Природоресурсное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:32, доклад

Описание

Природоресурсное право – комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм (правил поведения), включающих в себя правовые институты и правовые принципы, регулирующие сферу рационального и безопасного использования и охраны природных объектов и ресурсов, находящихся на территории РФ.
Предмет природоресурсного права – это общественные отношения, урегулированные природоресурсным законодательством, возникающие по поводу рационального использования и сбережения природных богатств.

Работа состоит из  1 файл

Природоресурсное право.docx

— 60.24 Кб (Скачать документ)

Природоресурсное право – комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм (правил поведения), включающих в себя правовые институты и правовые принципы, регулирующие сферу рационального и безопасного использования и охраны природных объектов и ресурсов, находящихся на территории РФ. 
 Предмет природоресурсного права – это общественные отношения, урегулированные природоресурсным законодательством, возникающие по поводу рационального использования и сбережения природных богатств. В свою очередь, предмет регулирования природоресурсного законодательства как комплексной отрасли российского права — это общественные отношения, складывающиеся по поводу природных ресурсов, которые различаются своим природным и потребительским разнообразием. Это позволяет разделять ресурсы на земельные, водные, горные, лесные, биологические, использование и охрана которых осуществляется самостоятельными отраслями законодательства. 
Система природоресурсного права обусловлена наличием правовых норм общего действия – норм, осуществляющих правовое регулирование по использованию всех видов природных ресурсов и норм единичного действия, регулирующих отдельные виды природных ресурсов. 
Общая часть природоресурсного права включает в себя соответствующие нормы Земельного, Водного, Лесного кодексов РФ и других нормативных правовых актов природоресурсного законодательства. Кроме этого, нормативные акты, регулирующие природоресурсные отношения, содержатся в ряде других отраслей права: экологическом, гражданском, финансовом права, которые не входят в систему природоресурсного права. 
В общую часть природоресурсного права входят ряд правовых институтов, включающих в себя нормы общего и единичного действия, регулирующие отношения в сфере добычи любых видов природных ресурсов и устанавливающие исходные положения ресурсопользования, правовой статус субъектов и объектов природоресурсных правоотношений. 
Общая часть природоресурсного права состоит из следующих правовых институтов: общая характеристика природоресурсного права и законодательства, право собственности на российские природные ресурсы, государственное управление рациональным и безопасным использованием природных ресурсов в Российской Федерации, ресурсопользование, объекты и субъекты природоресурсных правоотношений, ответственность за правонарушения и порядок рассмотрения споров. 
Особенная часть природоресурсного права включает в себя отношения, связанные с добычей отдельных видов природных ресурсов. Она состоит из следующих правовых институтов: водопользование, лесопользование, недропользование, пользование природными лечебными ресурсами, пользование объектами животного мира.

 

Совокупность отношений, связанных с добычей (извлечением) природных ресурсов составляют предмет природоресурсного права.

Центральное место среди  них занимают ресурсные отношения. Они включают в себя отношения по непосредственному извлечению природных ресурсов из среды их естественного пребывания и сопутствующие им отношения по поиску, оценке, разведке природных ресурсов и проведению иных исследовательских работ. Наличие последних является обязательным, поскольку ресурсопользователю передается в пользование ресурс, количественные и качественные характеристики которого указываются в лицензии (договоре, соглашении) на ресурсопользование. Отношения по поиску, оценке и разведке природных ресурсов и по их извлечению из окружающей среды составляют в совокупности ресурсные отношения.

Отношениями по непосредственной добыче ресурса предмет природоресурсного права не исчерпывается и включает в себя также отношения, тесно связанные с ресурсными. Их можно разделить на 5 групп: 1) предшествующие ресурсным; 2) отношения по безопасности и рационализации ресурсопользования; 3) отношения собственности на природные ресурсы; 4) отношения по государственному управлению ресурсопользованием; 5) отношения, связанные с привлечением субъектов природоресурсного права к ответственности и отношения по рассмотрению споров, возникающих в связи с использованием природных ресурсов и возмещению вреда, причиненного неправомерным ресурсопользованием.

