Правовая охрана животного мира Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:05, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение вопроса правовой охраны животного мира Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Совершить исторический экскурс по охраны животного мира в Республике Беларусь;
Охарактеризовать животный мир как объект использования.
Изучить животный мир Республики Беларусь как объект правового регулирования.

Работа состоит из  1 файл

Аня1.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)

     Животные, входящие в состав животного мира, находятся в пространственных пределах государства. Прибывающие в ходе миграции через государственные границы дикие животные автоматически включаются в состав животного мира республики и становятся объектами права государственной собственности, с чем связаны значительные колебания численности животных, входящих в состав животного мира Республики Беларусь.

     Еще одним признаком животного мира как объекта экологических правоотношений является нахождение организмов в живом состоянии. Дикие животные, умершие в силу естественных причин или умерщвленные человеком, автоматически (т.е. без оформления каких-либо документов) исключаются из состава животного мира независимо от иных правовых последствий, например от наступления ответственности за незаконную добычу животного.

     Приведенная выше норма Закона Республики Беларусь «О животном мире» включает в состав животного мира диких животных, содержащихся в неволе. Следует отметить, что ранее законодательство содержало такой признак животного мира, как нахождение животных в состоянии естественной свободы. Аналогичная трактовка предлагается и в научной литературе, причем состояние естественной свободы рассматривается в качестве ключевого признака животного мира как объекта экологических правоотношений. Таким образом, понятие животного мира в новом Законе расширено. Однако необходимо отметить, что дикие животные, содержащиеся в неволе, могут быть объектами лишь отдельных экологических правоотношений, в частности по их охране, воспроизводству, вселению, созданию зоологических коллекций. При этом к ним неприменим ряд положений законодательства о животном мире, например об охране среды обитания, контроле в области охраны и рационального использования животного мира и др.

     Согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь «О животном мире» объекты животного мира, обитающие в состоянии естественной свободы на территории Республики Беларусь, находятся в собственности государства. Дикие животные, их части и (или) дериваты, изъятые в установленном порядке из среды их обитания, а также содержащиеся и (или) разведенные в неволе юридическими лицами, гражданами, находятся в собственности указанных субъектов, если иное не установлено законодательными актами. В случаях, предусмотренных законодательными актами, могут устанавливаться ограничения и запреты на использование изъятых диких животных, их частей и (или) дериватов, находящихся в собственности юридических лиц, граждан, а также на использование диких животных, содержащихся и (или) разведенных в неволе.

     В соответствии с Законом Республики Беларусь «О животном мире» пользование объектами животного мира представляет собой использование объектов животного мира, полезных свойств и (или) продуктов жизнедеятельности объектов животного мира при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

     Право пользования животным миром представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих условия и порядок использования объектов животного мира, их сохранения и воспроизводства, права и обязанности пользователей животного мира. Использование объектов животного мира должно осуществляться способами, не приводящими в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и тем самым сохраняющими его способность к воспроизводству и удовлетворению потребностей нынешнего и будущих поколений людей.

     В Республике Беларусь могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:

  • охота;
  • промысловая охота;
  • любительское рыболовство;
  • промысловое рыболовство;
  • добыча и заготовка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства;
  • пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности;
  • пользование полезными свойствами жизнедеятельности объектов животного мира;
  • пользование продуктами жизнедеятельности объектов животного мира.

     Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды обитания (добыча или отлов диких животных) либо без такового. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь утверждаются лимиты на изъятие диких животных, т.е. установленные для субъектов, осуществляющих специальное пользование объектами животного мира, на некоторый определенный период предельно допустимые объемы изъятия диких животных.

     В зависимости от оснований возникновения право пользования животным миром подразделяется на общее и специальное.

     Согласно ст. 25 Закона Республики Беларусь «О животном мире» в порядке общего пользования граждане осуществляют охоту; любительское рыболовство; добычу диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства; пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности; пользование полезными свойствами жизнедеятельности объектов животного мира; пользование продуктами жизнедеятельности объектов животного мира. При этом многие из указанных в данной статье видов пользования животным миром, отнесенных к общему природопользованию, осуществляются в разрешительном порядке и за плату, что не соответствует традиционной трактовке признаков общего природопользования в юридической литературе. Например, граждане вправе охотиться при наличии ряда документов, перечисленных в ст. 27 Закона, и должны уплатить государственную пошлину за предоставление права на охоту.

     Право специального пользования объектами животного мира осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями за плату, если иное не установлено Законом Республики Беларусь «О животном мире» и иными законодательными актами, по следующим видам: промысловая охота; промысловое рыболовство; заготовка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства; пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности; пользование полезными свойствами жизнедеятельности объектов животного мира; пользование продуктами жизнедеятельности объектов животного мира.

