Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:50, реферат
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О растительном мире», растительный мир – совокупность произрастающих дикорастущих растений, образованных ими популяций, растительных сообществ и иных насаждений.
Тема 14. Правовое регулирование использования
и охраны растительного мира
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О растительном мире», растительный мир – совокупность произрастающих дикорастущих растений, образованных ими популяций, растительных сообществ и иных насаждений.
Субъектами отношений в области обращения с объектами растительного мира могут выступать:
Республика Беларусь в лице государственных органов, действующих в пределах своей компетенции, установленной актами законодательства Республики Беларусь;
административно-
юридические лица Республики Беларусь и граждане Республики Беларусь, в том числе индивидуальные предприниматели (далее соответственно – юридические лица и граждане), являющиеся пользователями объектов растительного мира, земельных участков или водных объектов, либо осуществляющие деятельность, оказывающую воздействие на объекты растительного мира, либо осуществляющие контроль в области обращения с объектами растительного мира.
Объектами отношений в области обращения с объектами растительного мира являются:
- произрастающие дикорастущие растения; изъятые дикорастущие растения, их части и (или) продукты жизнедеятельности;
- производные от дикорастущих растений (дериваты);
- ботанические коллекции; среда произрастания объектов растительного мира; права пользования объектами растительного мира.
Объекты растительного мира, расположенные на территории Республики Беларусь, являются государственной собственностью. Исключение составляют объекты растительного мира, расположенные в границах земельных участков, являющихся собственностью граждан, негосударственных юридических лиц, являются собственностью этих граждан, негосударственных юридических лиц.
Государственное регулирование и управление в области обращения с объектами растительного мира осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в области обращения с объектами растительного мира в соответствии с законодательством Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
Специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в области обращения с объектами растительного мира являются: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и иные республиканские органы государственного управления, определяемые Президентом Республики Беларусь и Советом Министров Республики Беларусь.
Пользование объектами растительного мира осуществляется в порядке общего и специального пользования.
Общее и (или) специальное пользование объектами растительного мира может быть ограничено или приостановлено в той мере, в какой это необходимо для обеспечения безопасности государства, охраны окружающей среды, историко-культурных ценностей, прав и законных интересов граждан и юридических лиц в случаях, предусмотренных Законом «О растительном мире» и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Пользование объектами растительного мира может осуществляться по следующим видам:
заготовка древесных соков;
сбор, заготовка или закупка дикорастущих растений (в том числе мха, лишайников и грибов) и (или) их частей (ягод, орехов, шишек, иных плодов, почек, листьев, цветов, коры, корней и др.) (далее – дикорастущие растения и (или) их части);
сенокошение;
пастьба скота;
пользование объектами растительного мира в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях;
пользование объектами растительного мира в научно-исследовательских и учебно-опытных целях.
Законодательством Республики Беларусь могут быть установлены и иные виды пользования объектами растительного мира.
Осуществление отдельных видов пользования объектами растительного мира может ограничиваться или приостанавливаться Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции в отношении отдельных объектов растительного мира в целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, охраны отдельных природных объектов.
Охрана объектов растительного мира обеспечивается путем:
установления нормативов на обращение с объектами растительного мира;
установления ограничений и запретов в обращении с объектами растительного мира;
предупреждения и пресечения самовольного пользования и других нарушений установленного порядка пользования объектами растительного мира;
поддержания в благоприятном состоянии и охраны среды произрастания объектов растительного мира;
предупреждения и пресечения повреждения или уничтожения объектов растительного мира, в том числе вследствие пожаров;
резервирования территорий, которые планируется объявить особо охраняемыми природными территориями, и объявления особо охраняемых природных территорий;
установления особенностей обращения с дикорастущими растениями редких и находящихся под угрозой исчезновения видов;
создания ботанических коллекций, в том числе дикорастущих растений, а также специализированных объектов (ботанических и дендрологических садов, питомников, оранжерей и др.) по разведению дикорастущих растений, сохранению их генетического фонда и восстановлению в естественной среде произрастания;
организации научных исследований, направленных на обеспечение рационального обращения с объектами растительного мира;
проведения государственной экологической экспертизы и других мероприятий с целью предупреждения необоснованного повреждения или уничтожения объектов растительного мира;
создания системы мониторинга растительного мира, ведения государственного учета и государственного кадастра растительного мира, осуществления государственного контроля в области обращения с объектами растительного мира;
доступа в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь к экологической информации в области обращения с объектами растительного мира;
пропаганды охраны объектов растительного мира и среды их произрастания, воспитания граждан в духе бережного отношения к ним и формирования экологической культуры;
установления ответственности юридических лиц и граждан за нарушение законодательства Республики Беларусь о растительном мире;
принятия других мер по охране объектов растительного мира и среды их произрастания в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Защита объектов растительного мира осуществляется посредством комплекса мероприятий, в том числе карантина растений, по предупреждению повреждения или уничтожения объектов растительного мира сорняками, вредителями и болезнями в соответствии с законодательством Республики Беларусь о защите растений и Законом Республики Беларусь о растительном мире.
