Право преродопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 14:16, контрольная работа

Описание

Отношения человека с природой имеют разносторонний характер. В течение всей истории человек удовлетворял свои потребности или за счет использования природы, ее ресурсов или свойств, или во взаимодействии с ней. Со временем формы отношений человека с природой усложнялись, становились все более разноплановыми. Для того, чтобы предоставить организованности этим отношениям, избежать сокрушительной эксплуатации природных ресурсов, предотвратить их исчерпание и обеспечить рациональное использование и воссоздание, была нужна правовая регламентация. Право природопользования возникло в ответ на эти потребности.
Право природопользования - система юридических норм и средств, направленных на урегулирование отношений относительно эффективного использования, возобновления и охраны природных ресурсов, обеспечения многогранных материальных, экономических и социальных интересов и законных прав субъектов природопользования. Таким образом, под правом природопользования имеется в виду институт общей части экологического права, в котором объединены нормы, которые определяют общие положения для права пользования всеми видами естественных объектов, включая и нормы, которые регулируют их комплексное использование.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Право природопользования. Его содержание и виды………………………..4
2 Основания возникновения права природопользования……………………...5
3 Основания прекращения права природопользования. Переход права
Природопользования…………………………………………………………...5
4 Права и обязанности природопользователей…………………………………6
5 Виды органов государственного управления природопользованием и
охраной окружающей среды. Органы общей компетенции…………………..7
Заключение………………………………………………………………………11
Список использованных источников…………………………………………..12

Работа состоит из  1 файл

к.р по эколог праву.doc

— 93.50 Кб (Скачать документ)

    С учетом действия принципа разделения властей роль Федерального Собрания РФ в государственном управлении природопользованием и охраной  окружающей среды минимальна. Она  сводится, в частности, к принятию решения об объявлении зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды». Кроме того, на парламент возлагается ряд контрольных полномочий, предусмотренных Конституцией РФ, которые имеют косвенное отношение к рассматриваемой сфере. Причем в основном они принадлежат Государственной Думе. Контрольные полномочия Государственной Думы проявляются в том, что она дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства России и решает вопрос о доверии Правительству России. С учетом того, что государственное финансирование охраны окружающей среды имеет решающее значение для достижения целей поддержания и восстановления благоприятного состояния окружающей среды, контроль Государственной Думы за деятельностью Правительства при формировании бюджета — важная функция управления. Контроль за исполнением федерального бюджета, в том числе по статьям, касающимся охраны окружающей среды, относится к совместному ведению обеих палат Федерального Собрания. На регулярной основе такой контроль от имени Федерального Собрания осуществляет специально созданный орган — Счетная палата.

    Природоохранительная  деятельность Президента России регулируется многими актами, включая Конституцию  РФ. К важнейшим функциям управленческой деятельности Президента, предусмотренных Конституцией, можно отнести определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

    Управление  охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом РФ, так и структурами в его администрации. За время действия института президентства в России специальными структурами в администрации Президента были Советник Президента по вопросам экологии и охраны здоровья, Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета Безопасности РФ. Однако первая из названных структур упразднена.

    Компетенция Правительства РФ и правительств субъектов РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами — как общими, так и экологическими. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:

    - обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;

    - осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;

    - проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

    Правительство РФ:

    - обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

    - принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

    - организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

    - координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

    Более подробно полномочия Правительства РФ регламентированы в Законе «Об охране окружающей среды», иных актах законодательства об окружающей среде. В частности, Приятельство РФ:

    - обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ;

    - координирует деятельность министерств и ведомств на территории РФ в области охраны окружающей среды;

    - устанавливает порядок образования и использования федерального внебюджетного экологического фонда;

    - организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды;

    - устанавливает порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов;

    - устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия;

    - принимает решения об организации особо охраняемых природных территорий и объектов и включении их в природно-заповедный фонд Российской Федерации;

    - организует систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования граждан и др.