     Основаниями возникновения специального пользования объектами животного мира выступают решения уполномоченных государственных органов, разрешения, договоры, специальные разрешения (лицензии), в частности:

  • промысловая охота осуществляется пользователем охотничьих угодий, которому в установленном порядке предоставлено право на ведение охотничьего хозяйства. Промысловую охоту могут осуществлять лица, работающие у пользователей охотничьих угодий по трудовому или гражданско-правовому договору и имеющие право на охоту. Право на охоту на территории Республики Беларусь с орудиями охоты имеют дееспособные граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18-летнего возраста, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, имеющие государственное удостоверение на право охоты и уплатившие государственную пошлину за предоставление права на охоту. Государственное удостоверение на право охоты выдается организацией Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь гражданину, сдавшему специальный охотничий экзамен, сроком на 10 лет. Иностранным гражданам право на охоту на территории Республики Беларусь предоставляется при наличии удостоверений на право охоты, выданных в стране постоянного места жительства;
  • промысловое рыболовство осуществляется арендаторами рыболовных угодий в соответствии с установленными квотами на вылов рыбы при наличии права на ведение рыболовного хозяйства. Промысловое рыболовство осуществляют лица, работающие у арендаторов рыболовных угодий на основании трудового или гражданско-правового договора и имеющие промысловые билеты, выдаваемые Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь сроком на один год каждому лицу, которое будет осуществлять промысловое рыболовство в арендованных рыболовных угодьях;
  • заготовка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, осуществляется на основании решения местного Совета депутатов, согласованного с соответствующей районной инспекцией природных ресурсов и охраны

       окружающей среды, и лимитов на заготовку и (или) закупку таких животных;

     • пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности с изъятием их из среды обитания осуществляется на основании разрешения, выдаваемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (за исключением диких животных, включенных в перечень видов диких животных, пользование которыми в указанных целях осуществляется без разрешения). Изъятие диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, их кладок, яиц или икры из среды обитания может осуществляться юридическими лицами государственной формы собственности в научно-исследовательских, культурно-просветительных и иных целях на основании разрешений, выдаваемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь при наличии заключения Национальной академии наук Беларуси.

     Право на специальное пользование объектами животного мира предоставляется без выделения земельных участков и (или) водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства.

     Закон Республики Беларусь «О животном мире» предусматривает следующие виды деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира:

  • ведение охотничьего хозяйства;
  • ведение рыболовного хозяйства;

         • закупка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства.

     Право ведения охотничьего или рыболовного хозяйства возникает у юридического лица после заключения письменного договора аренды охотничьих или рыболовных угодий либо принятия Президентом Республики Беларусь решения об их передаче в безвозмездное пользование при наличии лицензии, выдаваемой Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь (на ведение охотничьего хозяйства) или Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (на ведение рыболовного хозяйства). Перечень юридических лиц, которым охотничьи и рыболовные угодья предоставляются в безвозмездное пользование, определяется Правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты, Правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства. Договоры аренды охотничьих и рыболовных угодий заключаются на основании решения местного Совета депутатов по результатам проведенного конкурса или аукциона. Торги на право заключения договора аренды охотничьих или рыболовных угодий организует и проводит местный исполнительный и распорядительный орган. Договор аренды охотничьих угодий заключается на срок не менее 10 лет, рыболовных угодий - на срок, указанный в договоре аренды.

     Закупка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, может осуществляться юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями за плату на основании решений соответствующих местных Советов депутатов согласно правилам добычи, заготовки и (или) закупки диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства.

     В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О животном мире» пользователями объектов животного мира являются юридические лица, граждане, которым в установленном законодательством порядке предоставлено право пользования объектами животного мира и (или) осуществления деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира. Недостатком данного определения является то, что в нем не упоминаются граждане, осуществляющие права общего пользования объектами животного мира.

     Пользователи объектов животного мира имеют право:

  • осуществлять пользование объектами животного мира и деятельность, связанную с пользованием объектами животного мира, в соответствии с законодательством и условиями предоставления;
  • получать полную, достоверную и своевременную информацию об объектах животного мира, передаваемых им в пользование;
  • доступа в угодья, в которых обитают предоставленные им в пользование объекты животного мира;
  • самостоятельно выбирать разрешенные законодательством способы пользования;
  • проводить вселение (включая расселение), интродукцию, реинтродукцию, акклиматизацию, скрещивание диких животных;
  • осуществлять отлов диких животных в целях содержания и (или) разведения в неволе, вселения, интродукции, реинтродукции, акклиматизации, скрещивания; самостоятельно распоряжаться изъятыми дикими животными, их частями и (или) дериватами, если иное не предусмотрено законодательными актами, и др.

     Пользователи объектов животного мира должны руководствоваться следующими правилами:

  • соблюдать требования законодательства;
  • выполнять условия, указанные в документах на право пользования объектами животного мира;
  • осуществлять пользование объектами животного мира в соответствии с целями, для которых они предоставлены;
  • обеспечивать охрану используемых ими объектов животного мира, проведение необходимых биотехнических мероприятий;
  • своевременно вносить платежи за пользование;
  • соблюдать установленные нормативы, лимиты, квоты и иные нормы изъятия диких животных;
  • поддерживать оптимальную численность диких животных и не допускать снижения их плотности ниже минимального уровня;
  • вести учет численности диких животных и объемов их использования;
  • применять способы пользования объектами животного мира и орудия изъятия диких животных, использование которых предотвращает причинение вреда объектам животного мира и (или) среде их обитания;
  • не допускать жестокого обращения с дикими животными;
  • выполнять предписания государственных органов (организаций), осуществляющих государственный контроль в рассматриваемой сфере, и их должностных лиц;
  • осуществлять производственный контроль в области охраны и использования животного мира и др.

Информация о работе Правовая охрана животного мира Республики Беларусь