Защита объектов растительного мира с учетом их биологических и иных особенностей осуществляется пользователями земельных участков или водных объектов, в границах которых расположены эти объекты растительного мира. Пользователи земельных участков или водных объектов в целях защиты объектов растительного мира обязаны:
выполнять мероприятия по профилактике и своевременному выявлению вредителей и болезней объектов растительного мира и борьбе с ними;
осуществлять деятельность способами и с соблюдением технологий, которые обеспечивают улучшение санитарного состояния объектов растительного мира;
не допускать распространения вредителей и болезней объектов растительного мира;
соблюдать санитарные правила и оказывать помощь специально уполномоченным республиканским органам государственного управления и их территориальным органам в осуществлении мероприятий по защите объектов растительного мира;
своевременно информировать специально уполномоченные государственные органы о фактах массового повреждения или уничтожения объектов растительного мира вследствие действия вредителей или болезней.
Пользователи земельных участков или водных объектов должны выполнять и иные обязанности, предусмотренные законодательством Республики Беларусь о защите растений.
За нарушение законодательства Республики Беларусь о растительном мире установлена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.
Привлечение юридических лиц и граждан к ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь о растительном мире не освобождает их от обязанностей по выполнению мероприятий по охране и воспроизводству объектов растительного мира и восстановлению среды их произрастания.
Тема 15. Правовое регулирование использования и охраны лесов
В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса Республики Беларусь, лес – совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности (насаждений), напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях.
Лесной фонд образуют леса и покрытые ими земли, а также лесные земли, не покрытые лесом, и нелесные земли.
Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
В лесной фонд не входят: единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения), в том числе полезащитные лесные полосы, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения; единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения) в пределах полос отвода железных и автомобильных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий и каналов; единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения) на землях оздоровительных учреждений, населенных пунктов (за исключением городских лесов), на земельных участках, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилых домов.
Обращение с древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями), не входящей в лесной фонд, регулируется законодательством Республики Беларусь о растительном мире и иным законодательством Республики Беларусь.
В состав земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли, расположенные в границах лесного фонда.
К лесным землям относятся земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и др.), предоставленные для ведения лесного хозяйства.
К нелесным землям относятся земли, не покрытые лесом и не предназначенные для его восстановления (земли, занятые просеками, противопожарными разрывами, лесными дорогами, мелиоративными системами, а также земли под застройкой, нарушенные земли и иные земли, не используемые для лесоразведения), расположенные в границах лесного фонда и предоставленные для ведения лесного хозяйства.
Леса в Республике Беларусь являются исключительной собственностью государства.
Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные на то государственные органы в пределах их компетенции с учетом средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов в интересах граждан Республики Беларусь и в общегосударственных интересах.
Древесина и другая лесная продукция, добытая (заготовленная) лесопользователями при осуществлении лесных пользований в порядке, установленном лесным законодательством Республики Беларусь, являются их собственностью, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.
Право лесопользования – совокупность правовоых норм, устанавливающих порядок и условия использования лесов, их сохранения и восстановления, а также права и обязанности лесопользователей.
Объектами лесных отношений являются лесной фонд, отдельные участки лесного фонда, права пользования ими.
Объекты лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов, а также признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.
Субъектами лесных отношений могут быть Республика Беларусь, административно-
В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местонахождением и выполняемыми им функциями производятся деление лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности.
В лесном фонде выделяются леса первой и второй группы.
К первой группе лесов относятся:
- леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (заповедники, национальные парки, заказники республиканского значения, памятники природы республиканского значения);
- леса особо ценных участков лесного фонда, имеющие генетическое, научное и историко-культурное значение;
- водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов);
- защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и республиканских автомобильных дорог);
- санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса).
Леса первой группы распределяются на следующие категории защитности: леса заповедников; леса национальных парков; леса заказников республиканского значения; леса памятников природы республиканского значения; леса генетических резерватов, научного и историко-культурного значения; городские леса; леса лесопарковых частей зеленых зон вокруг городов и других населенных пунктов; леса лесохозяйственных частей зеленых зон вокруг городов и других населенных пунктов; леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения; леса первой и второй зон округов санитарной охраны курортов; леса третьей зоны округов санитарной охраны курортов; противоэрозионные леса; защитные полосы лесов вдоль железнодорожных линий шириной до 500 метров в каждую сторону от оси крайнего железнодорожного пути; защитные полосы лесов вдоль республиканских автомобильных дорог шириной до 250 метров в обе стороны от оси дороги; запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов.
