Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:42, шпаргалка
1. Классическое определение экологии.
2. Неклассическое современное определение экологии.
3. Объекты классической экологии и современной экологии.
4. Цель экологии в общенаучном и православном понимании.
5. Книга Бытия об отношении человека к природе.
6. Псалтирь об отношении человека к природе.
7. Системность и единство мира, краеугольные камни современной экологии.
8. Какие науки обобщает современная экология, и в каких их частях.
9. В чём реально выражается единство мира, и какое значение это имеет для объектов экологии.
10. Ядро Земли. Его строение, состав и значение для биосферы.
11. Мантия Земли. Её строение, состояние и состав. Её значение для биосферы.
12. Земная кора. Её состав. Процессы, в ней протекающие и их значение для человека и биосферы.
13. Минералы и их экологическое значение.
14. В чём уникальность планеты Земля, как дома для человечества.
15. Строение молекулы воды и его экологическое значение.
16. Межмолекулярные связи в воде и их экологическое значение.
17. Химические и физико-химические свойства воды.
18. Капиллярность и её значение для растений, почв и грунтов.
19. Теплофизические свойства воды и их экологическое значение.
20. График изменения плотности воды и льда в зависимости от температуры и его экологическое значение.
21. Вода как средство наказания людей в Библии.
22. Современные стихийные бедствия, вызванные движением воды.
23. Вода в таинствах и обрядах православной Церкви.
24. Поверхностные воды гидросферы и их экологическое значение.
25. Подземные воды на континентах и их экологическое значение.
26. Состав тропосферы и её значение для биосферы.
27. Строение атмосферы Земли и значение для биосферы её слоев, расположенных над тропосферой.
28. Круговорот воды в природе и участие в нём атмосферы.
29. Атмосферные процессы полезные для биосферы и вредные, карающие.
30. Пророк Давид назвал небо кожей, простертой над Землёй. Что общего у живой кожи с атмосферой?
31. Определение «биосфера».
32. Верхняя и нижняя границы биосферы.
33. Формальные признаки живого организма.
34. Мнение св. Луки (Войно-Ясенецкого) о наличии души у растений. На чем оно основано?
35. Классификация живых организмов и порядок их появления на земле по данным науки
и по главе 1 книги Бытия.
36. Состав и строение животной и растительной клетки.
37. Два надцарства в биологической классификации, время их появления на земле и экологическое значение.
38. Царства в биологической классификации, их особенности и экологическое значение.
39. Определение экосистема и примеры.
40. Определение биом и примеры.
41. Липидная цепь и её значение для чистоты земли.
42. Экологическая пирамида.
43. Соотношение божественной и человеческой воли в управлении экосистемами.
44. Пояснить на основе священного писания права человечества в отношении биосферы и конкретных людей в отношении отдельных экосистем.
45. Назовите некоторые законы, по которым функционирует биосфера.
46. Сущность закона поддержания стабильной численности популяции в экосистеме.
47. Значение сохранения численности популяции в экосистеме для сохранения
экосистемы.
48. Определение понятия «экологическая ниша».
49. Закон лимитирующего фактора.
50. Священное Писание и искусство о красоте биосферных объектов. Духовное значение
красоты.
51. Два назначения видового многообразия в экосистемах.
52. Понятие интродукции и связанные с ней опасности.
53. Понятие первичной и вторичной сукцессии.
54. Агроценоз и его отличие от природного биоценоза.
55. Основные задачи экологии с общенаучной и православной точек зрения.
56. Экологический кризис современности. В чём он конкретно выражается?
57. Основные причины экологического кризиса.
58. Пути преодоления кризиса с общенаучных позиций.
59. Православный подход к преодолению экологического кризиса.
60. Русские православные традиции природопользования и сохранения природы.
61. Эстетический аспект природопользования и его значение.
62. Объект, изучаемый экологией культуры, её цели и методы.
63. Основные понятия экологии культуры.
64. Основные теоретические положения экологии культуры.
65. Связь экологии и экологии культуры.
66. Православное природопользование с примерами из национального опыта
5. Книга Бытия об отношении человека к природе.