Отношения, предшествующие ресурсным, включают в себя:

1) Отношения, связанные  с участием субъектов природоресурсного права в конкурсах, аукционах по приобретению права ресурсопользования, заключением договоров, соглашений на использование природных ресурсов. 2) Отношения по лицензированию ресурсопользования возникают в ходе оформления, выдачи, государственной регистрации лицензий.

Отношения по безопасности и рационализации ресурсопользования длятся на протяжении всей деятельности, связанной с ресурсопользованием. Их цели: а) достижение наиболее полного извлечения ресурса, предотвращение ухудшения его качества, загрязнения мест расположения природных ресурсов и снижение потерь ресурса при его добыче; б) минимизация вредного воздействия природных факторов и технологических процессов извлечения ресурса на здоровье человека. Безопасность ресурсопользования подразумевает здоровые и безопасные условия не только для работников добывающих производств, но и для иных лиц, на которых может оказать вредное воздействие ухудшение состояния окружающей среды, вызванное добычей природных ресурсов.

Отношения собственности на природные ресурсы включают в себя отношения федеральной государственной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности на природные ресурсы.

Государственное управление природными ресурсами предполагает отношения по: ведению государственного мониторинга и государственного кадастра природных ресурсов; составлению ресурсных балансов и схем комплексного использования природных ресурсов; лимитированиюресурсопользования; контролю за использованием природных ресурсов и соблюдением природоресурсного законодательства.

В управлении ресурсопользованием принимают участие специально уполномоченные государственные органы управления использованием и охраной природных ресурсов, наделенные государственно-властными полномочиями. Поэтому отношения по государственному управлению использованием и охраной природных ресурсов в известной мере регулируются нормами административного права.

Привлечение пользователей  природных ресурсов к ответственности  и рассмотрение споров, связанных  с ресурсопользованием, осуществляется административными органами, судами, арбитражными судами, третейскими, в том числе международными, судами. Решение любого административного органа может быть обжаловано в суд, арбитражный суд в соответствии с правилами подведомственности.

Метод правового  регулирования – юридический критерий самостоятельности отрасли права обычно понимается как совокупность юридических приемов (способов) правового воздействия на общественные отношения. К особенностям метода правового регулирования природоресурсных отношений В.М. Лебедев относит[4]:

«1) Основания и  порядок возникновения, изменения  и прекращения правоотношения по использованию природных ресурсов – разрешительный (лицензия), сочетаемый с договорным (соглашение, договор о ресурсопользовании).

2) Общее юридическое  положение субъектов природоресурсного правоотношения характеризуется правом ресурсопользователя на получение, продление лицензии, на отказ от нее, на заключение договора о ресурсопользовании и неуклонное подчинение стандартам (юридическим правилам, нормам), обеспечивающим технологический процесс конкретного вида ресурсопользования.

3) Императивное  установление государством правил  использования природных ресурсов в форме стандартов ресурсопользования сочетается с дозволением – предоставлением ресурсопользователю права заключать договор об использовании природных ресурсов с ресурсодержателем, самостоятельно выбирать вид своей деятельности по использованию природного ресурса, ограничивать или расширять свою деятельность, не выходя за пределы лицензии, договора.

4) Характер связи  субъектов природоресурсного правоотношения – возмездный с сочетанием элементов власти и подчинения, пределы которых ограничены законом или соглашением между субъектами природоресурсного правоотношения».

Правовой режим – порядок регулирования, который выражен в многообразном комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования[5]. Известную роль в обособлении отрасли права может играть механизм правового регулирования[6] – интегральная характеристика возможных форм воздействия на общественные отношения, включающих в себя нормы права, правоотношения, индивидуальные правовые акты. При этом метод правового регулирования является формой правового режима, а механизм правового регулирования выступает в качестве содержания правового режима.

 

Наличие норм, регулирующих отношения по использованию любых  природных ресурсов (норм общего действия) и норм особенного и единичного действия влечет необходимость выделения  в природоресурсном праве Общей и Особенной частей.