    Деятельность  органов общей компетенции в  области природопользования и охраны окружающей среды на уровне субъектов Российской Федерации регулируется как федеральным законодательством, так и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Она включает обеспечение реализации государственной экологической политики; координацию деятельности министерств и ведомств в данной сфере; планирование рационального природопользования и охраны окружающей среды; организацию ведения кадастров природных ресурсов на уровне субъектов; осуществление государственного контроля за природопользованием и охраной окружающей среды и др.

    Полномочия  органов местного самоуправления в  области охраны окружающей среды  и природопользования определены как  Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так и отдельными актами экологического законодательства. Местное самоуправление осуществляется на всей территории России в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Это - наиболее многочисленная система органов в стране, призванная решать задачи в сфере взаимодействия общества и природы. При оценке этих органов важно иметь в виду, что экологические проблемы, как правило, имеют локальный характер.

    Местное самоуправление есть выражение власти народа, представляет собой признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. К органам местного самоуправления относятся как выборные, так и другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

    В ведении муниципальных образований  находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные  полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. К вопросам местного значения относятся:

    • владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в  муниципальной собственности;

    • обеспечение санитарного благополучия населения;

    • регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

    • контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

    • регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений  общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

    • благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

    • участие в охране окружающей среды  на территории муниципального образования;

    • организация и содержание муниципальной информационной службы.

    С учетом того, что организация государственного управления на федеральном уровне отнесена в соответствии с Конституцией РФ к компетенции Президента России и в законодательстве, как правило, не называются конкретные органы как  адресаты норм, для органов общей компетенции важнейшей является функция координации государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Она реализуется, во-первых, посредством создания оптимальной системы органов исполнительной власти. И, во-вторых, путем определения конкретных органов как головных и наделенных координационной функцией.

    При характеристике деятельности органов  общей компетенции в области  природопользования и охраны окружающей среды важно подчеркнуть, что  эти органы как самостоятельно, так и совместно со специально уполномоченными органами в данной сфере, по их предложениям решают задачи по выработке и реализации государственной экологической политики, разработке государственных экологических программ. Органы общей компетенции определяют порядок осуществления некоторых функций государственного управления в природопользовании и охране окружающей среды. Так, Правительство РФ определяет порядок осуществления некоторых функций управления, например, экологического нормирования, государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, определения платы за природопользование. При этом подготовка и принятие управленческих решений по нормированию, государственной экологической экспертизе, определению платы за природопользование и загрязнение окружающей среды не относится к компетенции органов общей компетенции. Важно то, что этим заняты органы специальной компетенции. И органы общей компетенции не вправе вмешиваться в этот процесс. Что касается такой природоохранной меры, как предоставление лицензий на природопользование, то эти лицензии выдаются в соответствии с законодательством и Правительством РФ, и уполномоченными природоохранными органами. 
 
 

    Заключение 

    Правовая  регуляция природопользования осуществляется через систему руководящих, обязывающих и запретительных норм права.

    Руководящие нормы устанавливают условия  и порядок возникновения права  пользования природными ресурсами, определяют границы поведения природопользования, предоставляют необходимые гарантии реализации и охраны их прав и эффективного выполнения возложенных на них обязанностей.

    Обязывающие нормы направленные на регуляцию выполнения природопользование правил использования естественного богатства, планов и мероприятий, в отрасли использования и возобновления природных ресурсов, сохранения и улучшения естественной среды.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованных источников

    Нормативные документы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. // Росс. газ. 1993. 25 дек.
  2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
  3. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ
  4. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г.
  5. Лесной кодекс РФ от 22 января 1997г
 

Книги 

  1. Экологическое право России. / Под ред. В.Д. Ермакова, А.Я. Сухарева. - М., 2005.
  2. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.:2004..
 
  1. Кузнецова Н.В. Экологическое право. - М., 2004.

Информация о работе Право преродопользования