Только человек
живет повсюду на земле и над
всем царствует. Бог наделил его
разумом и бессмертной душой. Он
дал человеку особое, великое назначение:
познавать Бога, уподобляться Ему, то есть
становиться все лучше и добрее, и наследовать
жизнь вечную. В кн. Бытия 1:27-29: «И сказал
Бог: сотворим человека по образу Нашему
по подобию Нашему, и да
владычествуют они над рыбами морскими,
и над птицами небесными, и над скотом,
и над всею землею, и над всеми гадами,
пресмыкающимися по земле. И сотворил
Бог человека по образу Своему, по образу
Божию сотворил его; мужчину и женщину
сотворил их. И благословил их Бог, и сказал
им Бог: плодитесь
и размножайтесь, и наполняйте
землю, и обладайте
ею, и владычествуйте над рыбами морскими
и над птицами небесными, и над всяким
животным, пресмыкающимся по земле. И сказал
Бог: вот, Я дал вам
всякую траву, сеющую семя, какая есть
на всей земле, и всякое дерево, у которого
плод древесный, сеющий семя; - вам [сие]
будет в пищу…», в кн.
Бытье 2:15:«И взял Господь Бог человека,
и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать
его и хранить его», а также Быт.2:19-21
«Господь Бог образовал из земли всех
животных полевых и всех птиц небесных,
и привел к человеку, чтобы видеть, как
он назовет их, и чтобы, как
наречет человек всякую
душу живую, так и было имя ей. И нарек
человек имена всем скотам и птицам небесным
и всем зверям полевым; но для человека
не нашлось помощника, подобного ему».
Отсюда мы видим, что Бог поставил людей
управлять его достоянием на Земле. Он
не подарил Землю Адаму для безотчетного
пользования, но дал в управление. Этим
Бог наложил ограничение на пользование
ресурсами Земли, которое преступили Адам
и Ева. Рациональному использованию ресурсов
учит современного человека наша дисциплина
экология. Итак, православное понимание
цели экологии - разумное управление даром
Божиим для сохранения его целостности,
приумножения его ресурсов и их красоты.
6. Псалтирь об отношении человека к природе.
Только человек
живет повсюду на земле и над
всем царствует. Бог наделил его
разумом и бессмертной душой.
Он дал человеку особое, великое
назначение: познавать Бога, уподобляться
Ему, то есть становиться все лучше и добрее,
и наследовать жизнь вечную. В 49 псалме
мы читаем о жертве Богу, где сказано: «Не
за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения
твои всегда предо Мною; не приму тельца
из дома твоего, ни козлов из дворов твоих,
ибо Мои все звери
в лесу, и скот на тысяче
гор, знаю всех птиц
на горах, и животные
на полях предо Мною. Если бы Я взалкал,
то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная
и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов
и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву
Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты
твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю
тебя, и ты прославишь Меня» (Псалтирь.
49:8-15). Жертва не во всесожжении, а в том,
чтобы отнять от себя лучшее, как сделал
Авель и как не смог сделать Каин. В Псалме
8:5-10 так же отражена великая миссия человека
на земле – «…то что [есть] человек, что
Ты помнишь его, и сын человеческий, что
Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его
пред Ангелами: славою
и честью увенчал его;
поставил его владыкою
над делами рук Твоих; все положил под
ноги его: овец и волов всех, и также полевых
зверей, птиц небесных и рыб морских, все,
преходящее морскими стезями. Господи,
Боже наш! Как величественно имя Твое по
всей земле!».
7. Системность и единство мира, краеугольные камни современной экологии.
Основные идеи экологии
XX в. - системность и единство мира, что
является отрицанием случайности и независимости
объектов на земле. До этого отрицания
наука развивалась в представлении независимости
процессов в разных областях Земли и даже
в разных частях одного природного тела.
Представлением о независимости явлений
порождено разветвление, специализация,
наук. В каждой ветви рассматривались
и глубоко анализировались свои малые
объекты и явления в них независимо от
соседних объектов и явлений. Дифференциация
наук необходимая для углубления знаний
в частных областях, необходима из-за ограниченности
познавательных способностей человека.
Но при этом нельзя упускать единства
и системности мира. Единство и системность
мира лежат в основе христианского представления
о мироздании. Вместе с верой в Бога интеллигенция
XIX – XX веков потеряла представление о
единстве мира и взаимозависимости событий.
Возобладало представление о случайности
и независимости событий. Дифференциация
науки к концу XX века дошла до абсурда.
На научных основах разработанные проекты
электрификации гидроэлектростанциями
привели к гибели под водой мощного плодородного
потенциала, затоплению городов и сёл,
поскольку не учитывали, как следует воздействия
водохранилищ на окружающую среду. В сельском
хозяйстве компания по борьбе с сорняками
и вредителями средствами химии нанесла
ущерб лесам и лугам, ввела в оборот термин
экологически чистые продукты питания.
