Правовая охрана атмосферного воздуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2011 в 13:02, реферат

Описание

Цель работы заключается в том, чтобы показать развернутую картину представлений о такой правовой категории как охрана атмосферного воздуха.

Реализация данной цели подразумевает выполнение ряда задач:

Раскрыть содержание понятия атмосферный воздух как объект правовой охраны.
Исследовать правовые меры охраны атмосферного воздуха.
Проанализировать законодательство Республики Беларусь.
Проанализировать международное законодательство.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА..............5

РАЗДЕЛ 1.1. Атмосферный воздух как объект правовой охраны………………………………………………………………...5

РАЗДЕЛ 1.2. Правовые меры охраны атмосферного воздуха....6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...14

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...15

Работа состоит из  1 файл

ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА.doc

— 78.50 Кб (Скачать документ)
  • предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (ориентировочно безопасных уровней воздействия) и уровней вредных физических и иных воздействий на него;
  • предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических и иных воздействий на него;
  • предельных объемов образования загрязняющих веществ при эксплуатации технологического и другого оборудования, сооружений и объектов;
  • потребления атмосферного воздуха для производственных нужд;
  • содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических и иных воздействий передвижных источников на атмосферный воздух;
  • удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. [2,ст.20]

    Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (ориентировочно безопасных уровней воздействия) и уровней вредных физических и иных воздействий на него, гарантирующие безопасность здоровью людей и окружающей среде, устанавливаются для оценки состояния атмосферного воздуха и являются едиными для всей территории Республики Беларусь. В случае необходимости органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, для отдельных районов могут устанавливаться более жесткие нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (ориентировочно безопасных уровней воздействия) и уровней вредных физических и иных воздействий на него. Указанные нормативы и методы их определения утверждаются и вводятся в действие республиканским органом, осуществляющим государственный санитарный надзор, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

    Для оценки экологической безопасности различных источников вредного воздействия на атмосферный воздух проводится нормирование вредных воздействий на атмосферный воз дух. Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и других вредных воздействий на него устанавливаются:

  • для каждого стационарного источника выбросов, за исключением источников загрязнения атмосферного воздуха, для которых не устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, по перечню, определенному Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;
  • для различных технологических процессов, технологического и другого оборудования, сооружений и объектов;
  • для каждого типа передвижных источников, производимых и (или) эксплуатируемых на территории Республики Беларусь.

    Данные  нормативы, методы их определения и  виды источников, для которых они разрабатываются, утверждаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды или его территориальными органами в пределах их полномочий. Так, нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются на уровне, при котором выбросы загрязняющих веществ и вредные физические и иные воздействия от конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспективы его развития не приведут к превышению нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и предельно допустимых уровней вредных физических и иных воздействий на него.

    Законом Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрены требования по охране атмосферного воздуха при  осуществлении хозяйственной и  иной деятельности на всех этапах такой деятельности, а именно:

  • при проектировании, строительстве, реконструкции городов и других населенных пунктов;
  • размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых производственных и сельскохозяйственных комплексов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов и оборудования;
  • внедрении открытий, изобретений, новых технических систем;
  • применении средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов.

    С целью охраны атмосферного воздуха  запрещается:

  • ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, не соответствующих требованиям законодательства об охране атмосферного воздуха;
  • внедрение открытий, изобретений, рационализаторских предложений, новых технических систем, транспортных и иных передвижных средств и установок, веществ и материалов, если они не соответствуют установленным в Республике Беларусь требованиям по охране атмосферного воздуха и не обеспечены техническими средствами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредными физическими и иными воздействиями на него;
  • применение и разведение биологических микроорганизмов, не свойственных природе данного региона, а также полученных искусственным путем, без разработки эффективных мер предотвращения их неконтролируемого размножения.

    Государственное регулирование и управление в  области охраны атмосферного воздуха  осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы в пределах их компетенции.

    Президент Республики Беларусь в области охраны атмосферного воздуха:

      определяет единую государственную  политику;

    утверждает  государственные программы;

    определяет  условия и формы предоставления государственной поддержки юридическим  лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области охраны атмосферного воздуха;

    осуществляет  иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь и  законами. [2,ст.4-5]

    Охрана  атмосферного воздуха на международном  уровне урегулирована Конвенцией о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния - многосторонним рамочным соглашением, содержащим общие обязательства государств по контролю за загрязнением; обмену информацией о состоянии окружающей среды; взаимным консультациям; мониторингу атмосферного воздуха; оценке трансграничного воздействия.

    Согласно  данной Конвенции страны должны стремиться ограничивать и, насколько это возможно, постепенно сокращать и предотвращать загрязнение воздуха, включая его трансграничное загрязнение на большие расстояния. [1]

    На  международном уровне урегулировано  исключительно трансграничное загрязнение  воздуха на большие расстояния, понимаемое как загрязнение воздуха, физический источник которого расположен полностью  или частично в пределах территории, находящейся под национальной юрисдикцией одного государства, и отрицательное влияние которого проявляется на территории, находящейся под юрисдикцией другого государства, на таком расстоянии, что в целом невозможно определить долю отдельных источников или групп источников выбросов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В современный период атмосфера Земли  претерпевает множественные изменения коренного характера: модифицируются ее свойства и газовый состав, возрастает опасность разрушения ионосферы и стратосферного озона; повышается ее запыленность;  нижние слои атмосферы насыщаются вредными доля живых организмов газами и веществами промышленного и другого хозяйственного происхождения. Вследствие огромных выбросов техногенных газов и веществ, достигающих многих миллиардов тонн в год, происходит нарушение газового состава атмосферы. В связи с этим встает острая проблема урегулирования хозяйственной и иной деятельности  человечества и правовой охраны атмосферного воздуха.

    В соответствии с белорусским законодательством атмосферный воздух представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

    Охрана  атмосферного воздуха - деятельность государственных  органов, общественных объединений, иных юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, направленная на сохранение и восстановление качества атмосферного воздуха посредством уменьшения и (или) предотвращения загрязнения атмосферного воздуха. Данный вопрос урегулирован Законом «Об охране атмосферного воздуха» и иными нормативными правовыми актами.

    Для достижения и сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха устанавливаются  нормативы качества атмосферного воздуха и иные меры правовой охраны. В целом государством уделяется немало внимания вопросам охраны атмосферного воздуха, однако многие вопросы необходимо разрешать на международном уровне. 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния от 13 ноября 1979 года // www.bellona.ru/Casefiles/geneva79
  2. Об охране атмосферного воздуха: Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 2-З в ред. от 16.12.2008 № 2-3 // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2010.
  3. Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-12: в ред. от 31.12.2009 № 114-З // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2010.
  4. Шаршун Е.В. Обзор нового закона Республики Беларусь "Об охране атмосферного воздуха"/ Е.В.Шаршун,// Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2010.
  5. Экологическое право: пособие/ С.А. Балашенко и др. – Мн.: Выш. шк., 2009. – 318с.

Информация о работе Правовая охрана атмосферного воздуха