Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 06:02, контрольная работа
В преддверии экологического форума "Уралэкология. Промышленная безопасность 2011" редакция журнала "Вестник экономики" попросила министра природопользования и экологии Республики Башкортостан А.Н. Кутлиахметова рассказать об экологической обстановке в республике и работе министерства по решению экологических проблем Азат Нуриахметович, как Вы сегодня оцениваете экологическую ситуацию в республике?
1. Консолидированная ответственность как фактор решения экологических проблем………………………………………………...
3
2. Зеленый щит Уфы – важный фактор экологического и социального благополучия…………………………………………….
10
3. Мероприятия по защите лесов………………………………………
13
4. Гидроузел – необходимая часть экосистемы Башкортостана.........
15
5. Экологическое благополучие будущего поколения……………….
18
6. Поддержание экологической безопасности………………………..
20
7. Профессиональный подход к разработке экологических нормативов………………………………………………………………
21
8. Действенный экологический контроль
23
9. Природоохранные мероприятия – в срок и в полном объеме…….
25
Список литературы………………………………………………...…...
27
СОДЕРЖАНИЕ
1. Консолидированная ответственность как фактор решения экологических проблем………………………………………………... |
|
3 |
2. Зеленый щит Уфы – важный фактор экологического и социального благополучия……………………………………………. |
|
10 |
3. Мероприятия по защите лесов……………………………………… |
| 13 |
4. Гидроузел – необходимая часть экосистемы Башкортостана......... |
| 15 |
5. Экологическое благополучие будущего поколения………………. |
| 18 |
6. Поддержание экологической безопасности……………………….. |
| 20 |
7. Профессиональный подход к разработке экологических нормативов…………………………………………………… |
|
21 |
8. Действенный экологический контроль |
| 23 |
9. Природоохранные мероприятия – в срок и в полном объеме……. |
| 25 |
Список литературы……………………………………………….. |
| 27 |
1. Консолидированная ответственность как фактор решения экологических проблем.
В преддверии экологического форума "Уралэкология. Промышленная безопасность 2011" редакция журнала "Вестник экономики" попросила министра природопользования и экологии Республики Башкортостан А.Н. Кутлиахметова рассказать об экологической обстановке в республике и работе министерства по решению экологических проблем Азат Нуриахметович, как Вы сегодня оцениваете экологическую ситуацию в республике?
Территория республики насыщена производственными мощностями различных отраслей экономики. Концентрация промышленного производства у нас существенно превышает общероссийские показатели, что не только обусловило развитие экономики республики, но и привело к возникновению целого ряда серьезных экологических проблем. Это факт, и от этого мы никуда не уйдем. Но состояние окружающей среды в Республике Башкортостан сегодня не является критическим.
Среди регионов Приволжского федерального округа наша республика занимает четвертое место (после Татарстана) по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу, шестое - по сбросам загрязненных сточных вод.
Государственный экологический контроль % это основной элемент обеспечения экологической безопасности. Расскажите, пожалуйста, об этой сфере деятельности министерства.
Ввиду разграничения полномочий по проведению государственного экологического контроля объекты разработки месторождений нефти и все крупные инфраструктурные объекты республики (2424 объекта) относятся к уровню федерального контроля. Субъекты Российской Федерации в этой части ограничены - как следствие, у региональных властей отсутствуют необходимые рычаги воздействия. Отсутствие реальных полномочий привело к ослаблению управленческих и, прежде всего, контрольных функций регионов в области природопользования и охраны окружающей среды. Для организации эффективной работы есть настоятельная необходимость передачи территориям полномочий государственного экологического контроля хозяйствующих субъектов в регионах, независимо от форм собственности. Мы этот недостаток полномочий сегодня восполняем тесным взаимодействием с природоохранной межрайонной прокуратурой, реализуя совместные проверки. Следует отметить, что в этом плане есть и некоторые позитивные тенденции.
