Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:04, реферат
Природные ресурсы – это средства к существованию, без которых человек не может жить и которые он находит в природе. Это вода, почвы, растения, животные, минералы, которые мы используем непосредственно или в переработанном виде. Они дают нам пищу, одежду, кров, топливо, энергию и сырье для работы промышленности, из них человек создает предметы комфорта, машины и медикаменты.
Введение
Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы
Право государственной собственности на природные ресурсы
Право муниципальной собственности на природные ресурсы
Право частной собственности на природные ресурсы
Защита права собственности на природные ресурсы
Заключение
На собственника земли
возложены и соответствующие
обязанности, в том числе использовать
земельные участки в
Сегодня частная собственность на землю рассматривается законодателем как в определенной степени приоритетный вид права собственности. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в частную собственность, за исключением тех участков, которые в соответствии с федеральным земельным законодательством не могут находиться в частной собственности (ст. 15 ЗК РФ).
Лесной фонд и расположенные
на землях обороны леса находятся
в федеральной собственности
и могут передаваться в собственность
субъектов РФ. В зарубежных странах
с развитой рыночной экономикой, как
правило, большая часть лесных земель
находится в частной
В собственности иностранных
граждан, лиц без гражданства
и иностранных юридических лиц
не могут находиться лесные участки,
предусмотренные перечнем, утвержденным
указом Президента РФ. Лесные участки,
принадлежащие на праве собственности
гражданам и юридическим лицам,
не подлежат переводу в земли иных
категорий. Закреплены права и обязанности
собственников лесных участков, подобные
правомочиям собственников
Водный кодекс РФ, предусматривает, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 8). В собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами, могут находиться пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.
Водный кодекс РФ в прежней
редакции устанавливал в Российской
Федерации государственную
Указанные объекты могут
отчуждаться в соответствии с
гражданским законодательством
и земельным законодательством
вместе с земельным участком, в
границах которого они расположены.
При этом не допускается раздел земельных
участков, если в результате такого
раздела требуется раздел пруда,
обводненного карьера. Право собственности
на данные объекты прекращается одновременно
с прекращением права собственности
на соответствующий земельный
Находящиеся в государственной
или муниципальной
Можно сказать, что в основном
превалирует государственная
Животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.
Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормами международного права.
Разграничение
государственной
Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К объектам животного мира нормы гражданского права касающиеся имущества, в том числе продажи, залога и других сделок, применяются постольку, поскольку это допускается настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
От имени
Российской Федерации и
Правительство
Российской Федерации по
Отношения по владению, пользованию и распоряжению объектами животного мира регулируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Федеральным законом.
Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Государственная собственность на недра, включает участки недр, содержащие в недрах полезные ископаемые, геологическую информацию и недвижимое горное имущество. Доказывается, что добытые полезные ископаемые также должны находиться в государственной собственности.
Законом "О недрах" установлена исключительно государственная собственность на недра, под которой понимается совместная собственность Российской Федерации и ее субъектов. Поскольку механизм совместной собственности и совместного ведения в российском законодательстве не разработан и вряд ли будет разработан в ближайшее время, то первое, что практически необходимо решить, - это разграничить государственную собственность на недра на федеральном и региональном уровнях с возможным выделением объектов муниципальной собственности.
Право муниципальной собственности на природные ресурсы
В современной правовой науке
вопрос о возможности признания
бесхозяйным такой
До принятия действующего Земельного кодекса в юридической науке не существовало единого мнения относительно возможности применения к земельным участкам режима бесхозяйного имущества и, как следствие, - возможности приобретения муниципальным образованием права собственности на такие земельные участки.
Многие утверждали, что к земле такой режим не может быть применен, так как, согласно п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса, земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. Согласно указанному мнению делался вывод, что в Российской Федерации не существует бесхозяйной земли. Однако справедливым представляется мнение, в соответствии с которым указанная норма дает лишь определение государственных земель и не является основанием возникновения права государственной собственности на землю. Пункт 2 ст. 214 ГК РФ лишь констатирует, что на момент принятия Гражданского кодекса РФ в государственной собственности находятся земельные участки, не переданные в собственность граждан, юридических лиц и муниципальных образований.
С момента вступления в силу Земельного кодекса РФ было установлено, что при отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством.
Также, согласно ст. 25 ЗК РФ признает возможность возникновения прав на земельные участки по основаниям, предусмотренным Гражданским законодательством. Таким образом, Земельный кодекс в настоящее время дает все основания применять ст. 225 ГК РФ к возникновению права собственности на бесхозяйные земельные участки.
В ст. 225 ГК РФ предусматривает три основания признания вещи бесхозяйной. В первом случае бесхозяйной признается вещь, не имеющая собственника, во втором - вещь, собственник которой не известен, и в третьем - вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Учитывая, что земля является не только недвижимым имуществом, но и природным ресурсом, то есть представляет большое значение с экологической, социальной и экономической точек зрения, действующее законодательство не допускает случаев отсутствия собственника у такого имущества.
Также невозможны и случаи, когда собственник имущества был бы неизвестен, поскольку если право на земельный участок когда-либо возникло, то оно должно быть зарегистрировано в установленном порядке, а если право не зарегистрировано, то оно не могло возникнуть.
Таким образом, Земельный
кодекс РФ предусмотрел лишь одно из названных
в ст. 225 ГК РФ оснований признания
земельного участка бесхозяйным - отказ
собственника от прав на земельный
участок. Необходимо отметить, что таким
собственником может выступать
лишь физическое или юридическое
лицо, так как законодательством
не предусмотрена возможность
В соответствии со ст. 236 Гражданского кодекса отказ гражданина или юридического лица от права собственности на принадлежащий ему земельный участок не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении этого участка до приобретения права собственности на него другим лицом.
Согласно ст. 43 ЗК РФ отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, таких как:
- использование земельных
участков в соответствии с
их целевым назначением и
-сохранение межевых, геодезических и других специальных знаков, установленных на земельных участках в соответствии с законодательством;
- осуществление мероприятий
по охране земель, соблюдение
порядка пользования лесами, водными
и другими природными
- своевременное начало
использования земельных
- своевременное внесение платежей за землю;
Информация о работе Право собственности на природные ресурсы