Правовое регулирование социального обеспечения работников сельского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:32, контрольная работа

Описание

Социальная сторона жизнедеятельности человека, государства и общества - это совокупность необходимых и достаточных условий жизни человека как биологического и общественного существа. К таким условиям можно отнести здоровье человека, обеспеченность его жильем, одеждой, питанием, доходами, возможностями образования, воспитания и развития. Основным критерием социального развития общества выступает благополучие человека.

Работа состоит из  1 файл

Правовое регулирование социального обеспечения работников сельского хозяйства.docx

— 27.46 Кб (Скачать документ)

 

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Юридический факультет

 

 

 

Кафедра экологического и аграрного права

 

 

 

Контрольная работа

(Вариант  15)

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса, 12 группы,

юридического факультета БГУ

специальности «Экономическое право»

очной формы обучения

_________________

(подпись студента)

 

Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск

2011

Правовое регулирование социального  обеспечения работников сельского  хозяйства

 

Социальная  сторона жизнедеятельности человека, государства и общества - это совокупность необходимых и достаточных условий  жизни человека как биологического и общественного существа. К таким  условиям можно отнести здоровье человека, обеспеченность его жильем, одеждой, питанием, доходами, возможностями  образования, воспитания и развития. Основным критерием социального  развития общества выступает благополучие человека.

Стратегическая  цель социального государства в  соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека и статьей 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах - обеспечение  права каждого человека на такой  жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и  социальное обслуживание, который необходим  для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и права  на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления  старости и в ином случае утраты средств к существованию по независящим  от него обстоятельствам.

Защита  социальных прав граждан имеет свою специфику; для обеспечения данной категории прав недостаточно юридических  механизмов и процедур предотвращения нарушений этих прав. Необходима разносторонняя созидательная деятельность государства, направленная на осуществление социальной политики на основе развития экономики, повышение материального уровня жизни населения. Поэтому обеспечение  защиты социально-экономических прав населения - длительный и постепенный  процесс преобразований, направленный на достижение социально-экономического прогресса, формирование нового типа взаимоотношений  между отдельными индивидами и государством, отношений социального партнерства  и социальной интеграции. Однако постепенность  этого процесса не умаляет насущной необходимости создания комплексного механизма защиты социальных прав населения, сочетающего в себе экономические, политические, юридические, административные средства и позволяющего минимизировать случаи нарушения прав человека в данной области.

Приоритетными направлениями формирования и эффективного функционирования такого комплекса  являются повышение эффективности  социальной политики государства, предоставление действенных гарантий конституционных  прав граждан в области труда, занятости, социального обеспечения, образования, охраны здоровья, обеспечения  жильем, улучшение материального  положения и условий жизни  людей и т.д. [1]

Социальное  обеспечение работников сельского  хозяйства имеет существенное значение в законодательстве Республики Беларусь. Следует отметить, что предоставление государством работникам сельского хозяйства достойных пенсий и пособий, повышение их уровня жизни способствует притоку рабочей силы в данную сферу производства, а, следовательно, и эффективному функционированию сельского хозяйства.

В целях  создания условий для приоритетного  социально-экономического развития села, повышения эффективности работы агропромышленного комплекса Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 года № 150 была утверждена Государственная  программа возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы.

Приоритетными направлениями в социальной сфере  являются:

  • повышение привлекательности труда и жизненного уровня сельского населения;
  • совершенствование инфраструктуры сельских населенных пунктов;
  • развитие жилищного строительства и коммунального обустройства сельской местности;
  • модернизация автомобильных дорог и развитие транспортного сообщения в сельской местности;
  • повышение качества образования в сельской местности;
  • улучшение медицинского обслуживания сельского населения;
  • развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности, сохранение и развитие традиционной культуры регионов;
  • развитие физической культуры, спорта и туризма на селе;
  • улучшение бытового и торгового обслуживания сельского населения.

