Правовая охрана недр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:29, контрольная работа

Описание

Недра, как и земля, являются объектом правовой охраны. Значение недр и их охраны возрастает в связи с разведкой и добычей полезных ископаемых, являющихся основным источником потребляемой энергии. Минеральные ресурсы — нефть, уголь, газ в отличие от других источников энергии (ветровой, солнечной, атомной, приливной) не возобновляемы, вследствие чего обеспечение прав на них, их рациональное использование, охрана постоянно актуализируются на международном и национальном уровнях.

Содержание

1 Правовая охрана недр………………………………………………….3
1.1 Права собственности и пользования………………………………..3
1.2 Лицензирование недропользования…………………………………6
1.3 Охрана недр континентального шельфа
и захоронение отходов на нем…………………………………………...8
Задача 1……………………………………………………………………11
Задача 2……………………………………………………………………13
Список используемой литературы………………………………………14

Работа состоит из  1 файл

Экологическое право (контрольная).docx

— 44.57 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Самарский Государственный  Университет»

Юридический факультет

 

Кафедра__________________

__________________

__________________

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу: «Экологическое право»

Вариант №3

Выполнил: студент

4 курса заочного  отделения

юридического  факультета

09403.30 группы

Несмеянова Дарья  Сергеевна

 

 

 

САМАРА 2011

Содержание

 

1 Правовая охрана недр………………………………………………….3

1.1 Права собственности  и пользования………………………………..3

1.2 Лицензирование недропользования…………………………………6

1.3 Охрана недр континентального шельфа

и захоронение отходов  на нем…………………………………………...8

Задача 1……………………………………………………………………11

Задача 2……………………………………………………………………13

Список используемой литературы………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Правовая охрана недр

   Недра, как и земля, являются объектом правовой охраны. Значение недр и их охраны возрастает в связи с разведкой и добычей полезных ископаемых, являющихся основным источником потребляемой энергии. Минеральные ресурсы — нефть, уголь, газ в отличие от других источников энергии (ветровой, солнечной, атомной, приливной) не возобновляемы, вследствие чего обеспечение прав на них, их рациональное использование, охрана постоянно актуализируются на международном и национальном уровнях.

 

1.1 Права собственности и пользования

 

   Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Правовой охране недр уделяется все большее внимание

как в международных актах, так и в национальном законодательстве.

   Законодательство РФ регулирует общественные отношения, связанные с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее континентального шельфа; использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; добычей торфа,

сапропелей (отложений со дна водоемов, используемых в качестве удобрений) и иных специфических минеральных ресурсов (включая подземные воды и рассолы).

   Собственность на недра. В ведении России находятся федеральная государственная собственность (в том числе недра) и управление ею; определение статуса и защита исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ1.В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится законодательство о недрах, об охране окружающей среды.2

   Закон РФ «О недрах» определяет правовые и экономические основы рационального комплексного использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан России, а также нрав пользователей недр.

   Для правовой охраны недр первостепенное значение имеет проблема собственности на недра, поскольку именно от нее зависит, в конечном счете, размежевание компетенции, обязанности по защите минеральных ресурсов- главного современного богатства России. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

   Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

  Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.3

   В соответствии с законодательством к участкам недр, находящимся в федеральной собственности, относятся те из них, которые имеют общегосударственное значение.

   От имени государства правомочия собственника реализуют его компетентные органы: общей компетенции (Федеральное Собрание, Президент, Правительство, местные администрации) и специальной компетенции (Министерство природных ресурсов РФ, Госкомэкология России, Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор), Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор) и другие).4

   Указанные органы осуществляют государственное регулирование в сфере горных отношений, то есть общественных отношений, связанных с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории России и ее континентального шельфа, а также в связи с использованием и захоронением отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (торфа, сапропелей и др.), подземных вод.

   Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля, принятия нормативных актов.

Сроки и основания  пользования недрами.

   Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для:

  • геологического изучения - на срок до 5 лет или на срок до 10 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;
  • добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;
  • добычи подземных вод - на срок до 25 лет;

добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками  недр в соответствии со статьей 21.1 настоящего Закона - на срок до 1 года.

   Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.

   Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.

Основаниями получения права  пользования недр могут быть:

— решение Правительства  РФ по результатам конкурса или аукциона, совместное решение Минприроды России (его территориальных органов) и органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, решение Правительства РФ, согласованное с органами исполнительной власти

субъекта РФ, для целей  захоронения радиоактивных, токсичных  и иных опасных отходов в глубоких горизонтах;

— установленный органами представительной власти субъектов РФ порядок получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного

значения для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, вступившее в силу соглашение о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

   Порядок продления срока пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции определяется указанным соглашением.

   Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр.5

   Право недропользования является платным, за исключением использования недр для общего геологического изучения, создания особо охраняемых геологических объектов, а также добычи общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод собственниками и владельцами земельных участков для своих нужд.

  Ограничения пользования недрами. Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.Таким образом, основанием возникновения права недропользования является сложный юридический состав как совокупность юридических фактов, главное место среди которых занимает лицензия - специальное разрешение компетентного государственного органа по управлению использованием и охраной недр.6

   Пользование участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если они наделены законодательством правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами.

   Пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, технических проектов, планов и схем развития горных работ; недопущение самовольного пользования недрами; полноту геологического изучения и комплексное использование недр; достоверную оценку запасов полезных ископаемых; наиболее полное извлечение из

недр запасов полезных ископаемых; охрану их от затопления, наводнения, пожаров; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке полезных ископаемых; предоставление геологической информации в

федеральный и территориальный  фонды геологической информации; предоставление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и  оставляемых в недрах запасах  полезных ископаемых; предотвращение загрязнения недр, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования (рекультивацию).7

 

1.2 Лицензирование  недропользования

 

   Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на установленной формы бланке с Государственным гербом России. Она включает текстовые, графические приложения, которые являются неотъемлемой составной частью

лицензии и определяют основные условия пользования недрами.8

   Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении заранее установленных

условий, в том числе  по охране недр и всей окружающей среды.

   Выдача  лицензий. Лицензии предоставляются после проведения конкурсов и аукционов. Информация о предстоящих конкурсах и аукционах, об их итогах, о предоставлении лицензий должна быть опубликована в общероссийских и издаваемых на территориях соответствующих субъектов

РФ средствах массовой информации.

   Основными критериями при проведении конкурса или аукциона и определении победителей должны являться:

1) научно-технический уровень  и сроки реализации программ изучения и использования недр; 2) полнота извлечения полезных ископаемых; 3) вклад в социально- экономическое развитие территории; 4) эффективность

природоохранных мероприятий.

   Основным критерием для выявления победителя согласно закону является размер разового платежа за право пользования участком недр. Порядок и условия проведения конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, порядок формирования конкурсных или аукционных

комиссий, порядок принятия ими решений определяются в Минприроды России или его территориальном органе совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ.

   Отказ в приеме заявки на участие в конкурсе может последовать в следующих случаях: 1) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения; 2) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ, охраны окружающей среды; 3) если в случае предоставления лицензии данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.9

Информация о работе Правовая охрана недр