Тем самым иные продукты были отнесены
к экологически загрязнённым. Приближение
экологического кризиса в конце прошлого
века привело науку к смене философского
представления о картине мира, к признанию
системности, а с ней и единства мира. Философская
база науки сомкнулась с богословием.
На этой базе возникла современная экология,
как объединение наук. Экология возникла
для управления всей системой Земли, что
вменил Господь Человеку. Современная
экология ощущает себя всеобъемлющей
наукой. В ее модели выстроены снизу вверх
по степени совершенства: Человек-Живое-Неживое.
Человек, даже вооруженный экологией,
не самодостаточен для управления как
большими, так и малыми делами на Земле.
Он действует в потоке божественной любви
и обязан согласовывать свои действия
с волей Божией. Поток этот идет на человека
и помимо человека на природу ("прикасается
к горам и дымятся" и др. из Пс.103).
8. Какие науки обобщает современная экология, и в каких их частях.
Экология обычно рассматривается
как подотрасль биологии, общей науки
о живых организмах. Живые организмы
могут изучаться на различных
уровнях, начиная от отдельных атомов
и молекул и кончая популяциями, биоценозами
и биосферой в целом. Экология также изучает
среду в которой они живут и её проблемы.
Экология связана со многими другими науками
именно потому, что она изучает организацию
живых организмов на очень высоком уровне,
исследует связи между организмами и их
средой обитания. Экология тесно связана
с такими науками, как биология, химия,
математика, география, физика, эпидемиология,
биогеохимия. Науки, которые входят в экологию,
разделяются по объектам исследования:
о земле [геологические], о воде [гидрологические],
о живом [биологические: зоология, ботаника,
сельскохозяйственные науки], о человеке
[медицинские и социальные], другая группа
наук выделяется по аспектам изучения
проблемы: юридические, экономические,
богословские аспекты. В последнее время
активно о себе заявляют междисциплинарные
комплексные области исследования. В частности,
на стыке экологии и классической этики
сформировалась экологическая этика,
а на пересечении интересов этнографии,
культурологии и экологии — этноэкология.
Экология, как и все науки, функционирует
неизолированно. Она находится во взаимосвязи
с другими естественными науками. Согласно
классификации биологических наук по
Б.Г. Иоганзену выделяют общие науки, частные
и комплексные. К общим
наукам относят систематику, морфологию,
физиологию, экологию, генетику, биологию.
В состав частных наук входят: микробиология,
ботаника, зоология, антропология; среди
комплексных наук выделяют гидробиологию,
почвоведение, паразитологию. Если частные
науки изучают подробно конкретные объекты
органического мира, то общие биологические
науки изучают органический мир в целом,
«немного обо всем». Связи экологии с другими
науками, разделы которых она ассимилирует
и перерабатывает, объединяя, можно классифицировать
по четырем уровням обобщения. В 1-м
высшем уровне обобщения находятся
только богословие и философия, как науки
обобщающие наши представления обо всём,
что в какой-либо мере доступно человеку.
Объектом для них являются мир видимый
и невидимый. На 2-м
уровне обобщения находятся математика
и экология. Они изучают и формулируют
законы видимого мира во всей его полноте.
На 3-м уровне обобщения находятся
науки, избравшие себе какой-то крупный
объект в мире видимом. Медицина - объект
тело человека, география - изучает поверхность
планеты, геология – недра планеты, химия
- рассматривает всё материальное на молекулярном
уровне, физика - рассматривает тела и
поля на уровне элементарных частиц и
т.д., биология – наука о живом веществе. Науки
о человеческой надстройке над природой:
социология, экономика и архитектура,
также теперь связаны с экологией. Архитектура
вцелом в общепринятом понимании не является
наукой, так как в заметное место занимает
творческий элемент из области искусства.
Но с экологией она соприкасается теми
своими частями, которые разрабатываются
научно. Это разделы о проектировании
планировки и застройки населенных мест,
о проектировании экологически чистых
сооружений, о проектировании природоохранных
очистных сооружений и сооружений для
защиты от опасных природных процессов.