Таким образом, реализация Программы позволит:

  • сформировать 1481 агрогородок на базе центров сельсоветов и центральных усадеб сельскохозяйственных организаций;
  • улучшить жилищные условия сельского населения за счет строительства не менее 50 тыс. жилых домов (квартир);
  • обеспечить полную газификацию домов (квартир), в том числе перевод не менее 20 процентов их на потребление природного газа;
  • улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией за счет строительства и реконструкции не менее 15 тыс. километров электрических сетей;
  • полностью удовлетворить потребности сельского населения в качественной питьевой воде за счет реконструкции и развития систем центрального и локального водоснабжения;
  • обеспечить все сельские населенные пункты стационарной или мобильной связью, довести количество телефонов на 100 сельских жителей до 26;
  • провести реконструкцию и ремонт 4,3 тыс. километров местных автомобильных дорог, обеспечив транспортную связь районных центров с агрогородками и другими населенными пунктами;
  • охватить не менее 85 процентов сельских детей дошкольным образованием;
  • создать амбулатории общей врачебной практики с обслуживанием населения в радиусе 10 - 15 километров и укомплектовать медицинские учреждения на селе специалистами общей врачебной практики;
  • создать 186 качественно новых сельских учреждений культуры: домов социально-культурных услуг, центров ремесел, фольклора, усадебно-этнографических туристических комплексов и др., возобновить деятельность передвижных библиотек;
  • открыть при сельских общеобразовательных школах филиалы детско-юношеских спортивных школ, развивать агро- и экотуризм;
  • увеличить к 2010 году оказание бытовых услуг в сельской местности по сравнению с 2004 годом не менее чем в 1,5 раза;
  • возобновить работу магазинов в 800 населенных пунктах, дополнительно открыть 140 торговых объектов типа мини-магазинов, осуществить реконструкцию и ремонт 210 магазинов с переводом их на новые формы обслуживания, сформировать надежную систему обеспечения сельских жителей товарами расширенного ассортимента;
  • дополнительно создать на селе более 16,2 тыс. рабочих мест;
  • сократить потери от пожаров и других чрезвычайных ситуаций, минимизировать число людей, погибших от пожаров в сельской местности;

Важным  аспектом социального обеспечения  работников сельского хозяйства является строительство жилья в сельской местности.

Указом Президента Республики Беларусь от 30 августа 2005 г. № 405 поручено облисполкомам совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия ежегодно устанавливать сельскохозяйственным организациям задания на строительство жилых домов (квартир) силами данных организаций без заключения договора подряда (хозяйственным способом).

Строительство (реконструкция) жилых домов (квартир), реконструкция  объектов под жилые помещения  для работников сельскохозяйственных организаций и организаций социально-культурной сферы осуществляются ежегодно с  учетом потребности в трудовых ресурсах и перспективы развития этих организаций. При этом нормативная продолжительность  строительства одноквартирных жилых  домов усадебного типа (кроме деревянных жилых домов) составляет не более  четырех месяцев.

 Строительство жилых домов может вестись за счет:

  • собственных средств сельскохозяйственных организаций, в том числе в виде займов, предоставляемых работникам данных организаций, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
  • средств государственной поддержки, в том числе:
  • льготных кредитов, предоставляемых открытым акционерным обществом "Белагропромбанк";
  • средств местных бюджетов;
  • средств инновационных фондов республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;
  • льготных кредитов открытого акционерного общества "Сберегательный банк "Беларусбанк", предоставляемых в соответствии с законодательством работникам сельскохозяйственных организаций, постоянно проживающим и работающим в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек.

Указом Президента Республики Беларусь от 02.09.1996 N 346 «О некоторых мерах по развитию жилищного строительства на селе» рекомендовано сельскохозяйственным организациям продавать либо безвозмездно передавать работникам жилые дома (квартиры), не завершенные строительством, финансирование которого осуществлялось за счет средств этих организаций и кредитов банков.

Также закрепляется предоставление сельскохозяйственным организациям, иным юридическим лицам, осуществляющим строительство жилья на селе для граждан, проживающих и работающих в сельской местности, в том числе в организациях агропромышленного комплекса и сельскохозяйственным организациям, находящимся в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, для их работников в этих населенных пунктах льготных кредитов.