В частности, на федеральном уровне сегодня определяются полномочия субъектам в сфере управления отходами, установления норм их образования.
Охарактеризуйте, пожалуйста, специфику техногенного влияния на окружающую среду в промышленных зонах республики.
Географически на территории республики можно выделить такие исторически сложившиеся зоны развития отраслей промышленности: Западная, Центрально-Южная зоны и Зауралье. Хозяйственная деятельность объектов экономики названных территорий определяет развитие экологической ситуации и в указанных регионах, и в целом в республике. Так, состояние окружающей среды Западной зоны обусловлено деятельностью нефтедобывающей отрасли. Основной природопользователь - нефтяная компания ОАО "Башнефть", на балансе которой числится 181 месторождение углеводородного сырья, из них в разработке - 162, площадь земель, занятых объектами добычи нефти, составляет более 250 тысяч гектаров. Основные проблемы этого региона: загрязнение нефтью почвогрунтов, которое на длительный период выводит из хозяйственного оборота значительные площади земель, и загрязнение подземных и поверхностных вод нефтью, высокоминерализированным рассолом пресных водоносных горизонтов, что создало проблему обеспечения питьевой водой населения этой территории, включая города Туймазы и Октябрьский. Для "Башнефти" ликвидация экологического ущерба, нанесенного окружающей среде в прошлые годы, реабилитация нарушенных земель и предотвращение загрязнения водных объектов должны стать сегодня такими же приоритетными задачами, как и добыча нефти.
А экологические проблемы территории Зауралья обусловлены, прежде всего, деятельностью предприятий горнодобывающей отрасли. Это, в первую очередь, накопленные и вновь образующиеся горнорудные отходы (всего накоплено более 1 миллиарда тонн, за 2010 год - 38 миллионов тонн); загрязнение поверхностных
водных объектов подотвальными и шахтными водами; формирование техногенного ландшафта вокруг рудных карьеров.
Породные отвалы, как техногенные образования, отрицательно воздействуют на экосистему территории и прежде всего рек Урал, Таналык, Худолаз, Карагайлы токсичными продуктами, образующимися в процессе выщелачивания горных пород.
Руководству ОАО "УГМК" необходимо проработать вопрос переработки породных отвалов или их рекультивации с учетом экономической целесообразности; обеспечить очистку высокоминерализированных подотвальных и шахтных вод с использованием наилучших доступных технологий; организовать работы по закладке отработанных карьеров месторождений и действующих - на тех участках, где завершена отработка.
Наибольшая концентрация предприятий различных отраслей экономики, оказывающих негативное воздействие на природные среды, сосредоточена в Центрально-Южной зоне республики. Расскажите, пожалуйста, о степени этого воздействия.
В этой зоне сильнейшее техногенное воздействие испытывают городская среда и ее жители, в первую очередь это касается Уфы, Стерлитамака и Салавата. При этом больше всего подвержен загрязнению воздушный бассейн. Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят предприятия нефтепереработки, нефтехимии и химии: "Уфанефтехим", "Уфаоргсинтез", "УНПЗ", "Новоил", "Стерлитамакский нефтехимический завод", "Газпром нефтехим Салават", "Сода" и "КаусВ преддверии экологического форума "Уралэкология. Промышленная безопасность % 2011" редакция журнала "Вестник экономики" попросила министра природопользования и экологии Республики Башкортостан А.Н. Кутлиахметова рассказать об экологической обстановке в республике и работе министерства по решению экологических проблем.
Вестник экономики Республики Башкортостан тик". В целом вклад ТЭК в общем объеме выбросов по республике от стационарных источников составляет 70 процентов. В зоне негативного влияния промышленных объектов проживает более полутора миллиона человек. Несмотря на выполнение целого ряда мероприятий по сокращению объема выбросов загрязняющих веществ, уровень загрязнения воздушной среды в городах Уфа, Стерлитамак и Салават остается высоким, особенно в дни неблагоприятных метеоусловий. Это связано и с неэффективной работой газоочистных установок на производственных объектах, и с медленным внедрением современных природоохранных технологий.