На 4-м уровне находятся некоторые
из разделов наук, востребованные в экологии:
климатология, гляциология (лёд), гидрология,
геохимия, экономика природопользования,
экология города, демография, физиология,
сейсмология, геоэкология и др. Зарождение
геоэкологии связывают с именем немецкого
географа Карла Тролля (нем. Carl Troll)
(1899-1975), который ещё в 1930-х годах понимал
под ней одну из ветвей естествознания,
объединяющую экологические и географические
исследования в изучении экосистем. В
России широкое использование термина
«геоэкология» началось с 1970-х г., после
упоминания его известным советским географом
В. Б. Сочавой (1905-1978). Как отдельная наука
окончательно сложилась в начале 90-х годов
XX в.
9.
В чём реально выражается
единство мира и какое
значение это имеет
для объектов экологии. Основные идеи
экологии XX в. - системность и единство
мира, что является отрицанием случайности
и независимости объектов на земле. До
этого отрицания наука развивалась в представлении
независимости процессов в разных областях
Земли и даже в разных частях одного природного
тела. Представлением о независимости
явлений порождено разветвление, специализация,
наук. В каждой ветви рассматривались
и глубоко анализировались свои малые
объекты и явления в них независимо от
соседних объектов и явлений. Дифференциация
наук необходимая для углубления знаний
в частных областях, необходима из-за ограниченности
познавательных способностей человека.
Но при этом нельзя упускать единства
и системности мира. Единство и системность
мира лежат в основе христианского представления
о мироздании. В Быт. 1.1 - "В
начале сотворил Бог
небо и землю. Земля
же была безвидна и пуста,
и тьма над бездною". Понятие "начало"
- понятие из категории времени. В современной
физике понятие времени связано функционально
с понятиями пространства и материи, и
все законы физики материального мира
записываются в четырехмерном пространстве-времени,
где имеются три пространственные координаты
объема и четвертая координата времени.
Отсюда следует, что пространство не могло
существовать без времени, и до начала
не было ничего, ни пространства, ни времени,
ни материи, которая может существовать
только в пространстве и времени. Современная
физика в союзе с астрономией нашла это
начало и назвала его "Большим взрывом".
Только через 1 млрд. лет из элементарных
частиц сформировались химические элементы,
составляющие таблицу Менделеева. Вся
масса нашей планеты, тела всех растений
и животных состоят из этих элементов.
В этом единство состава
мира, которое может
свидетельствовать
о единстве происхождения. Для экологии
важно, что единство состава определяет
возможность обмена веществами между
различными живыми и не живыми телами.
Динамика жизни на Земле - это круговорот
веществ и круговорот химических элементов.
Из круговорота веществ нам наиболее известен
круговорот воды, которая испаряется с
поверхности океанов и выпадает дождём
на континентах. 2-я
черта единства мира
– единство физических,
химических, биологических
и других законов в нем на всем доступном
для наблюдения пространстве. За пределами
видимого, что не изучает экология, законы
иные. К ним уже прикоснулась современная
наука, но это за пределами экологии. Из
единого вещества и по единым законам
созданы космические тела и в том числе
планета Земля.
10.
Ядро Земли. Его строение,
состав и значение для
биосферы. Внутреннее ядро Земли твердое.
Оно состоит из магнитных элементов
железа (Fe) и никеля (Ni), оно находится
в автономном движении внутри жидкого
внешнего ядра. В составе внешнего ядра
преобладает железо и присутствуют кислород,
сера, углерод и водород. Движение в ядре
возбуждает магнитное поле планеты,
защищающее биосферу от солнечного ветра
– потока космических лучей, потока частиц,
т.е. от радиации. Магнитное поле зримо
проявляется в виде северного сияния,
которое украшает небо в тяжелое для всего
живого время полярной ночи. Соловецкие
монахи за это благодарят Бога. Масса
ядра составляет 32 % массы планеты. Она
участвует в создании
гравитационного
поля, удерживающего океаны в берегах,
деревья в вертикальном положении и т.д..Как
магнитное поле, так и гравитационное
поле совершенно не обходимы для всего
живого на Земле, а так же и для большинства
неодушевленных объектов. Реки не потекут
без гравитации и дождь не упадёт на поверхность
земли без поля тяготения.
11. Мантия Земли. Её строение, состояние и состав. Её значение для биосферы.