Кредиты предоставляются  под залог (ипотеку) строящихся (реконструируемых) с привлечением таких кредитов жилых  помещений, реконструируемых под жилые помещения объектов, ремонтируемых пустующих индивидуальных жилых домов (квартир) в размере до 95 процентов стоимости строительства (реконструкции) жилых помещений (реконструкции объектов под жилые помещения, ремонта пустующих индивидуальных жилых домов (квартир), включающей стоимость возведения (ремонта) хозяйственных построек в размере до 20 процентов общей стоимости строительства (реконструкции) жилых помещений, реконструкции объектов под жилые помещения, ремонта пустующих индивидуальных жилых домов (квартир), без учета оплаты услуг, связанных с государственной регистрацией недвижимого имущества. Максимальный срок предоставления льготных кредитов - 40 лет. Плата за пользование этими кредитами - 3 процента годовых. Погашение задолженности по льготным кредитам начинается через 3 года после начала кредитования и осуществляется равными долями по годам в течение всего периода погашения кредита с установлением промежуточных сроков в течение года в соответствии с графиком погашения.

Кредиты сельскохозяйственным организациям предоставляет Белагропромбанк. Облисполкомы и райсполкомы предоставляют  гарантии банку по выданным кредитам.

Хотелось бы отметить, что  сельскохозяйственные организации с учетом потребности в трудовых ресурсах и перспективы развития организации предоставлять работникам организаций здравоохранения и культуры, детских дошкольных учреждений, учреждений образования, обеспечивающих получение начального и общего среднего образования, участковым инспекторам милиции, состоящим в сельскохозяйственных организациях на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, служебные жилые дома (квартиры). [5]

Указ Президента Республики Беларусь от 14.04.2000 N 185 закрепляет, что вне очереди в списки граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту их проживания, могут быть включены специалисты, направленные государственными органами на работу в сельскую местность, также они имеют право   на получение одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений вне очереди.

Немаловажным  аспектом является то, что закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» снижает возраст определенным категориям работников сельского хозяйства на право получения пенсии по возрасту, а именно: право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда независимо от места последней работы имеют:

  • трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на Указанной работе;
  • женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), телятницами, свинарями-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, - по достижении 50 лет и при стаже Указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания.

Также статья 19 вышеупомянутого закона закрепляет норму в соответствии с которой женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 16-летнего возраста, при стаже работы в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции не менее 10 лет (без зачета в стаж работы времени ухода за детьми) имеют право на пенсию независимо от возраста.

На основание  вышеизложенного можно сделать  вывод о том, что  государство  стремится социально обеспечить работников сельского хозяйства  путем предоставления им преимуществ  на право получения пенсий по возрасту, пенсий многодетным матерям, льготных кредитов на строительства жилья, улучшения  качества жизни.  

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников:

  1. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств N 28-6 "О Концепции формирования правовых основ и механизмов реализации социального государства в странах Содружества"(Принято в г.Санкт-Петербурге 31.05.2007) // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [электронный ресурс] / ооо «ЮрСпектр». – М., 2011.
  2. Закон Республики Беларусь от 17.04.1992 N 1596-XII (ред. от 28.12.2009, с изм. от 15.10.2010) "О пенсионном обеспечении"// Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [электронный ресурс] / ооо «ЮрСпектр». – М., 2011.
  3. Указ Президента Республики Беларусь от 25.03.2005 N 150 (ред. от 28.01.2010) "О Государственной программе возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы"// Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [электронный ресурс] / ооо «ЮрСпектр». – М., 2011.
  4. Указ Президента Республики Беларусь от 30.08.2005 N 405 (ред. от 30.11.2010) "О некоторых мерах по строительству жилых домов (квартир) в сельскохозяйственных организациях"// Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [электронный ресурс] / ооо «ЮрСпектр». – М., 2011.
  5. Указ Президента Республики Беларусь от 02.09.1996 N 346 (ред. от 30.04.2010) "О некоторых мерах по развитию жилищного строительства на селе"// Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [электронный ресурс] / ооо «ЮрСпектр». – М., 2011.
  6. Указ Президента Республики Беларусь от 14.04.2000 N 185 (ред. от 30.11.2010) "О предоставлении гражданам льготных кредитов и одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений"// Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [электронный ресурс] / ооо «ЮрСпектр». – М., 2011.
  7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2006 N 59 «О некоторых вопросах владения, пользования и передачи в собственность гражданам жилых домов (квартир), построенных сельскохозяйственными организациями, и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 мая 1998 г. N 788» // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [электронный ресурс] / ооо «ЮрСпектр». – М., 2011.

Информация о работе Правовое регулирование социального обеспечения работников сельского хозяйства