Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:32, доклад
Природоресурсное право – комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм (правил поведения), включающих в себя правовые институты и правовые принципы, регулирующие сферу рационального и безопасного использования и охраны природных объектов и ресурсов, находящихся на территории РФ.
Предмет природоресурсного права – это общественные отношения, урегулированные природоресурсным законодательством, возникающие по поводу рационального использования и сбережения природных богатств.
Природоресурсное
право – комплексная отрасль российского
права, представляющая собой совокупность
юридических норм (правил поведения), включающих
в себя правовые институты и правовые
принципы, регулирующие сферу рационального
и безопасного использования и охраны
природных объектов и ресурсов, находящихся
на территории РФ.
Предмет природоресурсного
права – это общественные отношения,
урегулированные природоресурсным законодательством,
возникающие по поводу рационального
использования и сбережения природных
богатств. В свою очередь, предмет регулирования природоресурсног
Система природоресурсного
права обусловлена наличием правовых
норм общего действия – норм, осуществляющих
правовое регулирование по использованию
всех видов природных ресурсов и норм
единичного действия, регулирующих отдельные
виды природных ресурсов.
Общая часть природоресурсного
права включает в себя соответствующие
нормы Земельного, Водного, Лесного кодексов
РФ и других нормативных правовых актов природоресурсного
законодательства. Кроме этого, нормативные
акты, регулирующие природоресурсные
отношения, содержатся в ряде других отраслей
права: экологическом, гражданском, финансовом
права, которые не входят в систему природоресурсного
права.
В общую часть природоресурсного
права входят ряд правовых институтов,
включающих в себя нормы общего и единичного
действия, регулирующие отношения в сфере
добычи любых видов природных ресурсов
и устанавливающие исходные положения
ресурсопользования, правовой статус
субъектов и объектов природоресурсных
правоотношений.
Общая часть природоресурсного
права состоит из следующих правовых
институтов: общая характеристика природоресурсно
Особенная часть природоресурсного
права включает в себя отношения, связанные
с добычей отдельных видов природных ресурсов.
Она состоит из следующих правовых институтов:
водопользование, лесопользование, недропользование,
пользование природными лечебными ресурсами,
пользование объектами животного мира.
Совокупность отношений, связанных с добычей (извлечением) природных ресурсов составляют предмет природоресурсного права.
Центральное место среди них занимают ресурсные отношения. Они включают в себя отношения по непосредственному извлечению природных ресурсов из среды их естественного пребывания и сопутствующие им отношения по поиску, оценке, разведке природных ресурсов и проведению иных исследовательских работ. Наличие последних является обязательным, поскольку ресурсопользователю передается в пользование ресурс, количественные и качественные характеристики которого указываются в лицензии (договоре, соглашении) на ресурсопользование. Отношения по поиску, оценке и разведке природных ресурсов и по их извлечению из окружающей среды составляют в совокупности ресурсные отношения.
Отношениями по непосредственной
добыче ресурса предмет
Отношения, предшествующие ресурсным, включают в себя:
1) Отношения, связанные
с участием субъектов
Отношения по безопасности и рационализации ресурсопользования длятся на протяжении всей деятельности, связанной с ресурсопользованием. Их цели: а) достижение наиболее полного извлечения ресурса, предотвращение ухудшения его качества, загрязнения мест расположения природных ресурсов и снижение потерь ресурса при его добыче; б) минимизация вредного воздействия природных факторов и технологических процессов извлечения ресурса на здоровье человека. Безопасность ресурсопользования подразумевает здоровые и безопасные условия не только для работников добывающих производств, но и для иных лиц, на которых может оказать вредное воздействие ухудшение состояния окружающей среды, вызванное добычей природных ресурсов.
Отношения собственности на природные ресурсы включают в себя отношения федеральной государственной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности на природные ресурсы.
Государственное
управление природными ресурсами предполагает отношения по:
ведению государственного мониторинга
и государственного кадастра природных
ресурсов; составлению ресурсных балансов
и схем комплексного использования природных
ресурсов; лимитированиюресурсопользовани
В управлении ресурсопользованием принимают участие специально уполномоченные государственные органы управления использованием и охраной природных ресурсов, наделенные государственно-властными полномочиями. Поэтому отношения по государственному управлению использованием и охраной природных ресурсов в известной мере регулируются нормами административного права.
Привлечение пользователей природных ресурсов к ответственности и рассмотрение споров, связанных с ресурсопользованием, осуществляется административными органами, судами, арбитражными судами, третейскими, в том числе международными, судами. Решение любого административного органа может быть обжаловано в суд, арбитражный суд в соответствии с правилами подведомственности.
