Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 19:29, реферат
Развитие промышленности и сельского хозяйства приводит к образованию все большего количества отходов. Только города мира ежегодно выбрасывают в окружающую среду до 3 млрд. тонн твердых промышленных и бытовых отходов и более 500 кубических километров стоков. Первое место по количеству загрязняющих органических веществ занимают промышленные отходы, затем, городские и сельскохозяйственные. В России ежегодно образуется 5-7 млрд. тонн отходов производства и потребления. Романюк Г.Г., Маркод С.Г. О формировании системы экологической сертификации. - Оренбург: ОГУ, 1997.- С. 122.
Введение
Понятие и виды, классы отходов
Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления
Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами
Заключение
Общественный контроль осуществляют граждане или общественные объединения.
Юридическая ответственность
За нарушение законодательства РФ в области обращения с отходами должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность, а юридические лица - административную и (или) гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Плата за размещение отходов
Является важнейшим элементом
экономического механизма охраны окружающей
среды и разновидностью платы
за негативное воздействие на природу.
Такая плата взимается с
Экономическое стимулирование деятельности
В данной сфере осуществляется посредством:
· понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;
· применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.
Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами
В соответствии с законом
«Об использовании атомной
Радиоактивные отходы представляют
опасность для человечества, поэтому
нормы и правила по обращению
с радиоактивными отходами устанавливаются
Международной комиссией по радиологической
защите (МКРЗ), Международным агентством
по атомной энергии (МАГАТЭ) и Национальными
нормами и правилами. Существуют
основные санитарные правила работы
с радиоактивными веществами и другими
источниками ионизирующих излучений
(ОСП - 72/87) и Санитарные правила обращения
с радиоактивными отходами (СПОРО_85),
регламентирующие порядок сбора, удаления,
хранения и захоронения радиоактивных
отходов. Безопасность обращения с
радиоактивными отходами регламентирована
Нормами радиационной безопасности
(НРБ_76/87). В соответствии с этими
нормами и правилами отходы бывают
жидкими и твердыми, газообразными.
К жидким отходам относятся: растворы,
пульпы, органические жидкости, и считаются
радиоактивными, если содержание в
них отдельных радионуклидов
или их смесей превышает допустимые
концентрации в воде. Жидкие радиоактивные
отходы в свою очередь подразделяют
на: слабоактивные, среднеактивные и
высокоактивные. К твердым отходам
(отработанное ядерное горючее, источники
излучения, оборудование, ионообменные
смолы, фильтры, горючие материалы,
биологические объекты
Методы обращения с радиоактивными отходами и их последовательность. Выделяют четыре основных подхода к обращению с радиоактивными отходами:
· очистка от высокоактивных
примесей пылегазовых и жидких отходов
с последующим сбросом
· сброс жидких радиоактивных
отходов низкой и средней активности
в фильтрующие колодцы и
· выдержка с целью уменьшения
активности во временных хранилищах
(от нескольких суток до десятков лет)
перед переработкой и сбросом
в окружающую среду. При временном
хранении высокоактивных жидких и твердых
радиоактивных отходов
· переработка радиоактивных отходов с целью уменьшения их объема и проведение работ по изолированию радиоактивных отходов от биосферы.
Для жидких радиоактивных
отходов используют осаждение, экстракцию,
ионный обмен (химические способы переработки),
а также дистилляцию, отверждение
(физические способы). Твердые радиоактивные
отходы перерабатывают прессованием,
сжиганием, кальцинацией, остатки улавливают
и захоранивают. Надежных, абсолютно
безопасных способов захоронения твердых
радиоактивных отходов нет. Газообразные
радиоактивные отходы перерабатывают
посредством химического
Конечным продуктом
Для иммобилизации и изолирования твердых радиоактивных отходов применяют следующие способы:
· цементирование и битумирование радиоактивных отходов с низкой и средней удельной активностью
· высокотемпературный обжиг: кальцинация и суперкальцинация для получения спеченных частиц
· остекловывание с применением боросиликатных или фосфатных стекол, упаковка в контейнеры из нержавеющей стали и свинца.
Длительное хранение переработанных
радиоактивных отходов ведется
в траншеях, наземных или неглубоких
подземных инженерных сооружениях,
снабженных системами контроля за миграцией
радионуклидов. Захоронение проводят
в материковых геологических
структурах: подземных выработках,
соляных пластах, естественных полостях
и на дне океана в сейсмически
неопасных районах. Как теоретически
возможное захоронение
Служба пункта захоронения проводит систематический радиационный контроль, включающий контроль нуклидного состава радиоактивных веществ в аэрозолях, воде, открытых водоемах, подземных водах, выпадениях из атмосферы, в почве, донных отложениях, растительности и кормах местного производства, гидробионтах, продуктах питания местного производства. Зона наблюдения в 3-4 раза превышает санитарно-защитную зону.
В контексте ст. 71 Конституции
РФ, радиоактивные отходы, содержащие
ядерные материалы, находятся в
федеральной собственности. На собственников
ядерных установок, радиационных источников,
радиоактивных отходов Законом
возложена обязанность
В законодательстве предусмотрены как общие требования по обращению с радиоактивными отходами, так и конкретные меры.
Закон об использовании атомной энергии установил важные требования о хранении и переработке радиоактивных отходов. Должна обеспечиваться надежная защита работников объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды от недопустимого в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии радиационного воздействия и радиоактивного загрязнения. Хранение радиоактивных отходов должно рассматриваться в качестве этапа их подготовки к переработке или захоронению. Временное технологическое хранение облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов в целях повышения безопасности и снижения затрат при последующем обращении с ними и их переработка в целях извлечения из них ценных компонентов осуществляются в соответствии с законодательством РФ. Переработка отработавшего ядерного топлива в целях извлечения из него ценных компонентов должна осуществляться в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст. 48 Закона при
хранении или при захоронении
радиоактивных отходов должны быть
обеспечены их надежная изоляция от окружающей
среды, защита настоящего и будущих
поколений, биологических ресурсов
от радиационного воздействия
В действующем законодательстве предусмотрен также следующий ряд организационно-правовых мер, призванных обеспечивать безопасное обращение с радиоактивными отходами:
· программы по обращению с радиоактивными отходами;
· лицензирование деятельности по обращению с радиоактивными отходами;
· учет и контроль за радиоактивными отходами;
· юридическая ответственность.
С учетом сложности практического решения проблем обращения с радиоактивными отходами с социальной, экономической, экологической и технической точек зрения существенное значение имеет формирование и реализация программ по обращению с радиоактивными отходами. Решение этих задач отнесено Законом к компетенции органов управления использованием атомной энергии
Обращение с радиоактивными
отходами допускается лишь в разрешительном
порядке. Лицензионные виды деятельности
в области обращения с
· размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации хранилищ радиоактивных отходов;
· обращение с радиоактивными
отходами при их хранении, переработке,
транспортировании и
· проектирование и конструирование хранилищ радиоактивных отходов;
· конструирование и изготовление оборудования для хранилищ радиоактивных отходов.
· проведение экспертизы проектной,
конструкторской, технологической
документации и документов, обосновывающих
обеспечение ядерной и
Государственный учет и контроль радиоактивных отходов по действующему законодательству отнесены к основным мерам регулирования обращения с такими отходами. Эти меры регулируются в Законе одновременно. Согласно ст. 22 радиоактивные вещества и радиоактивные отходы подлежат государственному учету и контролю на федеральном, региональном и ведомственном уровнях.
Порядок организации системы
государственного учета и контроля
радиоактивных веществ и
Информация о работе Правовое регулирование обращения с опасными отходами