Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 11:34, доклад
Оригинальность и самостоятельность отрасли права в общей системе увязывается обычно с наличием своего предмета правового регулирования: если есть специфический предмет правового регулирования, т. е. если есть специфические общественные отношения, на упорядочение которых направлены нормы права, значит, есть и самостоятельная отрасль права (при наличии специфического метода регулирования, о чем речь дальше).
Важным звеном
организационно-правового
механизма охраны
окружающей среды
является экологический контроль.
В задачи экологического
контроля
входят наблюдение за
состоянием и изменениями
окружающей среды, проверка
соблюдения требований
экологического
законодательства и
нормативов качества
окружающей среды, выполнения
мероприятий по рациональному
использованию природных
ресурсов и оздоровлению
окружающей среды.
Выполнение этих
целей предполагает
экологический
мониторинг, государственный,
общественный и производственный
контроль,
каждый из которых имеет
свои, специфические
функции и адекватные
им средства их реализации.
Экологический мониторинг
Государственная
служба наблюдения за
состоянием окружающей
среды организуется
с целью наблюдения
за происходящими в
ней физическими, химическими,
биологическими процессами,
за уровнем загрязнений
атмосферного воздуха,
почв, водных объектов,
последствиями его влияния
на растительный и животный
мир. Задачей экологического
мониторинга является
обеспечение заинтересованных
организаций и населения
текущей и экстренной
информацией об изменениях
в окружающей среде,
предупреждениями и
прогнозами ее состояния.
Правовую основу
экологического
мониторинга представляет
постановление Правительства
РФ "О создании единой
государственной системы
экологического
мониторинга" от 24
ноября 1993 г.* Правительством
РФ 6 октября 1994 г. утверждено
Положение о санитарно-гигиеническом
мониторинге. Функции
мониторинга возлагаются
на Госкомэкологии,
МПР, Росгидромет, Госсанэпиднадзор,
Госкомзем, Рослесхоз
и другие, специально
уполномоченные государственные
органы.
Известны случаи
принятия положений
о премировании и депремировании
работников за соответствующее
выполнение или невыполнение
своих производственных
экологических
обязанностей, об осуществлении
внутризаводского
экологического
контроля.
Особенно это важно
для ресурсо-потребляющих
организаций, оказывающих
значительное воздействие
на окружающую среду,
подвергаемых регулярным
государственным проверкам,
выявляющим серьезные
экологические
правонарушения.
Для профилактики
этих правонарушений
на предприятиях принимаются
планы и программы, направленные
на снижение загрязнений:
проверка выполнения
этих мероприятий является
важной стороной производственного
экологического
контроля.
Там, где налажен надлежащий
производственный
контроль,
становится меньше необходимость
государственного
контроля,
реже предъявляются
претензии общества
и государства к
экологическому
состоянию предприятия
20/. Экологическая экспертиза основывается на принципах:
презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой
хозяйственной и иной деятельности (такой
подход является новым для российского
права и означает необходимость возложения
бремени доказывания экологической опасности объекта
не на экспертов, а на авторов проекта);
обязательности проведения государственной экологической
экспертизы до принятия решений о
реализации проекта (финансирование и
осуществление работ по всем проектам
и программам должно производиться только
при наличии положительного заключения
государственной экологической экспертизы);
комплексности оценки воздействия на
окружающую среду и его последствий (должны
учитываться ближайшие и отдаленные экологические,
экономические, социальные, демографические,
нравственные последствия деятельности
объектов при приоритете охраны здоровья
человека и благосостояния населения,
требования экологической безопасности);
достоверности и полноты информации, представляемой
на экологическую
экспертизу (в противном случае экологическая
экспертиза не сможет выполнить задачи
определения допустимости реализации
объекта и профилактики загрязнения среды);
независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении
ими своих полномочий (заинтересованность
экспертов в тех или иных ее выводах, не
связанных с охраной природной среды,
может свести на нет ее значение как обязательной
меры охраны благоприятных условий проживания);
научной обоснованности, объективности
и законности заключений (эти требования
закона должны быть положены в основу
каждого заключения экологической экспертизы – как
государственной, так и общественной);
гласности, участия общественных объединений,
учета общественного мнения (ради настоящего
и будущего благополучия граждан и организуется экспертиза,
поэтому подключение к ней граждан является
естественным, требующим нередко правового
оформления);
ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных
лиц за организацию, проведение, качество экспертизы
(законом предусматриваются различные
виды ответственности за невыполнение
обязанностей по проведению экологической экспертизы и требований,
содержащихся в заключениях, за предоставление
неправильных и необоснованных заключений
и т. п.).
22. Ответственность за экологические правонарушения
1. Дисциплинарная ответственность 2. Административная ответственность § 3. Гражданско-правовая ответственность § 4. Уголовная ответственность § 5. Правоохранительная практика
24.
25. Основой регулирования водных отношений (использования и охраны водных объектов) является ВК РФ.
Объект водных отношений – водный объект, т. е. сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа или в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима, или его часть.
Виды водных объектов:
1) поверхностные водные объекты – это постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, которое имеет границы, объем и черты водного режима. Состоят из поверхностных вод, дна и берегов. Среди поверхностных водных объектов выделяют:
а) поверхностные водотоки и водохранилища на них – это реки, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов;
б) поверхностные водоемы, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена – озера, водохранилища, болота и пруды;
в) ледники – движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности – и снежники – неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части;
2) внутренние морские воды – морские воды, которые расположены в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря РФ;
3) территориальное море РФ – прибрежные морские
4) подземные водные объекты – сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, которое имеет границы, объем и черты водного режима:
а) водоносный горизонт – воды, которые сосредоточены в трещинах и пустотах горных пород и которые находятся в гидравлической связи;
б) бассейн подземных вод – совокупность водоносных горизонтов, которые расположены в недрах;
в) месторождение подземных вод – часть водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод;
г) естественный выход подземных вод – выход подземных вод на суше или под водой;
5) водные объекты общего пользования, т. е. те, которые находятся в общедоступном, открытом пользовании;
6) водные объекты особого пользования, т. е. те, которыми пользуется ограниченный круг лиц.