Метод правового регулирования – юридический критерий самостоятельности отрасли права обычно понимается как совокупность юридических приемов (способов) правового воздействия на общественные отношения. К особенностям метода правового регулирования природоресурсных отношений В.М. Лебедев относит[4]:
«1) Основания и
порядок возникновения, изменения
и прекращения правоотношения по
использованию природных
2) Общее юридическое
положение субъектов
3) Императивное
установление государством
4) Характер связи субъектов природоресурсного правоотношения – возмездный с сочетанием элементов власти и подчинения, пределы которых ограничены законом или соглашением между субъектами природоресурсного правоотношения».
Правовой режим – порядок регулирования, который
выражен в многообразном комплексе правовых
средств, характеризующих особое сочетание
взаимодействующих между собой дозволений,
запретов, а также позитивных обязываний,
создающих особую направленность регулирования[5]. Известную роль в обособлении
отрасли права может играть механизм правового
регулирования[6] – интегральна
Наличие норм, регулирующих отношения по использованию любых природных ресурсов (норм общего действия) и норм особенного и единичного действия влечет необходимость выделения в природоресурсном праве Общей и Особенной частей.
Общая часть природоресурсного права не является суммативным объединением общих частей Водного, Лесного кодексов РФ и других нормативных актов природоресурсного права. Нормативные акты, регулирующие отношения ресурсопользования, содержат нормы не только природоресурсного, но и экологического, гражданского, финансового права, которые не включаются в систему природоресурсного права. Многие нормы, составляющие Общую часть указанных кодексов, по своему содержанию должны быть отнесены к Особенной части природоресурсного права.
Общая часть природоресурсного права включает в себя ряд правовых институтов, содержащих нормы общего и особенного действия, которые регулируют отношения, связанные с добычей любых видов природных ресурсов, устанавливают принципы ресурсопользования, правовое положение субъектов и объектов природоресурсных правоотношений.
Институты Общей части природоресурсного права:
ü Общие положения природоресурсного права, включая нормы, определяющие предмет, сферу действия, особенности метода правового регулирования, принципы отрасли.
ü Право собственности на природные ресурсы в Российской Федерации и исключительные суверенные права Российской Федерации на них.
ü Ресурсопользование.
ü Объекты и субъекты природоресурсных правоотношений.
ü Государственное управление рациональным и безопасным использованием природных ресурсов в Российской Федерации.
ü Ответственность за природоресурсные правонарушения и порядок рассмотрения природоресурсных споров.
Отношения, возникающие в связи с добычей отдельных видов природных ресурсов, регулируются нормами, включенными в институты Особенной части природоресурсного права:
ü Недропользование.
ü Водопользование.
ü Лесопользование.
ü Пользование объектами животного мира.
ü Пользование природными лечебными ресурсами.
Вопрос о соотношении природоресурсного и экологического права решался российскими юристами двумя способами: природоресурсное право или включало в себя экологическое, или само поглощалось экологическим правом, правом окружающей среды. В экологическое право (право окружающей среды) большинством авторов предлагается включить в качестве самостоятельных отраслей горное, лесное, воздушное и др. отрасли права, составляющие его Особенную часть. В обоснование таких подходов приводится тезис о единстве предмета правового регулирования, который должны составлять общественные отношения, возникающие в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Нельзя не видеть, что определяемый таким образом предмет отрасли права внутренне противоречив, поскольку вместе объединяются две разнородные группы общественных отношений, и создается труднообъяснимая правовая конструкция – отрасль права, содержащая другие самостоятельные отрасли права. Наиболее последовательно и мотивированно разграничение между природоресурсным и экологическим правом проводит Б.В. Ерофеев[10]. Автор справедливо отмечает, что коренные отличия природоресурсного права от права экологического отражены в предмете, методе правового регулирования и его источниках, верно указывая, что природоресурсное право изучает общественные отношения, складывающиеся по поводу отдельных природных ресурсов, в то время как предметом экологического права являются общественные отношения, касающиеся не столько самих природных объектов, сколько внутренних и внешних связей этих объектов, их свойств, состояний и процессов, происходящих в них.
Рациональное использование природного ресурса предусматривает наиболее полное извлечение его полезных свойств с нанесением наименьшего вреда отраслям хозяйства, базирующимся на том же ресурсе. Анализ содержания, вкладываемого законодателем в понятия «использование природных ресурсов» и «охрана природных ресурсов» позволяет обосновать необходимость отраслевого разграничения норм, регулирующих отношения по рациональному использованию и охране природных ресурсов.
Соотношение природоресурсного и земельного права обусловлено неразрывной связью поверхностного слоя земли со многими другими природными ресурсами. Земля, в соответствии со ст.9 Конституции РФ, является одним из природных ресурсов. На этом основании земельные отношения зачастую объединяют с другими ресурсными отношениями и включают в предмет экологического права (права окружающей среды). Между тем, отношения по использованию земель и отношения по использованию иных природных ресурсов имеют принципиальные отличия, не позволяющие устанавливать для них единый правовой режим.