Анализ состояния газоочистного оборудования на предприятиях республики,
проведенный нами в 2009 - 2010 годах, выявил, что количество источников выбросов, оснащенных газоочистными установками, за последние 10 лет уменьшилось на 43 процента. Сохраняется в целом и сверхнормативный физический износ газоочистного оборудования. Более половины из таких установок эксплуатируются свыше 20 лет, что приводит к сверхнормативной эмиссии загрязняющих веществ и, периодически, к залповым выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух, инициирующим жалобы населения.
Для оперативного выявления превышений объема выбросов на предприятиях и принятия управленческих решений нам необходима эффективная система аналитического контроля, позволяющая автоматически, в режиме реального времени отслеживать качественный и количественный состав загрязняющих веществ в атмосфере с отходящими газами от приоритетных источников выбросов. Первая из пяти запланированных в республике станций по контролю за выбросами загрязняющих веществ промышленными предприятиями сегодня действует в городе Стерлитамаке, она имеет приборную "начинку" мирового уровня: японской фирмы Хориба (HORIBA) и голландской фирмы Синспек (Synspec).
Еще один фактор, который создает существенное давление на экологическую среду и является актуальным для этой зоны, это транспортная инфраструктура. Здесь очень много проблем, которые чувствуют жители наших крупных городов.
Прирост автомобильного парка в разы обогнал темпы развития дорожной системы. Это приводит не только к пробкам на дорогах, но и к значительному загрязнению атмосферного воздуха выхлопными газами. Это тоже проблема, которая требует пристального внимания и активных действий.
Актуальной проблемой для всей республики является загрязнение земель твердыми бытовыми отходами. Наметились ли позитивные тенденции в обращении с ТБО?
Ежегодный объем образования твердых бытовых отходов в республике составляет 1,7 миллиона тонн. По этим видам отходов не отработана четкая система обращения, что приводит к их примитивному захоронению и росту числа несанкционированных свалок. На территории республики на сегодня функционируют две с половиной тысячи свалок (площадь 2000 гектаров). Естественно, большинство из них не соответствуют экологическим нормам. И только вновь построенные за счет республиканского бюджета 36 полигонов бытовых отходов отвечают всем требованиям - на эти цели за период с 2002 года затрачено уже более 550 миллионов рублей. Приоритетным в решении этой актуальной проблемы должен стать переход от захоронения отходов к их переработке и использованию в качестве вторичного сырья. Сегодня перерабатываемое сырье составляет не более трех процентов от общего годового объема образования отходов.
В целях координации деятельности по управлению отходами потребления Министерством разработана республиканская целевая программа по совершенствованию деятельности с твердыми бытовыми отходами на период до 2020 года. Концепцией программы предусмотрен постепенный переход от системы строительства полигонов ТБО к строительству мусороперегрузочных пунктов, внедрению мусоросортировочных и узловых перерабатывающих комплексов с полигонами по захоронению неутилизируемых остатков ТБО.
Программой предусмотрено строительство более двухсот мусороперегрузочных пунктов, оборудованных прессами, и тринадцати станций, оснащенных линиями сортировки. В городах Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский, Белорецк, Ишимбай, Кумертау, Туймазы, Сибай, Мелеуз запланировано строительство четырнадцати мусоросортировочных станций. В Уфе, Стерлитамаке, Нефтекамске и Сибае предусмотрено строительство комплексов по переработке отходов и выпуску продукции из вторсырья. Результатом реализации программы к 2020 году
станет стопроцентное обеспечение вывоза отходов из населенных пунктов республики; увеличение доли бытовых отходов, использованных в качестве вторичных материальных ресурсов с трех до 50 процентов, увеличение доли объектов размещения отходов, соответствующих всем требованиям, с 35 до 100 процентов. Все эти меры обеспечат значительный экономический, экологический и социальный эффект.