Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:56, реферат
Обеспечение ядерной и радиационной безопасности всегда было приоритетной и важной задачей не только для отрасли, но и для государства, в целом. Утверждёнными Президентом Российской Федерации программой развития атомной отрасли Российской Федерации и Основами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности установлено, что обеспечение ядерной и радиационной безопасности России соответствует наиболее приоритетным задачам социально-экономического развития и является одной из важнейших составляющих обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Целью исследования: изучить правовые мер обеспечения ядерной и радиационной безопасности в РФ.
Введение…………………………………………………………3
Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности ……………………………………5
Полномочия Российской Федерации в области радиационной и ядерной безопасности …………..……………………….………9
Полномочия субъектов Российской Федерации в области радиационной и ядерной безопасности ………………………11
Принцип обеспечения радиационной и ядерной безопасности……………………………………………………13
Пути обеспечения радиационной и ядерной безопасности……………………………………………………15
Заключение……………………………………………………..17
Список использованной литературы………………………….18
Полномочия субъектов Российской Федерации в области радиационной и ядерной безопасности
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области радиационной и ядерной безопасности относятся:
Принципы обеспечения радиационной и ядерной безопасности
Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:
При радиационной
аварии система обеспечения
Контроль
над реализацией основных
Принцип обоснования должен применяться на стадии принятия решения уполномоченными органами при проектировании новых источник ионизирующего излучения и радиационных объектов, выдаче лицензий и утверждении нормативно-технической документации на использование источник ионизирующего излучения , а также при изменении условий их эксплуатации.
При наличии альтернативных возможностей должны рассматриваться польза и вред от факторов радиационной и нерадиационной природы.
В условиях радиационной аварии принцип обоснования относится не к источнику ионизирующего излучения и условиям облучения, а к защитному мероприятию. В качестве величины пользы следует использовать предотвращенную данным мероприятием дозу и соответствующий этой дозе предотвращенный прогнозируемый вред. В качестве меры прогнозируемого вреда используется ожидаемое число потерянных лет полноценной жизни, обусловленное облучением при данной радиационной аварии, при этом принимается, что коллективная доза равная 1 человека- МкВ, приводит к потере 1 человека- года полноценной жизни в данной совокупности людей.
Мероприятия, направленные на восстановление утраченного контроля над источник ионизирующего излучения , должны проводиться в любом случае и в обязательном порядке.
Принцип нормирования, требующий не превышения установленных Регламентом пределов доз и других нормативов радиационной безопасности, должен соблюдаться всеми организациями и лицами, от которых зависит уровень облучения людей.
Принцип оптимизации предусматривает поддержание на возможно низком и достижимом уровне как индивидуальных (ниже пределов, установленных Регламентом), так и коллективных доз облучения, с учетом социальных и экономических факторов.
В условиях радиационной аварии, когда вместо пределов доз действуют более высокие уровни вмешательства, принцип оптимизации должен применяться к защитному мероприятию с учетом предотвращаемой дозы облучения и рисков нерадиационного происхождения, связанных с вмешательством.
Основными
принципами обеспечения
Пути обеспечения радиационной и ядерной безопасности
Радиационная безопасность обеспечивается:
Для исключения опасного и вредного воздействий облучения вводятся основные пределы доз и система производных нормативов от основных пределов доз в виде допустимых значений: мощности дозы, годового поступления радионуклидов в организм и других показателей. В целях гарантий не превышения основных пределов доз при наличии нескольких техногенных источник ионизирующего излучения для радиационных объектов 1 категории должны устанавливаться дозовые квоты для населения. Дозовая квота (максимальная годовая эффективная доза облучения критической группы населения за счет нормальной эксплуатации радиационного объекта) для радиационного объекта не должна превышать 0,3 мкВ/год. Для обеспечения ядерной безопасности должны выполняться следующие требования:
Требования к обеспечению ядерной безопасности на всех этапах обращения с делящимися материалами, в том числе требования к обеспечению ядерной и радиационной безопасности в части технической безопасности источников, вводятся специальными техническими регламентами.
В ходе исследования были изучены специальные
юридические книги, нормативно – правовые
акты, а так же научные труды отечественных
ученых в области правового обеспечения
ядерной и радиационной безопасности.
Правовые нормы должны закреплять
основные сферы деятельности в области
использования атомной энергии, должны
быть направлены на сбалансированность
политических, экономических, оборонных,
а также социальных и экологических интересов
государства в этой области; прав и охраняемых
законом интересов отдельных его граждан.
Конечной задачей правового регулирования
в области ядерной и радиационной безопасности
является обеспечение безопасности для
человека и окружающей природной среды.
На всей территории нашей страны
осуществляется государственный контроль
за радиационной обстановкой. Все ядерные
материалы подлежат государственному
учёту и контролю на различных уровнях
государственной власти. Государство
регулирует так же безопасность при использовании
атомной энергии при помощи специально
уполномоченных на то федеральных органов
исполнительной власти. Они вводят в действие
нормы и правила в области использования
атомной энергии, осуществляют надзор
за их исполнением, проводят экспертизу
ядерных установок, применяют меры административного
воздействия и выполняют другие функции,
связанные с обеспечением безопасности
при использовании атомной энергии.
Граждане РФ имеют право
на радиационную безопасность, которая
обеспечивается мероприятиями по предотвращению
радиационного воздействия на организм
человека ионизирующих излучений выше
установленных норм и правил, выполнению
гражданами и организациями, осуществляющими
деятельность с использованием источников
ионизирующего излучения, требований
к обеспечению радиационной безопасности.
Общие принципы, требования
и основные направления обеспечения радиационной
безопасности, права и обязанности граждан
и их объединений, полномочия компетентных
органов, а также осуществление контроля
в данной сфере регулируются Федеральными
законами «О радиационной безопасности
населения», «Об использовании атомной
энергии» и другими нормативными актами.
Граждане имеют право
на регулярное получение достоверной
и своевременной информации о факторах,
способствующих сохранению здоровья или
оказывающих на него вредное влияние,
включая информацию о санитарно-эпидемиологическом
благополучии района проживания, о продукции,
работах, услугах, их соответствии санитарным
нормам и правилам, о других факторах,
в том числе от организаций, осуществляющих
деятельность с использованием источников
ионизирующего излучения, в пределах выполняемых
ими функций о радиационной обстановке
и принимаемых мерах по обеспечению радиационной
безопасности. ФЗ РФ от 09.01.1996г №3-ФЗ «О
радиационной безопасности населения».
Список использованной литературы
Информация о работе Правовые меры обеспечения ядерной и радиационной безопасности