Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 10:13, лекция
Понятие и общая характеристика права государственной собственности на объекты природы. Соотношение объектов правовой охраны и права государственной собственности. Государство – субъект права собственности на объекты природы. Парламент РК и местные органы представительной и исполнительной власти и их полномочия по реализации права собственности на объекты природы. Содержание и охрана права собственности на объекты природы.
Право собственности на объекты природы
Понятие и общая характеристика права государственной собственности на объекты природы. Соотношение объектов правовой охраны и права государственной собственности. Государство – субъект права собственности на объекты природы. Парламент РК и местные органы представительной и исполнительной власти и их полномочия по реализации права собственности на объекты природы. Содержание и охрана права собственности на объекты природы.
Понятие и общая характеристика права частной собственности на природные ресурсы. Содержание права частной собственности на природные ресурсы. Субъекты и объекты права частной собственности на природные ресурсы. Основания возникновения, изменения и прекращения права частной собственности на природные ресурсы.
Право частной собственности на природные ресурсы
Как уже отмечалось ранее, в результате проведения земельной реформы (1991-1996 гг.), конституционного закрепления частной собственности на землю, принятия указа о земле произошли серьезные изменения в реформировании сельского хозяйства республики, обусловившие появление новых субъектов земельных правоотношений на селе.
Субъектами права частной собственности на землях сельскохозяйственного назначения стали граждане, которым земля предоставлена для ведения личного подводного хозяйства, наследия, а также другими объектами, находящимися в собственности государства;
- земельные участки, водные и иные природные объекты государственных природных заповедников, национальных природных парков, природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий РК;
- виды растений и животных, занесенные в Красную Книгу РК;
- виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РК, а также животные, отнесенные к видам, попадающим под действие международных актов по их охране;
- месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;
- водные объекты, расположенные на территории страны, а также пограничные и трансграничные водные объекты;
- иные природные ресурсы.
Право государственной собственности на природные ресурсы
Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности, что представляется оправданным подходом по всем основаниям темы. Право государственной собственности установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира и другие объекты. При этом встает главный вопрос - о разграничении права государственной собственности на природные ресурсы между субъектами страны и ее субъектами. Соответственно к природным ресурсам РК могут относиться:
- земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению республиканских органов государственной власти;
- земельные участки, занятые энергетическими, транспортными и космическими системами (кроме российских), объектами ядерной энергетики, связи, метеослужбы, историко-культурного и природного Предусматривается, что право собственности на имущество, которое имеет собственника (что вполне относится к природным ресурсам), может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или сделки об отчуждении этого имущества. Право частной собственности на природные ресурсы может возникнуть на основе передачи в соответствии с действующим законодательством о природных ресурсах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, частным лицам.
Природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть обращены в частную или государственную собственность в случае их передачи частному лицу (физическому или юридическому) или государству в соответствии с законодательствами.
Общие основания прекращения права собственности определяются соответствующими статьями Гражданского Кодекса РК.
По решению собственника в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.