Мантия составляет
67,8% массы Земли. Она создает основу
гравитационного поля. Мантия находится
в пластическом (с учетом существующих
в ней напряжений) состоянии. В составе
её преобладают кремний и алюминий, но
присутствуют и все остальные химические
элементы. Верхняя часть мантии астеносфера
– пограничный слой мантии и литосферы
служит непосредственным источником
этих веществ. Астеносфера, как можно
понять из её названия, находится в особо
пластичном состоянии. Местами и по временам
вещество её переходит в жидкое состояние.
Это создаёт возможность внедрения расплава
в земную кору и даже извержения его на
поверхность Земли. Поскольку мантия богата
всеми химическими элементами, через извержения
вулканов они поступают на поверхность
в атмосферу, гидросферу и почву, обеспечивая
химический баланс в биосфере. Пополнение
почв происходит и при выветривании горных
пород, образовавшихся из расплава на
глубине в недрах земной коры. Таким образом
и страшные извержения вулканов полезны
для природы..
12.
Земная кора. Её состав.
Процессы в ней протекающие
и их значение для человека
и биосферы. Литосфера и ее верхняя
часть, земная кора, состоят из твердых
кристаллических пород. Она является твердым
фундаментом для всего живого. На ней
стоят здания и сооружения. Инженерная
геология изучает верхние слои земной
коры для выбора оптимальных мест для
зданий и сооружений. В земной коре залегают
запасы необходимых для человека полезных
ископаемых, созданных заблаговременно.
На поверхности земной коры из ее материала
с участием биоты сформирована почва
– важнейший слой земной коры с точки
зрения экологии. В почве наряду с инертными
минералами присутствуют активные гидрофильные
глинистые минералы, удерживающие воду
для растений и гумус, питающий растения.
Микроэлементный состав почв поддерживается
выветриванием глубинных пород, извержениями
вулканов, возвратом в почвы этих элементов
при разложении животных и растительных
организмов. Плодородие почвы обусловлено
накоплением в ней гумуса – неживого органического
вещества. В экологии такое вещество, не
только гумус, носит название биокосного
вещества.
13. Минералы и их экологическое значение.
Минеральный состав верхней
части земной коры. Здесь есть инертные
минералы, которые составляют жесткий
скелет подпочвенных грунтов. Они используются
человеком для строительства (кварц, кремень,
силикаты); есть коллоидно-активные минералы
глин, из которых человек делает посуду
с каменного века и кирпич. Без этих минералов
не могли бы варить пищу первые люди. Они
играют первостепенную роль в формировании
плодородия почвы. Уникален минерал кальций
CaCO3, из которого построены скелеты
теплокровных животных, раковины моллюсков,
коралловые рифы. Этот минерал обладает
исключительной особенностью. Он слабо
растворим в воде. Растворимость его падает
в определенном интервале температур,
благодаря чему он хорошо усваивается
теплокровными. Кальций благодаря слабой
растворимости содержится в природных
пресных водах, как подземных, так и поверхностных,
из которых его и усваивают организмы.
14. В чём уникальность планеты Земля, как дома для человечества.
В ряде планет она
сходна с соседями Марсом, Меркурием,
Венерой, ее строение предопределило возможность
появления жизни и человека разумного.
Верхняя оболочка Земли дает человеку
металлы, топливо, почву для выращивания
хлеба. Она последовательно предоставила
людям для топлива древесину, каменный
уголь, нефть, уран. Уникальность Земли
предопределили два фактора: размер планеты
и расстояние от Солнца. Расстояние от
Солнца определило температуру на поверхности
Земли благоприятную для биосферы в отличие
от горячей поверхности Венеры и холодной
Марса. В создании климатического оптимума
велика роль атмосферы, о чем скажем в
4-ой лекции. Земля – единственная планета,
сохраняющая вулканическую активность.
Это обеспечивает выделение углекислого
газа, необходимого зеленым растениям
для производства органического вещества
и кислорода. Активность обеспечивает
поставку всех элементов таблицы Менделеева,
обеспечивает денудацию, благодаря чему
обнажаются месторождения полезных ископаемых,
формируется прекрасный рельеф гор,
холмистых местностей и морских побережий.
Альтернатива этому - бесплодная равнина,
сухая или заболоченная (Казахстан, Западная
Сибирь). Эндогенная активность Земли
может продлиться еще 1-1,5 млрд. лет. Человек
– последнее творение Божие. Перед ним
были созданы животные. Господь создал
для человека все необходимое для жизни
с самого начала предусмотрев все. Земля
– идеальный дом для человека, в котором
все заготовлено для активной жизни.
15. Строение молекулы воды и его экологическое значение.