием и охраной окружающей среды и др.
Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и природопользования определены как Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так и отдельными актами экологического законодательства. Местное самоуправление осуществляется на всей территории России в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Это - наиболее многочисленная система органов в стране, призванная решать задачи в сфере взаимодействия общества и природы. При оценке этих органов важно иметь в виду, что экологические проблемы, как правило, имеют локальный характер.
Местное самоуправление есть выражение власти народа, представляет собой признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. К органам местного самоуправления относятся как выборные, так и другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
В
ведении муниципальных
• владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
•
обеспечение санитарного
• регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
• контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
•
регулирование использования
• благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
• участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
• организация и содержание муниципальной информационной службы.
С
учетом того, что организация
При
характеристике деятельности органов
общей компетенции в области
природопользования и охраны окружающей
среды важно подчеркнуть, что
эти органы как самостоятельно, так
и совместно со специально уполномоченными
органами в данной сфере, по их предложениям
решают задачи по выработке и реализации
государственной экологической политики,
разработке государственных экологических
программ. Органы общей компетенции определяют
порядок осуществления некоторых функций
государственного управления в природопользовании
и охране окружающей среды. Так, Правительство
РФ определяет порядок осуществления
некоторых функций управления, например,
экологического нормирования, государственной
экологической экспертизы, экологического
лицензирования, определения платы за
природопользование. При этом подготовка
и принятие управленческих решений по
нормированию, государственной экологической
экспертизе, определению платы за природопользование
и загрязнение окружающей среды не относится
к компетенции органов общей компетенции.
Важно то, что этим заняты органы специальной
компетенции. И органы общей компетенции
не вправе вмешиваться в этот процесс.
Что касается такой природоохранной меры,
как предоставление лицензий на природопользование,
то эти лицензии выдаются в соответствии
с законодательством и Правительством
РФ, и уполномоченными природоохранными
органами.
Заключение
Правовая регуляция природопользования осуществляется через систему руководящих, обязывающих и запретительных норм права.
Руководящие нормы устанавливают условия и порядок возникновения права пользования природными ресурсами, определяют границы поведения природопользования, предоставляют необходимые гарантии реализации и охраны их прав и эффективного выполнения возложенных на них обязанностей.
Обязывающие
нормы направленные на регуляцию выполнения
природопользование правил использования
естественного богатства, планов и мероприятий,
в отрасли использования и возобновления
природных ресурсов, сохранения и улучшения
естественной среды.
Список использованных источников
Нормативные документы
Книги