Ко второй группе относятся леса, которые не вошли в первую группу (эксплуатационные леса).
В лесах первой и второй группы могут быть выделены особо защитные участки (почвозащитные участки леса вдоль склонов оврагов, прибрежные полосы по берегам водных объектов, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений, особо охраняемые части заказников, опушки леса по границе населенных пунктов и др.).
Распределение лесов на группы и категории защитности, перевод их из одной группы в другую осуществляются Советом Министров Республики Беларусь в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.
В лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесопользования:
заготовка древесины;
заготовка живицы;
заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, корней, бересты, новогодних елок, еловой серки и др.);
побочное лесопользование (заготовка и сбор древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственного растительного сырья и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, размещение ульев и пасек, сенокошение, пастьба скота и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается специально уполномоченным республиканским органом государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь);
пользование участками лесного фонда, отнесенными к охотничьим угодьям, для ведения охотничьего хозяйства;
пользование участками лесного фонда в научно-исследовательских и учебно-опытных целях;
пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях.
Сроки, на которые предоставляются участки лесного фонда для осуществления лесопользования, зависят от видов лесопользования и могут быть постоянными или временными.
Постоянным признается пользование участками лесного фонда, предоставленными для осуществления лесопользования без установления срока пользования.
Временное пользование участками лесного фонда, предоставленными для осуществления лесопользования, может быть:
- краткосрочным – до одного года;
- долгосрочным – до пятнадцати лет.
Конкретные сроки, на которые предоставляются участки лесного фонда для осуществления временного лесопользования, устанавливаются органом, принимающим решение о предоставлении участка лесного фонда для осуществления лесопользования.
В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь о лицензировании, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять деятельность в области лесопользования только на основании специальных разрешений (лицензий).
Один и тот же участок лесного фонда может предоставляться в пользование нескольким лесопользователям для осуществления разных видов лесопользования с определением для каждого лесопользователя соответствующих условий.
Предоставление участков лесного фонда для иных видов лесопользования осуществляется юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, путем выдачи: лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов.
Предоставление участков лесного фонда в пользование мoжет осуществляться на основании результатов аукционов.
Основаниями для выдачи лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета являются решение органа, в компетенцию которого входят вопросы принятия решений о предоставлении участков лесного фонда в пользование, договор аренды участка лесного фонда, концессионный договор, протокол о результатах аукциона на осуществление лесопользования.
Право лесопользования прекращается в случаях:
истечения срока лесопользования;
отказа лесопользователя от права пользования участками лесного фонда;
нарушения лесопользователем требований, изложенных в договоре аренды участка лесного фонда, концессионном договоре, лесорубочном билете, ордере и (или) лесном билете, лицензионных требований и условий;
возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, проживающих в зоне ведения работ, связанных с лесопользованием;
систематического (более двух раз) нарушения лесопользователем лесного законодательства и законодательства об охране окружающей среды;
систематического (более трех месяцев в течение года) невнесения лесопользователем платы за пользование участками лесного фонда;
невыполнения лесопользователем лесовосстановительных, лесозащитных и противопожарных работ, а также несоблюдения правил пожарной безопасности;
аварий, стихийных бедствий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер;
изъятия в установленном порядке земельных участков, относящихся к землям лесного фонда для государственных нужд;
ликвидации юридического лица, которому участок лесного фонда был предоставлен в пользование;
прекращения действия специального разрешения (лицензии) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
Леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду, а также защите от вредителей и болезней леса.
Охрана лесов – комплекс мероприятий по предупреждению пожаров в лесах, своевременному их обнаружению и тушению, а также по охране лесов от самовольных порубок, загрязнения сточными водами, химическими и радиоактивными веществами, отходами, хищений и других действий, причиняющих вред лесу.
Защита лесов – система мероприятий по защите леса от болезней и вредителей, неблагоприятных факторов окружающей среды.
Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических и иных особенностей и включают в себя комплекс организационных, правовых и других мер по рациональному использованию лесного фонда, сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иного вредного воздействия.
Основными задачами охраны лесов от пожаров являются предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение.
В Республике Беларусь создана Государственная лесная охрана Республики Беларусь в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.
Задачами государственной лесной охраны Республики Беларусь являются: обеспечение охраны и защиты лесов, в том числе животного мира; осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.
За нарушение лесного законодательства Республики Беларусь установлена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.
Прекращение права лесопользования не освобождает лесопользователей от административной и иной ответственности за нарушение лесного законодательства и законодательства об охране окружающей среды.
Информация о работе Правовое регулирование использования и охраны растительного мира