Общая часть природоресурсного права не является суммативным объединением общих частей Водного, Лесного кодексов РФ и других нормативных актов природоресурсного права. Нормативные акты, регулирующие отношения ресурсопользования, содержат нормы не только природоресурсного, но и экологического, гражданского, финансового права, которые не включаются в систему природоресурсного права. Многие нормы, составляющие Общую часть указанных кодексов, по своему содержанию должны быть отнесены к Особенной части природоресурсного права.

Общая часть природоресурсного права включает в себя ряд правовых институтов, содержащих нормы общего и особенного действия, которые регулируют отношения, связанные с добычей любых видов природных ресурсов, устанавливают принципы ресурсопользования, правовое положение субъектов и объектов природоресурсных правоотношений. 

 

 

 

Институты Общей  части природоресурсного права:

ü     Общие положения природоресурсного права, включая нормы, определяющие предмет, сферу действия, особенности метода правового регулирования, принципы отрасли.

ü     Право собственности на природные ресурсы в Российской Федерации и исключительные суверенные права Российской Федерации на них.

ü     Ресурсопользование.

ü     Объекты и субъекты природоресурсных правоотношений.

ü     Государственное управление рациональным и безопасным использованием природных ресурсов в Российской Федерации.

ü     Ответственность за природоресурсные правонарушения и порядок рассмотрения природоресурсных споров.

Отношения, возникающие в  связи с добычей отдельных  видов природных ресурсов, регулируются нормами, включенными в институты Особенной части природоресурсного права:

ü     Недропользование.

ü     Водопользование.

ü     Лесопользование.

ü     Пользование объектами животного мира.

ü     Пользование природными лечебными ресурсами.

 

Вопрос о соотношении природоресурсного и экологического права решался российскими юристами двумя способами: природоресурсное право или включало в себя экологическое, или само поглощалось экологическим правом, правом окружающей среды. В экологическое право (право окружающей среды) большинством авторов предлагается включить в качестве самостоятельных отраслей горное, лесное, воздушное и др. отрасли права, составляющие его Особенную часть. В обоснование таких подходов приводится тезис о единстве предмета правового регулирования, который должны составлять  общественные отношения, возникающие в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Нельзя не видеть, что определяемый таким образом предмет отрасли права внутренне противоречив, поскольку вместе объединяются две разнородные группы общественных отношений, и создается труднообъяснимая правовая конструкция – отрасль права, содержащая другие самостоятельные отрасли права. Наиболее последовательно и мотивированно разграничение между природоресурсным и экологическим правом проводит Б.В. Ерофеев[10]. Автор справедливо отмечает, что коренные отличия природоресурсного права от права экологического отражены в предмете, методе правового регулирования и его источниках, верно указывая, что природоресурсное право изучает общественные отношения, складывающиеся по поводу отдельных природных ресурсов, в то время как предметом экологического права являются общественные отношения, касающиеся не столько самих природных объектов, сколько внутренних и внешних связей этих объектов, их свойств, состояний и процессов, происходящих в них.

Рациональное  использование природного ресурса предусматривает наиболее полное извлечение его полезных свойств с нанесением наименьшего вреда отраслям хозяйства, базирующимся на том же ресурсе. Анализ содержания, вкладываемого законодателем в понятия «использование природных ресурсов» и «охрана природных ресурсов» позволяет обосновать необходимость отраслевого разграничения норм, регулирующих отношения по рациональному использованию и охране природных ресурсов.

Соотношение природоресурсного и земельного права обусловлено неразрывной связью поверхностного слоя земли со многими другими природными ресурсами. Земля, в соответствии со ст.9 Конституции РФ, является одним из природных ресурсов. На этом основании земельные отношения зачастую объединяют с другими ресурсными отношениями и включают в предмет экологического права (права окружающей среды). Между тем, отношения по использованию земель и отношения по использованию иных природных ресурсов имеют принципиальные отличия, не позволяющие устанавливать для них единый правовой режим.

Информация о работе Природоресурсное право